Организация и проведение уроков в 5–9 классах




Проведение игровых уроков по ОБЗР (ОБЖ)



1 стр. 2 стр. 3 стр. 4 стр. 5 стр.


Урок-игра для учащихся 6 классов «Путешественники»

Цели: контроль знаний и умений учащихся по теме «Автономное существование человека в природных условиях», формирование умения проектировать предстоящую деятельность, повышение интереса к предмету.

Оборудование: карточки с заданиями, куски ткани, нить, швейные иглы, набор цветных карандашей, два набора предметов, необходимых для похода, ТСО.

В мероприятии участвуют 2—3 команды, ведущим может быть как сам учитель, так и учащиеся старших классов. Урок проходит в форме игры КВН. Каждое задание оценивается по 5-балльной системе.

Ход урока

1. Приветствие команд.

Команды представляют на суд зрителей и жюри название команды, девиз, походную речовку. Время выступления каждой команды — 5 минут.

2. Разминка.

Командам предлагаются вопросы, на которые они сразу должны дать ответ.

1) Продукты леса, часто используемые в походах в качестве пищи. (Грибы.)
2) С помощью его дыма можно подать сигнал бедствия. (Костер.)
3) Опасное природное явление, от которого нельзя прятаться под деревьями. (Гроза.)
4) Прибор для очистки воды. (Фильтр.)
5) Комары летают роем. (К теплой погоде.)
6) Болотная ягода, богатая витамином C. (Клюква.)
7) Дым от костра стелется над землей. (К ухудшению погоды.)
8) Предмет, облегчающий заготовку дров. (Топор.)
9) Ласточки летают низко над водой. (К дождю.)

3. Кроссворд.

Каждой команде предстоит разгадать кроссворды, содержащие названия предметов, известных каждому путешественнику. Побеждает та команда, которая быстрее правильно разгадает кроссворды.

Вопросы кроссворда № 1:

1. Прибор для определения сторон света. (Компас.)
2. Небесное светило, которое в дневное время служит путешественникам одним из ориентиров. (Солнце.)
3. Из-за неосторожного обращения с ним может возникнуть пожар. (Костер.)
4. Сумка туриста. (Рюкзак.)

Разгадав эти слова, участники узнают главное слово кроссворда — палатка. (Вид временного укрытия.)

Вопросы кроссворда № 2:

1. Средство для ловли рыбы. (Удочка.)
2. Его используют для преодоления болот. (Шест.)
3. С его помощью можно преодолеть водную преграду. (Плот.)
4. Место, где берет начало река. (Исток.) Главное слово кроссворда — котелок. (Емкость для приготовления пищи в походе.)

4. Музыкальный конкурс «Походные песни».

Участникам игры предстоит вспомнить наиболее известные походные песни. Кроме того, каждая команда заранее разучивает одну из таких песен.

5. Домашнее задание «Походная кухня».

Команды предлагают на суд зрителей однодневное походное меню, включающее в себя продукты, добытые в природе.

6. Конкурс капитанов.

Для участия в этом конкурсе приглашаются капитаны команд. Из предложенных предметов им нужно выбрать те, которые в первую очередь необходимы в условиях вынужденной автономии.

Набор предметов (список можно изменить): магнитофон, топор, складной нож, журнал сканвордов, леска, крючок, игральные карты, пластиковая бутылка, котелок, компас, зонт, волейбольный мяч, бадминтон, походная медицинская аптечка, шоколадка, карта местности, учебник математики, бутылка лимонада, упаковка чипсов, ножницы, будильник, одеяло, фотоаппарат.

7. «Съедобные грибы и лесная аптека».

Пока капитаны выполняют задание, остальные участники игры вспоминают названия съедобных грибов. Они записывают их на листе бумаги (кто больше запишет).

В это же время проводится игра со зрителями. Зрителям предлагается назвать лекарственные растения и указать их назначение и способ применения (по возможности).

8. «Ты мне — я тебе».

Обе команды по очереди предлагают друг другу выполнить задание, связанное с назначением и устройством костра. При этом команда, задающая вопрос, предлагает свой вариант ответа.

1) К какому виду относится костер «шалаш»? Как его соорудить?
2) Для чего используется костер «колодец»? Как его правильно соорудить?
3) В каких случаях применяется костер с заслоном? Что нужно для его сооружения?

Каждая команда демонстрирует сооружение макетов костров, соперники следят за правильностью выполнения работы, после ее завершения вносят соответствующие коррективы.

9. «Ремонт снаряжения».

Для ремонта снаряжения необходимо по одному участнику от каждой команды. Им предстоит отремонтировать походную сумку, пришив на нее заплату.

Остальные участники выполняют рисунки жестов — сигналов бедствия: «все в порядке», «нужны компас и карта», «подберите нас», «нуждаемся в медицинской помощи».

10. «Происшествие в походе».

