Организация и проведение уроков в 5–9 классах






Проведение игровых уроков по ОБЖ



1 стр. 2 стр. 3 стр. 4 стр. 5 стр.


Среди всего разнообразия форм нестандартных уроков, активизирующих познавательную деятельность школьников, повышающих их интерес к изучаемому предмету, особо выделяются уроки, проводимые в форме игр. Прежде чем представить вашему вниманию примеры игровых уроков ОБЖ, рассмотрим сущность игровой деятельности школьников, раскроем основные функции игры и представим процедуру проектирования игрового учебного занятия.

Игру, в которую вовлечены школьники в процессе учебно-воспитательной работы, можно определить как вид деятельности в условных ситуациях, направленный на воссоздание и усвоение социального опыта. В игре происходит освоение учащимися новых социальных ролей, правил поведения, технологии самореализации, приобретение нового опыта.

В учебно-воспитательном процессе используются следующие группы игр:

1) сюжетно-ролевые;
2) подвижные;
3) дидактические (О. С. Газман).

Дидактическую игру П. И. Пидкасистый определяет как «активную учебную деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов».

Это коллективная целенаправленная деятельность, в ходе выполнения которой каждый участник игры и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

Все дидактические игры делятся на три вида.

1. Прямого дидактического воздействия, в которых учитель организует свою деятельность совместно с обучаемыми и выступает в роли одной из играющих сторон.
2. Опосредованного дидактического воздействия, когда учитель находится как бы «вне поля игры» в роли наблюдателя, судьи или болельщика.
3. Смешанного дидактического воздействия, когда учитель принимает участие в игре в роли ведущего, судьи, эксперта и консультанта.

Дидактическая игра имеет педагогическую и игровую задачу. При этом педагогическая задача реализуется косвенным образом через игровую, через игровые правила и действия.

По характеру используемого материала дидактические игры делятся на:

• настольно-печатные, основанные на подборе картинок по принципу сходства (лото, домино) или по принципу сложения целого из частей (разрезанные картинки);
• словесные;
• предметные (с дидактическими игрушками и материалами).

По способу организации деятельности игры делятся на:

• игры-путешествия;
• игры-поручения;
• игры-загадки;
• игры-беседы;
• игры-предположения (А. И. Сорокина).

Кроме того, ученые, занимающиеся организацией игровой деятельности детей, выделяют:

а) имитационную игру, под которой понимается активная самостоятельная деятельность школьников по имитационному моделированию конкретных систем и игровому моделированию профессиональной деятельности человека в этих системах;
б) ролевую игру — имитацию типичных и существенных черт профессиональной деятельности или социальных функций;
в) деловую игру — форму воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, которые характерны для данного вида практики;
г) собственно имитационную игру — имитацию деятельности или отношений исторических личностей, литературных героев, зверей, предметов и т. п.;
д) игровые ситуации — конкретные сюжеты, которые необходимо обыграть (вы — один в лесу, вы — на необитаемом острове, вы — в зоне чрезвычайной ситуации, вы — президент страны, вы — путешественник и т. п.) (А. А. Вербицкий, П. И. Пидкасистый, Л. А. Сетрукова, Ж. С. Хайдаров).

Среди ролевых игр особого внимания заслуживает социально ориентирующая игра. Ее педагогический смысл заключается в создании условий для социальных проб детей в имитируемой социальной деятельности. Игра предполагает создание ситуаций выбора, в которых ребенок должен найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и имеющегося социального опыта (Б. В. Куприянов, М. И. Рожков, И. И. Фришман).

Игра, как специально организованная деятельность, оказывает определенное воздействие на личность ребенка. Так, функциями игры, по В. В. Петрусинскому, являются:

1) обучающая — закрепление знаний, формирование умений и навыков, в том числе общеучебных, развитие познавательных процессов;
2) развлекательная — создание благоприятной атмосферы на занятии;
3) коммуникативная — сплочение детского коллектива;
4) релаксационная — снятие напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при обучении;
5) психотехническая — формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности.

