Организация и проведение уроков в 5–9 классах




Проведение игровых уроков по ОБЗР (ОБЖ)



1 стр. 2 стр. 3 стр. 4 стр. 5 стр.


Урок-игра для учащихся 8 классов «Внимание — авария!»

Цели: контроль учащихся по вопросам безопасности в случае возникновения ЧС техногенного характера; развитие у школьников навыков общения.

Оборудование: карточки с заданиями, бочонки для игры в лото, эмблемы команд.

В игре принимают участие все учащиеся класса (в случае малой наполняемости), или класс делится на 2 команды. Ведущим является учитель, в качестве «темной лошадки» может быть приглашен учитель химии.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учащимся сообщают правила игры, учитель нацеливает школьников на активную работу.

2. Игра-викторина.

Первый этап. «Больше, больше, больше...»

За одну минуту команды должны дать как можно больше правильных ответов на поставленные вопросы.

Вопросы команде 1:

1) Что называется ЧС? (Неблагоприятная обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, стихийного бедствия, аварии или катастрофы, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение жизнедеятельности людей.)
2) Какой химический элемент необходим для горения? (Кислород.)
3) Что относится к индивидуальным средствам защиты органов дыхания? (Противогаз, респиратор, ватно-марлевая повязка.)
4) В чем главная опасность аварии на АЭС? (Заражение территории радиоактивными веществами.)
5) Какой объект является взрывоопасным? (На котором хранят, производят, транспортируют вещества, способные при определенных условиях взрываться.)
6) Каковы основные причины гидродинамических аварий? (Действия сил природы (землетрясения, ураганы, размыв плотин и пр.), износ и старение оборудования, воздействие человека (нанесение ударов оружием), ошибки при проектировании.)

Вопросы команде 2:

1) Что называется аварией? (Опасное техногенное происшествие, которое создает на объекте (определенной территории, акватории) угрозу жизни и здоровью людей, приводит к разрушению зданий, сооружений, оборудования, наносит ущерб окружающей среде.)
2) В чем измеряется доза облучения? (В рентгенах.)
3) В чем опасность аварии на объекте химической промышленности? (Заражение окружающей среды химически опасными веществами.)
4) Что относится к индивидуальным средствам защиты кожи? (Спецодежда, резиновая обувь, резиновые перчатки, общевойсковой защитный комплект.)
5) Каковы основные причины аварий? (Нарушение требований безопасности, износ основного технологического оборудования и основных фондов, нарушение техники безопасности, ухудшение качества проведения работ по предупреждению возникновения аварий.)
6) Какой объект является радиационно опасным? (Производственный объект, использующий ядерные материалы, а также хранящий и транспортирующий их, при аварии на котором может произойти облучение, радиоактивное заражение людей, животных и растений, а также загрязнение окружающей природной среды в опасных дозах.)

Второй этап. «Заморочки из бочки»

Команды по очереди достают бочонки с номерами, которые соответствуют номеру вопроса. За каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл, бочонок «Счастливый случай» дает два дополнительных балла. Если команда затрудняется ответить на вопрос, то право ответа переходит другой команде или зрителям.

Вопросы и ответы на них:

1) Что представляет собой аварийная ситуация? (Это ситуация, при которой возникает угроза безопасности жизнедеятельности людей, нарушение нормальной работы объектов в результате их повреждений и отклонений от заданного режима.)
2) Какое вещество называется взрывоопасным? (Вещество, которое может взрываться при воздействии пламени или проявлять чувствительность к сотрясениям или трениям большую, чем динитробензол.)
3) Что представляет собой зона радиоактивного загрязнения? (Территория или акватория, в пределах которой имеется радиоактивное загрязнение.)
4) «Счастливый случай».
5) Что такое МАГАТЭ? (Международное агентство по атомной энергетике.)
6) Что такое зона затопления? (Прилегающая к водоему часть местности, затопляемая в случае аварии на гидротехническом сооружении.)
7) Что представляет собой эвакуация населения? (Комплекс мероприятий по организованному выводу и (или) вывозу населения из зон чрезвычайной ситуации, а также жизнеобеспечение эвакуированных в районе размещения.)
8) Кто такой пострадавший в чрезвычайной ситуации? (Человек, пораженный либо понесший материальные убытки в результате возникновения ЧС.)
9) Какие яды относят к нейротропным? (Вещества, отрицательно действующие на нервную систему.)
10) Что такое мониторинг? (Наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека.)

Третий этап. «Думают все»

Команды задают друг другу по вопросу, на обдумывание ответа предоставляется 3 минуты. Вопросы касаются планирования поведенческих действий в случае возникновения ЧС.

Ситуации:

1) ваш товарищ попал в зону радиоактивного заражения;
2) вы попали в зону выброса АХОВ;
3) длительные дожди вызвали подъем уровня воды на плотине, находящейся недалеко от вашего дома и др.

Пока команды готовятся, ведущий игры задает вопросы зрителям.