Командам необходимо разработать проект первоочередных действий по выходу из чрезвычайной ситуации, с которой можно столкнуться при автономном существовании в природных условиях. Причем учащиеся должны хорошо понимать, что проект должен обеспечивать выполнение главной задачи — сохранение жизни и здоровья людей. Ситуации:

1) группа туристов во время движения потеряла ориентировку;
2) в походе закончился запас воды;
3) один из туристов группы сломал ногу.

В заключение урока подводятся итоги, награждаются победители.

Завершить КВН можно коллективным исполнением песни, посвященной предмету ОБЗР (ОБЖ) (на мотив песни «Учат в школе»).

Знаки разные читать, на дороге не зевать Учат в школе на уроках ОБЗР (ОБЖ) нас. Как дорогу перейти, чтобы травму не найти, Учат в школе на уроках ОБЗР (ОБЖ) нас.

Наложение жгута и повязки из бинта Проходили на уроках ОБЗР (ОБЖ) мы. Путешествовать в лесу, чтоб не встретить там беду, Все учили на уроках ОБЗР (ОБЖ) мы.

Как здоровье сохранять и в беде не унывать, Чтобы жизнь была прекрасной и счастливой, ОБЗР (ОБЖ) всем нужно знать, в жизни знанья применять, Чтоб учиться и работать для России!!!

Урок-игра для учащихся 6 классов «Азы безопасности — 6»

Цели: систематизация знаний по теме «Автономное существование человека в природных условиях», развитие познавательных процессов, повышение интереса к предмету.

Оборудование: пронумерованные карточки с вопросами и соответствующие им карточки с рисунками.

Урок проводится в конце учебного года. К нему готовятся карточки с изображением опасных предметов, ситуаций, несущих угрозу жизни и здоровью, условных знаков, номеров экстренных телефонов, а также предметов, используемых для предотвращения и ликвидации опасных ситуаций, сохранения здоровья. Отдельно оформляются карточки с вопросами. Номера карточек с вопросами и соответствующими им рисунками одинаковы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Класс делится на 3—4 команды, каждая получает одинаковое количество карточек с рисунками. Ведущим может быть как учитель, так и один из учащихся.

2. Игра.

Ведущий зачитывает вопрос с карточки, не называя ее номер. Игроки должны определить, о рисунке с каким номером идет речь, описать его сюжет, сформулировать основные правила поведения (пользования), определить первоочередные действия (составить план), возможные последствия развития события.

Таблица 2 Примерное содержание карточек

№ карточкиВопросРисунок
1Самодельное плавательное средство
2Обитатели водоемов, часто используемые в походе в качестве пищи
3Растущие рядом с деревом грибы могут служить одним из ориентиров
4Ее используют для освещения, она бывает восковой, стеариновой
5Жест-сигнал «Нуждаемся в медицинской помощи»
6Опасность, связанная с разрушением горных пород
7Лесная ягода, обладающая жаропонижающим действием
8По его кольцам можно определить стороны света
9Его используют для преодоления болотистой местности
10Топографический знак «Дом»
11С помощью его дыма можно подать сигнал о помощи
12Знак международного кода «Необходимы пища и вода»
13Прибор для определения сторон света
14Знак международного кода «Нет»
15Собранные вместе медикаменты
16Топографический знак «Хвойный лес»
17В нем можно приготовить пищу в походе
18Временное укрытие, построенное из природных материалов
19Опасное природное явление, от которого нельзя прятаться под деревьями
20Небесное светило, служащее в дневное время ориентиром
21Топографический знак «Смешанный лес»
22Знак международного кода «Все в порядке»
23Костер «таежный»
24Прибор для очистки воды
25Зимнее укрытие
26Подробный план местности
27Средства, которыми можно пользоваться на рыбалке
28Знак международного кода «Укажите направление следования»
29Костер «звездный»
30Продукты леса, часто используемые в походах в качестве пищи
31Топографический знак «Луг»
32Вещи, которыми необходимо пользоваться в жаркую солнечную погоду
33По кресту на куполе православного храма можно узнать направление на север
34Походная сумка туриста
35Лекарственное растение, используемое в качестве кровоостанавливающего средства
36Жест-сигнал «Подберите нас»
37Болотная ягода, богатая витамином C
38Топографический знак «Болото»
39Природное явление, вызывающее затопление местности
40Знак международного кода «Здесь возможна посадка»
41Предметы, облегчающие заготовку дров для костра
42Щепка, которую можно использовать для освещения временного жилища
43Топографический знак «Холм»
44Муравейник в лесу может служить ориентиром
45Костер «шалаш»
46Знак международного кода «Нужны медикаменты»
47Встреча с «хозяином» леса может закончиться бедой
48Прибор для определения времени, по которому в дневное время можно определить стороны света
49Топографический знак «Мост»
50Знак международного кода «Да»
51Ее укус может быть смертельным
52Снег с сильным ветром
53Походное укрытие туристов из непромокаемой ткани

3. Подведение итогов.


1 стр. 2 стр. 3 стр. 4 стр. 5 стр.



Источник: Линия УМК Латчука. 5–9 классы. Автор материала Михайлов А. А.
https://drofa-ventana.ru/material/organizaciya-i-provedenie-urokov-5-9-klassy/






Наверх