Как отмечает Г. К. Селевко, большинству игр присущи следующие черты:
• свободная развивающая деятельность, предпринимаемая только по желанию ребенка, ради получения удовольствия от самого процесса игровой деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
• творческий, зачастую импровизационный, очень активный характер деятельности («поле творчества»);
• эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п.;
• наличие прямых или косвенных правил, которые отражают содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Спектр целевых ориентаций игровой деятельности можно представить, основываясь на работе Г. К. Селевко, следующим образом.

1. Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение знаний, умений и навыков в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, которые необходимы в практической деятельности; развитие общеучебных и обобщенных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
2. Развивающие: развитие памяти, внимания, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии и оптимальные решения; развитие мотивации учебно- познавательной деятельности.
3. Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание коллективизма, общительности, коммуникативности, сотрудничества.
4. Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Включение учащихся в игровую деятельность позволяет им выполнять реальную работу, решать конкретную задачу. При этом ряд моментов игры носит условный характер, позволяющий ученикам отвлечься от реальной ситуации. Игра дарит учащемуся озарение, интеллектуальное и физическое наслаждение, всплеск положительных эмоций. Достижение цели игры способствует удовлетворению его познавательных потребностей, которые находят отражение в самостоятельном предвидении результатов игры и выражаются в очевидном усвоении содержания и способов моделируемой в игре деятельности.

Структура игры как деятельности соответствует логике любой человеческой работы. Она включает целеполагание, планирование, осуществление цели и анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности как необходимое условие достижения целей игры обеспечивается ее добровольностью, возможностью выбора, элементами соревновательности, а также удовлетворением потребности каждого ребенка в самоутверждении, самореализации.

Если рассматривать игру как процесс, ее составляют:

• роли, которые берут на себя играющие;
• игровые действия как средство реализации этих ролей;
• игровое употребление предметов, то есть замещение реальных объектов игровыми, условными;
• реальные отношения между играющими;
• сюжет (содержание), представляющий собой область действительности, которая условно воспроизводится в игре.

В игровой деятельности можно выделить три основных этапа.

1. Подготовка: выбор игры, постановка целей, разработка программы проведения игры с учетом личностных особенностей участников. Материальное обеспечение игры.
2. Проведение: реализация программы деятельности, сама игра с учетом логики действий, правил, атрибутов и т. д.
3. Подведение итогов: анализ игры в целом, рефлексия, оценка действий каждого ученика, рекомендации.

Для эффективного осуществления игры необходима тщательная подготовка. Проектирование учителем будущей совместной деятельности с учащимися способствует более осознанному выбору средств и методов обучения и воспитания.

Процедура проектирования игрового занятия в учебно-воспитательном процессе в рамках курса ОБЖ может быть представлена следующим образом.

1. Анализ темы и содержания урока (внеклассного занятия), определение педагогических и игровых задач.
2. Выбор вида игры (ролевая, деловая игра, соревнование, путешествие, игра-викторина и т. п.).
3. Разработка сюжета игры.
4. Разработка способов установки на игру, постановки игровой задачи, приемов активизации деятельности учащихся.
5. Разработка форм выдачи учащимся заданий.
6. Определение принципа распределения ролей, объяснения правил.
7. Разработка подробного плана игры — алгоритма или сценария с детальным описанием всех этапов, видов деятельности участников, содержания занятий, графической модели взаимодействия участников.
8. Прогнозирование результатов.
9. Определение критериев и формы итогов оценки (самооценка, взаимная оценка, шкала оценки), способа обобщения работы (систематизация, расстановка акцентов, выделение главного).
10. Подготовка необходимого оборудования (демонстрационного, лабораторного), раздаточного материала, справочников, пособий, плакатов и других необходимых средств.
11. Организационная подготовка: знакомство участников с будущей игрой (в случае использования имитационных игр).


1 стр. 2 стр. 3 стр. 4 стр. 5 стр.



Источник: Линия УМК Латчука. 5–9 классы. Автор материала Михайлов А. А.
https://drofa-ventana.ru/material/organizaciya-i-provedenie-urokov-5-9-klassy/






Наверх