Вопросы:

1) Что необходимо взять с собой в случае экстренной эвакуации?
2) Какие радиоактивные элементы вы знаете?
3) Какие пожаро- и взрывоопасные объекты существуют у вас в поселке (городе, деревне)?
4) Как нужно передвигаться по зараженной местности?
5) Когда необходима йодная профилактика?

Четвертый этап. «Темная лошадка»

Участники должны определить, о каком ученом идет речь в этом отрывке: «Много открытий было сделано этим великим ученым. Но о самом главном его открытии научная общественность узнала на заседании Русского химического общества в марте 1869 года».

Игроки угадывают имя ученого (Д. И. Менделеев). Перед учащимися появляется учитель химии, играющий роль Д. И. Менделеева. Он задает командам следующие вопросы:

1) Когда меня спрашивали, как я открыл периодический закон, я отвечал: «Искать чего-либо, хотя бы грибы или какую-либо зависимость, нельзя иначе как смотря и пробуя. Вот я и стал подбирать, написав на отдельных карточках элементы с их атомными весами и коренными свойствами, сходные элементы и атомные веса, что быстро привело к тому заключению, что... » К какому заключению, зная которое вы будете правильно действовать при аварии на ХОО, я пришел? (Свойства элементов стоят в периодической зависимости от их атомного веса.)
2) На одежду попали капли кислоты. Что можно сделать? (Снять одежду, обработать кожные покровы слабым раствором соды.)
3) Для приготовления мясного блюда необходим 3% раствор уксусной кислоты. Как правильно смешивать воду с кислотой? (Сначала в емкость нужно налить воду, а потом уксус.)
4) В жаркий день вам очень захотелось пить. Водопровод сломан, а у вас есть две одинаковые емкости с жидкостями — водой и щелочью. Как с помощью индикаторов фенолфталеина и лакмусовой бумажки определить, в какой емкости находится раствор щелочи? (Когда опустим фенолфталеин в раствор щелочи, то он покраснеет, если опустим лакмус, то посинеет.)

Пятый этап. «Ты мне — я тебе»

Команды по очереди задают вопросы друг другу. Отвечающая команда должна выбрать правильный вариант ответа.

1. Как действовать по сигналу «Внимание всем!»?
а) Надеть средства защиты и покинуть здание;
б) включить радио и прослушать информацию штаба ГОЧС;
в) быстро направиться в убежище.

2. Пары какого из перечисленных веществ являются наиболее токсичными?
а) Пары хлора;
б) пары аммиака;
в) пары ртути.

3. Что такое дезактивация?
а) Удаление радиоактивных веществ с поверхности;
б) уничтожение отравляющих веществ;
в) уничтожение микробов во внешней среде.

4. При аварии, связанной с утечкой аммиака, в качестве средств индивидуальной защиты вы решили применить ватно-марлевую повязку. Каким раствором ее следует смочить?
а) 2%-м раствором нашатырного спирта;
б) 2%-м раствором уксусной кислоты;
в) 5%-м раствором соды.

Ответ: 1 — б, 2 — в, 3 — а, 4 — б.

Шестой этап. «Гонка за лидером»

Вопросы и ответы на них для команды 1:
1) Токсические вещества. (Яды.)
2) Прибор для измерения радиации. (Радиометр.)
3) Реакция окисления, при которой выделяется тепло и наблюдается свечение горящих веществ. (Горение.) Химический элемент, используемый на водоочистных установках. (Хлор.)
4) Искусственное водоподпорное сооружение. (Плотина.)
5) Прилегающая к водоему часть местности, затопляемая в случае аварии на гидротехническом сооружении. (Зона затопления.)
6) Антропогенные изменения в природе. (Изменения, происходящие в природе в результате хозяйственной деятельности человека.)

Вопросы и ответы на них для команды 2:
1) Удушающий газ с запахом нашатырного спирта. (Аммиак.)
2) Прибор для определения и обнаружения АХОВ. (Войсковой прибор химической разведки (ВПХР).)
3) Освобождение большого количества энергии за короткий промежуток времени. (Взрыв.)
4) Газ с запахом тухлого яйца. (Сероводород.)
5) Объект, вырабатывающий электроэнергию за счет высвобождения атомной энергии. (АЭС.)
6) Территория, зараженная ядовитыми веществами. (Зона заражения АХОВ.)
7) Токсичность. (Способность некоторых химических элементов и соединений оказывать вредное воздействие на организм.)

3. Подведение итогов.

В заключение урока подводятся итоги игры, еще раз акцентируется внимание учащихся на необходимости изучения основ безопасности жизнедеятельности.


1 стр. 2 стр. 3 стр. 4 стр. 5 стр.



Источник: Линия УМК Латчука. 5–9 классы. Автор материала Михайлов А. А.
https://drofa-ventana.ru/material/organizaciya-i-provedenie-urokov-5-9-klassy/






Наверх