Организация и проведение уроков в 5–9 классах




Проведение разновозрастных уроков по ОБЖ




1 стр. 2 стр. 3 стр. 4 стр. 5 стр.


Уроки ОБЖ в 5 и 9 классах по теме «Ситуации криминогенного характера»

УРОК 1

Цели: изучение правил поведения в криминогенных ситуациях, возникающих дома и на улице, формирование умения проектировать предстоящую деятельность по выходу из ситуаций криминогенного характера, развитие навыков работы в разновозрастном коллективе, воспитание коллективизма.

Оборудование: индивидуализированные карточки, костюмы для ролевой игры, альбомные листы, фломастеры.

Ход урока

1. Организационный момент, постановка цели урока.

Вступительное слово учителя: «Мы с вами живем среди людей. Каждому из нас хочется, чтобы его окружали только хорошие, добрые люди, относящиеся к нему с теплотой. Мы надеемся, что рядом всегда будут только те, кто не причинит нам зла. Но это, увы, не так. Всегда найдутся люди, которые способны причинить нам вред, создать угрозу нашей жизни и здоровью, нашему имуществу. С каждым годом учащаются случаи хулиганства на улицах, разбойных нападений, грабежей.

Живя в домах, квартире, многие люди думают, что за входной дверью надежно защищены от всяческих бед, что злоумышленники не смогут посягнуть на их имущество, не нанесут ущерб их здоровью. Но, как показывает практика, фраза «Мой дом — моя крепость» становится уже неактуальной. По данным МВД, ежегодно фиксируется свыше 300 тысяч случаев краж личного имущества граждан из квартир и частных домов. В связи с этим каждый из нас должен быть подготовлен к возможным опасным ситуациям криминогенного характера, быть обучен основным правилам поведения в них. Ну а самое главное, все мы должны знать, как избежать возникновения этих ситуаций. Этому и будет посвящен наш урок».

2. Основная часть.

2.1. Ролевая игра «Криминальные ситуации дома» (участники — учащиеся 9 класса, зрители — учащиеся 5 класса).

Заранее подготовленные учащиеся 9 класса обыгрывают ситуации, в которых может оказаться ребенок. В ситуациях существует реальная угроза жизни человека, его здоровью, а также имуществу.

Учащиеся 5 класса внимательно смотрят, анализируют, предлагают свои варианты действий в конкретной ситуации.

Ситуация 1.

Ребенок находится дома один без родителей. Раздается звонок в дверь. Ребенок подходит к двери и в дверной глазок видит незнакомого человека. Незнакомец пытается уговорить ребенка открыть дверь.

Ситуация 2.

Семья из трех человек находится дома. Вдруг раздается телефонный звонок. Девочка подходит к телефону и снимает трубку. Незнакомый голос спрашивает ее, чья это квартира. Девочка называет свою фамилию. Тогда незнакомец спрашивает, кто сейчас дома. Девочка отвечает, что сейчас дома папа и мама, но они скоро уйдут.

Ситуация 3.

Мальчик находится дома один. Неожиданно он слышит, что кто-то пытается открыть входную дверь. Тихо подойдя к двери, он увидел в дверной глазок двух незнакомых людей. Тогда мальчик громко сказал: «Папа, подойди в прихожую, мне кажется, за дверью скребется наша кошка Мурка».

Ситуация 4.

Дома находятся двое детей — мальчик и девочка. Раздается громкий стук в дверь. Подойдя к двери, девочка, не спросив, кто там, открывает ее и видит незнакомого человека. Незнакомец спрашивает: «Ты дома одна?», на что девочка отвечает, что с ней еще ее младший брат, а родители вернутся с работы через пару часов.

После окончания ролевой игры и обсуждения ситуаций учащиеся 5 и 9 классов совместно называют другие возможные причины возникновения ситуаций криминогенного характера в жилище:

• незапертая дверь;
• неукрепленные дверь и дверной косяк;
• оставленные в доступном месте ключи;
• незакрытые форточки или окно;
• отсутствие дверной цепочки или глазка;
• беспечность хозяев.

2.2. Работа по индивидуальным карточкам (5 и 9 классы одновременно).

Примерное содержание карточек для учащихся 5 класса (разноуровневые).

