Организация и проведение уроков в 5–9 классах
Проведение игровых уроков по ОБЗР (ОБЖ)
1 стр. | 2 стр. | 3 стр. | 4 стр. | 5 стр. |
Также, осуществляя проектирование игрового урока, педагогу необходимо учитывать следующие факторы: возраст детей, развитие их умственных и физических способностей, особенности протекания познавательных процессов, сплоченность детского коллектива, материально-технические возможности учебного заведения.
Ниже приводятся примеры уроков, проводимых в форме игры.
Урок-игра для учащихся 5 классов «Пожару — нет!»
Цели: закрепление знаний учащихся по вопросам пожарной безопасности; развитие умения анализировать.
Оборудование: медицинская аптечка, огнетушитель, плакаты противопожарной тематики, альбомные листы, цветные карандаши или фломастеры, видеомагнитофон, телевизор.
Все участники игры делятся на 3—4 группы, за каждый правильный ответ группа получает по 2 балла.
Ход урока
1. Организационный момент, постановка цели урока.
Учащимся демонстрируется фрагмент видеофильма о пожарах, после которого обозначается цель урока.
2. Игра.
2.1. «Без отгадки не загадка».
Участники отгадывают загадки, содержание которых связано с тематикой игры:
1) Красная корова всю солому поела. (Огонь.)
2) От огня происхожу, от огня и умираю. (Уголь.)
3) Маленькая, удаленькая, а большую беду принесла. (Искра.)
4) В маленьком амбаре лежит пожар на пожаре. (Спичечный коробок и спички.)
5) Красный бык стоит, дрожит, черный — на небо бежит. (Огонь и дым.)
6) Черный дым валит в окно — очень страшное оно, от неправильного действия случается это бедствие. (Пожар.)
7) Чтобы не было огня, не играйте вы в меня. Я огня сестричка, маленькая... (Спичка.)
8) На полу ковер зажег, выпав на пол... (Уголек.)
2.2. «В чем причина?»
Каждая команда называет основные причины возникновения пожаров в жилых домах, общественных зданиях, на улице, на природе (за каждую названную причину команда получает один балл). Основные причины:
• неисправность газового и печного оборудования;
• нарушение правил эксплуатации газового и печного оборудования, электроприборов;
• неисправность электрооборудования;
• неосторожное обращение с пиротехническими изделиями;
• молния;
• нарушение правил хранения легковоспламеняющихся веществ;
• шалости с огнем, горючими и взрывоопасными веществами;
• нарушения правил безопасного поведения в здании (брошенный окурок, непотушенная спичка);
• нарушение правил поведения на природе (оставленный без присмотра костер, брошенный окурок);
• обрыв линии электропередачи;
• прорыв трубопровода (нефте-, газопровода);
• стихийные бедствия (извержение вулкана, торфяной и лесной пожар).
2.3. «Немного творчества».
Командам необходимо выполнить рисунок, иллюстрирующий одну из причин возникновения пожара (время выполнения 5 минут).
В это время можно провести игру со зрителями. Зрителям необходимо назвать основные средства пожаротушения, а также службы, участвующие в ликвидации пожаров и их последствий.
2.4. «Есть проблема».
Участникам игры предлагают ситуации, в которых нарушены правила пожарной безопасности. После предварительного обсуждения учащиеся дают оценку поступкам героев, прогнозируют возможное развитие событий.
1) Оставшись один дома, одиннадцатилетний Коля решил проверить исправность электроприборов. В розетки одного удлинителя он включил обогреватель, электрофен, магнитофон, телевизор и видеомагнитофон.
2) Во время просмотра телепередачи находящийся один дома семилетний Павел почувствовал запах паленой проводки. Он принял решение сходить за знакомыми, живущими в соседнем доме.
3) После уборки территории школы ребята решили сжечь на костре мусор (листья, ветки, осколки шифера и пр.). Коля и Толя стали зажигать спички, а Сережа начал раздувать пламя.
4) Оля сидела дома и смотрела телевизор. За ней зашла ее подруга Света и позвала гулять во двор. Пока Оля собиралась, Света рассказывала последние новости. Забыв про телевизор, девочки побежали гулять.
2.5. «Ситуация».
Каждой команде предстоит обыграть чрезвычайную ситуацию, в которой может оказаться любой человек. Участники демонстрируют действия, необходимые для ее ликвидации.
Ситуации:
1) загорелся телевизор;
2) воспламенилось белье под утюгом на гладильной доске;
3) пострадавший находится под завалом в задымленном помещении;
4) возник пожар в общественном транспорте.
2.6. «Маленькие Айболиты».
