Организация и проведение уроков в 5–9 классах




Проведение игровых уроков по ОБЗР (ОБЖ)



1 стр. 2 стр. 3 стр. 4 стр. 5 стр.


Урок-игра для учащихся 7 классов «Землетрясение»

Цели: контроль ЗУН учащихся по темам «Землетрясения» и «Вулканы», повышение интереса к предмету.

Оборудование: карточки с заданиями и кроссвордом, медицинская аптечка, физическая (или тектоническая) карта мира, ТСО.

В игре участвуют все учащиеся класса, разделенные на 3—4 команды.

Ведущим является учитель, задания оцениваются по 5-балльной системе, к оцениванию привлекаются сами участники.

К моменту проведения урока можно организовать выставку рисунков учащихся на тему «Опасность землетрясений и вулканов».

Ход урока

1. Организационный момент, постановка целей.

2. Игра.

2.1. Кроссворд.

Каждая команда получает кроссворд. Вопросы кроссворда включают основные понятия, связанные с одним из опасных природных явлений — землетрясением.

По вертикали:

1. Область тектонического разлома (разрыва). (Очаг.)
2. Участок поверхности земли, где происходят наибольшие разрушения. (Эпицентр.)
3. Высокая волна на море. (Цунами.)
4. Вещество мантии. (Магма.)

По горизонтали:

4. Одна из внутренних оболочек планеты Земля. (Мантия.)
5. Мера общей энергии сейсмических волн. (Магнитуда.)
6. Форма рельефа Земли, где наиболее часты землетрясения. (Горы.)
7. Чашеобразное углубление на вершине горы вулканического происхождения. (Кратер.)
8. Канал, по которому поднимается магма. (Жерло.)

2.2. «Землетрясения бывают...»

Для проведения этой части занятия подготавливается два вида карточек. На одних карточках указаны землетрясения по 12-балльной шкале, а на других дана их краткая характеристика. Задача учащихся — правильно сопоставить хаотически разложенные карточки. (Например: незаметное землетрясение _ отмечается только сейсмическими приборами.) Командам можно предложить карточки как одинакового, так и различного содержания (по 2 шт.).

2.3. «Землетрясения в мире».

Учащимся необходимо показать на физической (или тектонической) карте Земли сейсмоопасные районы. Также учащиеся зачитывают записи, сделанные в дневнике ЧС, о происшедших в мире землетрясениях. Очередность команд определяется путем жеребьевки.

2.4. «Опасность вулканов».

Командам предлагаются тестовые задания. Задача участников — выбрать правильный вариант ответа.

1. Наибольшую опасность при извержении вулкана представляют:

а) палящие лавины;
б) раскаленные потоки лавы;
в) тучи пепла и газов;
г) водяные и грязекаменные потоки.

2. Основным способом спасения людей при извержении вулканов является:

а) укрытие в убежищах;
б) эвакуация;
в) использование средств индивидуальной защиты;
г) перемещение в направлении, перпендикулярном движущимся лавовым потокам.

Ответ: 1 — в, 2 — б.

2.5. «Действия в ЧС».

Учащимся раздают карточки, на которых описаны фрагменты действий в случае возникновения землетрясения. Школьникам необходимо найти ошибки и предложить правильный вариант действий.

• При первых толчках следует быстро покинуть здание школы. Выбежав на улицу, следует сразу отойти от школы и встать около соседнего здания или забора.
• Если землетрясение застало вас на лестничной площадке первого этажа многоэтажного дома, то немедленно выбегайте на улицу. Если вы находитесь в многоэтажном здании, выйдите на балкон и зовите на помощь, включите телевизор и радио.
• Если землетрясение застало вас на улице, сразу бегите в сторону своего дома. Нельзя заходить в поврежденные здания. Слушайте сообщения по радио.
• Землетрясение застало вас дома. С началом землетрясения нельзя пользоваться газовой плитой. Для приготовления пищи пользуйтесь примусом, для освещения используйте спички и керосиновую лампу.

3. Подведение итогов.

Завершить урок можно просмотром фрагментов фильма-катастрофы «Пик Данте», иллюстрирующего извержение вулкана, а также сюжетов о землетрясениях, показанных в выпусках новостей.

Урок-игра для учащихся 7 классов «Нам стихия нипочем!»

Цели: контроль знаний, умений и навыков учащихся по чрезвычайным ситуациям природного происхождения, повышение интереса к предмету, сплочение детского коллектива. Оборудование: карточки с заданиями, медицинская аптечка.

Урок проводится в конце учебного года в форме игры КВН. Участвуют 2—3 команды, придумываются названия и девизы команд.

К моменту проведения урока можно подготовить выставку рисунков «Природные опасности и катастрофы» и письменных творческих работ (небольших сочинений и рассказов) о природных явлениях и правилах поведения при их возникновении.

Все конкурсы оцениваются по 5-балльной системе. В жюри можно пригласить учителей, а также учащихся старших классов.

Ход урока

1. Приветствие команд.

Участники представляют на суд жюри и зрителей название своей команды, ее девиз (2—3 минуты).

2. Разминка.

Путем жеребьевки участники определяют порядок, в котором будут задаваться вопросы, подготовленные заранее. Вопросы содержат информацию о стихийном бедствии. Каждая команда за 1 минуту должна продумать и представить план первоочередных действий по выходу из чрезвычайной ситуации.