Вариант 1

1. Вы находитесь с родителями в своей квартире. Подойдя к двери на раздавшийся звонок, вы услышали: «Здравствуйте, я электрик из ЖЭКа, должен проверить исправность вашей электропроводки». Каковы будут ваши действия? Для разработки проекта предстоящих действий можете воспользоваться следующими фразами:

• открыть дверь со словами «Проходите, пожалуйста!»;
• впустить человека, потребовав показать служебное удостоверение;
• уточнить фамилию работника, позвонив в ЖЭК;
• открыть дверь со словами: «Извините, но у нас с электропроводкой все в порядке»;
• впустить посетителя, продолжать заниматься своими делами;
• впустить электрика и присутствовать при выполнении им работ.

2. Вы были в гостях у ваших друзей. Вам предстоит возвращаться поздним вечером домой. Как вы будете действовать?

Вариант 2

1. Вы остались дома один. В дверь вашей квартиры позвонили. На ваш вопрос: «Кто там?» — ответили: «Сантехник, необходимо перекрыть горячую воду, а то зальет весь дом. Кран находится в вашей квартире». Каковы будут ваши действия? Составляя проект предстоящих действий, можете воспользоваться следующими фразами:

• открыть дверь и впустить сантехника;
• предложить сантехнику прийти с милиционером;
• попросить сантехника привести вам знакомых взрослых соседей;
• проверить, есть ли в вашей квартире кран, который перекрывает горячую воду в доме;
• ответить, что сейчас родители сами перекроют кран;
• позвонить родителям и спросить, есть ли такой кран в вашей квартире.

2. Возвращаясь вечером домой из спортивной школы, вы почувствовали, что кто-то идет за вами следом. Каковы будут ваши действия?

3. На улице к вам подъехала машина, и незнакомый водитель предложил подвезти вас до дома. Выберите правильный вариант действий:

а) сядете в машину;
б) откажетесь от предложения и быстро отойдете от машины;
в) остановитесь и станете разговаривать с незнакомцем.

Ответ: б.

Вариант 3

1. Вы находитесь дома один, родители на работе. В окно вашего дома постучали. Выглянув в окно, вы увидели молодого человека интеллигентного вида. Подойдя к двери дома, вы спрашиваете: «Кто вам нужен?» Человек отвечает, что является знакомым родителей, и просит пустить его, чтобы в доме подождать прихода родителей и сделать им сюрприз. Каковы будут ваши действия в этой ситуации? Составьте проект ваших действий.

2. Ваша квартира расположена на третьем этаже десятиэтажного дома. Придя из школы домой, вы обнаружили, что дверь приоткрыта, видны следы взлома, из квартиры слышны незнакомые голоса. Что вы предпримете в этой ситуации? Составьте проект ваших действий.

3. Вы заходите в свой подъезд и слышите громкие крики, смех, шум и понимаете, что этажом выше на лестничной клетке находится компания молодых людей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. Выберите из предлагаемых вариантов действий правильный:

а) спокойно подниматься домой;
б) ждать, пока они уйдут;
в) дождаться взрослого человека, входящего в подъезд, и попросить его проводить вас до квартиры.

Ответ: в.

Примерное содержание карточек для учащихся 9 класса (разноуровневые).

Вариант 1

1. При разговоре по телефону с вымогателем надо попытаться:

а) получить максимум информации о звонившем: пол, возраст, дефекты речи, акцент, слова-паразиты и т. д.;
б) оценить характер и реальность угроз, степень информированности преступника о вас и вашей семье;
в) убедить преступника отказаться от своих замыслов;
г) позвонить по другому телефону (от соседей или по сотовому) в милицию;
д) прекратить разговор, положив трубку.

Варианты ответов:

1) все действия верны;
2) все, кроме в и д;
3) все неверно.

Ответ: 2.

2. Возвращаясь вечером, на безлюдной улице вы увидели подвыпившую компанию, которая стояла на пути к вашему дому. Составьте проект первоочередных действий по выходу из создавшейся чрезвычайной ситуации.

Вариант 2

1. Какие из перечисленных действий следует выполнить, если вам угрожают или шантажируют по телефону?

а) Постараться затянуть разговор и записать его на магнитофон;
б) постепенно соглашаться с требованиями преступников;
в) попросить другого члена семьи позвонить по сотовому телефону или от соседей на АТС и в милицию;
г) зашторить окна и никого не выпускать из дома;
д) сразу выполнять требования злоумышленников;
е) написать заявление в милицию и передать его через соседей.

Варианты ответов:

1) использую все;
2) все, кроме б;
3) все кроме д.

Ответ: 3.

2. Возвращаясь вечером из кино, вы решили сократить дорогу и пройти к дому через парк. Когда вы углубились в парк примерно на сто метров от оживленной улицы, то услышали впереди себя разговор подвыпившей компании, которая заметила вас и замышляет недоброе. Какую ошибку вы совершили? Как будете действовать в этом случае?