Участники демонстрируют навыки оказания первой помощи пострадавшему при пожаре. У «пострадавшего» может быть: ожог руки, открытый перелом руки, отравление угарным газом, сильное кровотечение.
В заключение заранее подготовленные учащиеся исполняют песню (на мотив песни из мультфильма «Лето кота Леопольда»), показывающую важность соблюдения правил пожарной безопасности.
Ты с огнем, дружок, осторожней будь. С ним ты не шути, кроха! Делать будешь так — будет хорошо, А когда наоборот — плохо.
Ты в лесу костер забросай землей, Не давай огню воли. Ветер налетит, и тогда костер Может, кроха, привести к боли.
Мудрость есть одна: спички не игра — Это все должны помнить. Если вдруг беда, «01» звони, И придет желанная помощь.
Урок-игра для учащихся 5 классов «Азы безопасности — 5»
Цели: систематизация знаний по ОБЗР (ОБЖ), развитие познавательных процессов, повышение интереса к предмету.
Оборудование: пронумерованные карточки с вопросами и соответствующие им карточки с рисунками.
К уроку, который проводится в конце учебного года, необходимо подготовить карточки с изображением опасных предметов, ситуаций, несущих угрозу жизни и здоровью, условных знаков, номеров телефонов экстренных служб, а также предметов, используемых для предотвращения и ликвидации опасных ситуаций, содействия сохранению здоровья. Отдельно готовятся карточки с вопросами. Номера карточек с вопросами и соответствующими им рисунками должны быть одинаковыми.
Ход урока
1. Организационный момент.
Класс делится на 3—4 команды, каждая получает одинаковое количество карточек с рисунками. Ведущим может быть как учитель, так и один из учащихся.
2. Игра.
Ведущий зачитывает вопрос с карточки, не называя ее номер. Игроки должны определить, к рисунку с каким номером он относится, описать его сюжет, сформулировать основные правила поведения (пользования), определить первоочередные действия (составить план), возможные последствия развития события.
Таблица 1. Примерное содержание карточек
№ карточки | Вопрос | Рисунок |
1 | Ситуация, возникающая при неосторожном обращении с газовой плитой | |
2 | Опасность на пляже | |
3 | Главная опасность дорог | |
4 | Телефон пожарной службы МЧС России | |
5 | Из-за его поломки может произойти затопление жилища | |
6 | Средство индивидуальной защиты органов дыхания | |
7 | По этому телефону необходимо звонить в случае криминальной опасности | |
8 | Одно из средств спасения на воде | |
9 | Нарушение правил поведения в поезде, которое может привести к тяжелым последствиям | |
10 | Электроприбор, используемый для обогрева жилища | |
11 | По этой лестнице можно покинуть здание в случае возникновения в нем пожара | |
12 | Ящичек (шкафчик), в котором собраны медикаменты | |
13 | Взрывоопасный баллон, который нельзя хранить дома | |
14 | Средство пожаротушения, которое должно быть в каждом здании и в каждом транспортном средстве | |
15 | Медикаменты и медицинские средства, которые должны быть в каждом автомобиле | |
16 | Опасности парка отдыха | |
17 | Ситуация криминального характера в жилище | |
18 | Не знаешь дна — не прыгай в воду! | |
19 | Электроприбор, перед которым люди готовы сидеть до глубокой ночи | |
20 | Пересечение автомобильной дороги с железнодорожным полотном | |
21 | Их используют при зажигании конфорки кухонной плиты или дров в печи | |
22 | Запах чувствуя в квартире, позвоните... | |
23 | Инструмент, используемый для выполнения хозяйственных работ | |
24 | Предмет кухонной утвари, в котором кипятят воду | |
25 | Опасность зимних водоемов | |
26 | Телефон скорой медицинской помощи | |
27 | Природное явление, при котором возможно разрушение зданий | |
28 | Неосторожное обращение с печным отоплением | |
29 | Автоматический регулировщик на дорогах | |
30 | Нарушение правил содержания домашних животных | |
31 | Нарушение правил поведения в метрополитене | |
32 | Министерство, занимающееся ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций | |
33 | Транспортное средство, которое нужно обходить спереди | |
34 | Рядом с этою трубой не купайся, дорогой | |
35 | Электроприбор, при обращении с которым нередки ожоги | |
36 | Средства, используемые для остановки кровотечений |
3. Подведение итогов.
1 стр. | 2 стр. | 3 стр. | 4 стр. | 5 стр. |
Источник: Линия УМК Латчука. 5–9 классы. Автор материала Михайлов А. А.
https://drofa-ventana.ru/material/organizaciya-i-provedenie-urokov-5-9-klassy/