Вопросы:

1) Наводнение застало человека врасплох. Его действия?
2) Во время уроков ученики почувствовали подземные толчки. Что нужно делать?
3) В дороге человека застал сильный ураган. Что ему следует предпринять?
4) На многолюдной улице города людей застала врасплох сильная гроза со шквалистым ветром. Как вести себя в этой ситуации?
5) Приехав в горы, туристы попали в район схода оползня. Как избежать опасности в этом случае?
6) Во время похода в лес школьники почувствовали запах дыма. Как нужно действовать в этом случае?
7) Отдыхая за городом на даче, семья получила сообщение о приближающемся смерче. Каковы будут действия людей?
8) По дороге домой человека нагнала пылевая буря. Что предпринять?

3. Домашнее задание.

В качестве домашнего задания команды-участницы представляют небольшую театральную постановку на тему «Приготовления к эвакуации» (приближающееся наводнение, угроза повторного землетрясения, снежные заносы, лесной пожар и пр.).

4. Конкурс капитанов.

Капитанам команд необходимо ответить на вопросы, связанные с историей стихийных бедствий.

1) В 1911 году на реке Муграб (Таджикистан) в горах Памира в результате стихийного бедствия образовалось Сарезское озеро, глубина которого достигает 500 метров. Что это были за природные явления? (Вначале было землетрясение, а потом обвал.)

2) С 16 на 17 июня 1839 года жители села Федоровка были разбужены необычайным явлением. Стены их домов шатались, земля содрогалась и вспучивалась, а из ее недр несся глухой гул. Выбежав на улицу, люди увидели, что деревья вместе с участком берега движутся к Волге. Заметное движение земли продолжалось трое суток. Что это было за стихийное бедствие? (Оползень.)

3) Это стихийное бедствие возникло в грозовом облаке 29 июня 1904 года и продвинулось в сторону Москвы, разрушив по пути несколько селений, повредив дома в Лефортово, повалив большие деревья в Сокольниках. Все, что попадалось на его пути, было поднято в воздух. На какое-то время обнажилось дно Москвы-реки. Что это было за стихийное бедствие? (Смерч.)

4) Это случилось 15 июня 1896 года в области Санрику (Япония). Жители почувствовали подземные толчки. Через некоторое время многие увидели, что море отошло от берега намного дальше, чем при обычном отливе. В 20 часов вечера послышалось могучее шипение и свист... Что это были за природные явления? (Вначале было землетрясение, а потом цунами.)

5. «Да или нет».

Участникам необходимо аргументированно утвердительно или отрицательно ответить на вопрос учителя — ведущего игры.

1) Верно ли, что в любой чрезвычайной ситуации нужно сохранять хладнокровие и выдержку? (Да.)
2) Верно ли, что при попадании в район снежных заносов лучше всего закопаться в снег? (Нет.)
3) Верно ли, что, находясь вблизи действующего вулкана, нужно стоять и смотреть на него через темные очки? (Нет.)
4) Верно ли, что, находясь в районе схода селя, нужно попытаться переправиться через его русло в безопасный район? (Нет.)

6. Медицинский конкурс.

Участникам необходимо ответить на вопросы тестов.

1. При растяжении связок лучше всего применять:

а) эластичный бинт;
б) марлевый (плоский) бинт;
в) косыночную повязку;
г) индивидуальный перевязочный пакет.

2. Начинают и заканчивают повязку на:

а) более широком участке тела;
б) более узком участке тела;
в) среднем, не очень широком и не очень узком участке тела.

3. При иммобилизации бедра или плеча шина обязательно должна захватывать:

а) два сустава (выше и ниже перелома);
б) три сустава;
в) два или три, в зависимости от наличия шин или подручных материалов.

4. Оказывая первую медицинскую помощь пострадавшему при закрытом переломе, надо ли снимать с него одежду:

а) обязательно снимать одежду;
б) освободить от одежды только то место, где имеется перелом;
в) одежду снимать не надо.

Ответ: 1 — а, 2 — б, 3 — б, 4 — в.

После этого команды демонстрируют навыки оказания первой медицинской помощи пострадавшему при ЧС природного характера: иммобилизацию поврежденной конечности, остановку кровотечения.

7. «Ситуация».

Каждой команде предлагаются ситуации, в которых может оказаться любой из участников. Задача команды — разработать проект действий по выходу из ЧС.

Ситуации:

1) при переезде на автомобиле из одного населенного пункта в другой человека застал ураганный ветер;
2) находясь в лесу, отдыхающие попали в зону лесного пожара;
3) во время учебы школьники почувствовали подземные толчки;
4) возвращаясь пешком домой из соседнего населенного пункта, ученик попал в зону сильного снегопада, сопровождающегося ураганным ветром.

8. Музыкальный конкурс.

Участники называют песни о природе, природных явлениях, исполняют по куплету из каждой.

9. Подведение итогов.


1 стр. 2 стр. 3 стр. 4 стр. 5 стр.



Источник: Линия УМК Латчука. 5–9 классы. Автор материала Михайлов А. А.
https://drofa-ventana.ru/material/organizaciya-i-provedenie-urokov-5-9-klassy/






Наверх