Вариант 3

1. Если у вас под угрозой расправы отбирают сумку и деньги, а помощи ждать неоткуда, как вы поступите?

а) Отдадите без сопротивления, ваша безопасность дороже;
б) будете сопротивляться, постараетесь вырваться и убежать;
в) будете громко кричать в надежде, что вас услышат и окажут помощь.

Ответ: а.

2. В целях безопасности, перед тем как открыть дверь своей квартиры, вы прежде всего должны:

а) удостовериться в исправности и нетронутости замков и двери;
б) убедиться, что на площадке и лестничных клетках нет посторонних;
в) сразу открывать дверь;
г) осмотреть дверь: нет ли в ней записок, спичек, липкой ленты.

Ответ: б.

3. Вы вошли в лифт, следом за вами в него быстро вбежал незнакомый вам человек. Каковы будут ваши действия? Составьте проект первоочередных действий по выходу из данной ситуации.

По завершении работы учащимся предлагается коллективно обсудить ответы (по 1—2 человека на каждый вариант).

2.3. Работа в разновозрастных группах (учащиеся 5 и 9 классов совместно).

Учащимся в группах предстоит выполнить задания: 5 класс — вспомнить название и по возможности сюжет мультфильма, где есть ситуация криминогенного характера; 9 класс — вспомнить название и сюжет художественных фильмов и книг, где герои оказываются в криминогенных ситуациях. Кроме того, каждая группа выполняет рисунок на тему «Ситуации криминогенного характера дома и на улице». Учащиеся должны «оживить» рисунок, объяснив, что это за ситуация и как можно ее избежать, а оказавшись в ней, правильно действовать.

2.4. Ролевая игра «Криминальные ситуации на улице» (9 класс) и работа с памяткой «Один дома» (5 класс).

Учащимся 9 класса, разделенным на группы, выдаются карточки с указанием ситуаций, которые могут возникнуть на улице. Затем некоторым учащимся предлагается обыграть данные ситуации перед всеми школьниками.

Учащиеся 5 класса работают с памяткой «Один дома». Им предлагается набор процедур, служащих ориентиром для безопасной жизнедеятельности в ситуации, когда ребенок оказывается один дома. Школьники анализируют предложенные правила действий, предлагают свои. К обсуждению привлекаются учащиеся 9 класса, которые не участвуют в ролевой игре. По окончании работы учащиеся 5 класса выступают в роли зрителей, внимательно смотрят и анализируют ролевую игру учащихся 9 класса.

Ситуации для учащихся 9 класса:

1) На улице к вам пристают два незнакомых человека, требуя отдать деньги и сотовый телефон. При этом они угрожающе размахивают руками.
2) Вы гуляете по скверу. К вам назойливо пристает человек, находящийся в состоянии алкогольного опьянения, прося помочь небольшой суммой денег: «На хлеб не хватает!»
3) На рынке у вас вырывают сумку с деньгами, причем нападающие держат в руках предметы, напоминающие складные ножи.
4) Вы проходите мимо машины. Вас просят подойти и рассказать, где находится рынок.
5) На улице вас на секунду останавливают, просят подснять колоду карт, бросить кости, рассудить спор, — нужен кто-то незаинтересованный.
6) Идя по многолюдному рынку, вы замечаете, что у идущего впереди мужчины из кармана выпадает пачка денег, завернутая в целлофановый пакет. Другой мужчина поднимает сверток, предлагает вам поделить деньги.
7) У входа в супермаркет вас останавливает цыганка со словами: «Дорогой (дорогая), остановись на минутку, спросить надо».
8) Вас останавливает цыганка со словами: «Дай погадаю».
9) Две девушки на дискотеке познакомились с двумя парнями. По окончании дискотеки парни предложили послушать у них дома музыку.
10) Девушка возвращается с дискотеки. Ее догоняет молодой человек и предлагает проводить до дома.

Памятка для учащихся 5 класса «Один дома»

1. Не оставлять дверь незапертой.
2. Никогда не открывать дверь незнакомцу в отсутствие родителей.
3. При настойчивых звонках, стуке в дверь создать впечатление, что в доме находятся несколько человек.
4. Услышав стук или звонок в дверь, подойти и, посмотрев в глазок, уверенным голосом спросить: «Кто там?»
5. Увидев незнакомого человека, не открывая двери, спросить, что ему нужно.
6. При подозрительной настойчивости позвонить по телефону «02», постучать в стену соседям, выйти на балкон, открыть окно и привлечь внимание прохожих.

2.5. Работа в разновозрастных группах (учащиеся 5 и 9 классов совместно).

Из предложенного списка учащимся необходимо выбрать действия, которые следует совершить, уезжая из дома на длительное время:

• позвонить всем знакомым и сообщить, что уезжаете всей семьей в деревню;
• договориться с соседями, чтобы они вынимали ежедневно почту из вашего почтового ящика;
• плотно закрыть окна, форточки, занавесить окна шторами;
• перед уходом оставить включенным светильник, открыть форточку, чтобы окружающие подумали, что в квартире кто-то есть;
• оставить включенным радио;
• перед уходом из дома сделать на телефонном автоответчике запись «Дома никого нет. Будем 25 июня»;
• перед отъездом отключить все электроприборы, перекрыть газ;
• закрепить на косяке и двери незаметную тонкую нить;
• вывесить на балконе (крыльце) старое белье, одежду;
• перед уходом проверить, перекрыт ли водопроводный кран, газовый кран, потушен ли огонь в печи;
• запереть на ключ шкафы, ящики с ценными вещами;
• попросить родственников или соседей периодически проверять ваше жилище;
• передать на временное хранение родственникам ценные вещи;
• оформить страховку на имущество, находящееся в вашем доме.

2.6. Фронтальная работа.

Учитель объясняет учащимся, как нужно действовать в криминогенных ситуациях, которые могут возникнуть на улице. Совместно с учащимися формулируются основные правила, которые позволяют ребенку не стать жертвой преступления:

• никогда не разговаривайте с незнакомыми людьми;
• будьте внимательны к происходящему вокруг;
• будьте смелыми, но не безрассудными;
• всегда предупреждайте своих родителей, куда идете и во сколько планируете вернуться;
• соблюдайте самые простые меры предосторожности во время пребывания на улице, особенно в темное время суток;
• избегайте наиболее опасных мест в вашем населенном пункте;
• не ходите в одиночку в позднее время;
• будьте предельно внимательны и осторожны при общении с людьми, находящимися в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
• не отвечайте и не поддавайтесь на провокацию, если с вами грубо и насмешливо обращаются;
• не подходите вплотную к одиноко стоящему автомобилю, особенно если в нем сидят люди и работает двигатель;
• не садитесь в пустые вагоны трамваев, метро, электричек, в автобусах и троллейбусах занимайте места ближе к водителю;
• в незаполненном кинозале не садитесь отдельно от зрителей;
• не давайте свой адрес и телефон незнакомым людям;
• не поддавайтесь заманчивым предложениям по дешевой покупке вещей;
• не останавливайтесь на просьбы людей, играющих в азартные игры, а также цыганок, предлагающих погадать;
• ценности, кошельки, мобильные телефоны носите в недоступных для злоумышленников местах и др.

После этого учащимся задают вопросы:

1) Как можно защититься самому?
2) Какие особенности психологии человека помогают избежать возникновения ситуаций криминогенного характера?
3) На какие участки тела можно воздействовать наиболее эффективно для своей защиты?

2.7. Работа в разновозрастных группах (учащиеся 5 и 9 классов совместно).

Учащимся необходимо разработать памятки по безопасному поведению при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации криминогенного характера на улице и в общественных местах.

2.8. Домашнее задание.

Учащимся 5 класса нужно составить план особо опасных мест своего населенного пункта (района проживания), разработать проект действий по выходу из ситуации «Вечером в подъезде вы обнаружили незнакомую компанию, которая расположилась на лестничной клетке перед вашим этажом».

Учащимся 9 класса необходимо разработать проект действий по выходу из ситуаций «Во время дискотеки началась сильная потасовка, сопровождающаяся давкой» и «Вас захватил в заложники человек, ограбивший магазин».

3. Подведение итогов урока.

Учитель совместно с учащимися подводят итоги урока, делают акцент на том, что большей части ситуаций криминогенного характера человек может избежать, зная о возможности их возникновения и основных правилах действий в них. Еще раз подчеркивается актуальность и неоспоримость формулы безопасности: «Знать опасности, уметь предвидеть их и по возможности избегать их, уметь грамотно действовать в случае их возникновения».

Также школьникам сообщается, что на следующем уроке будут рассмотрены вопросы, связанные с безопасностью человека в толпе и при террористических актах.


1 стр. 2 стр. 3 стр. 4 стр. 5 стр.



Источник: Линия УМК Латчука. 5–9 классы. Автор материала Михайлов А. А.
https://drofa-ventana.ru/material/organizaciya-i-provedenie-urokov-5-9-klassy/






Наверх