Организация и проведение уроков в 5–9 классах




Проведение игровых уроков по ОБЖ



1 стр. 2 стр. 3 стр. 4 стр. 5 стр.


Также, осуществляя проектирование игрового урока, педагогу необходимо учитывать следующие факторы: возраст детей, развитие их умственных и физических способностей, особенности протекания познавательных процессов, сплоченность детского коллектива, материально-технические возможности учебного заведения.

Ниже приводятся примеры уроков, проводимых в форме игры.

Урок-игра для учащихся 5 классов «Пожару — нет!»

Цели: закрепление знаний учащихся по вопросам пожарной безопасности; развитие умения анализировать.

Оборудование: медицинская аптечка, огнетушитель, плакаты противопожарной тематики, альбомные листы, цветные карандаши или фломастеры, видеомагнитофон, телевизор.

Все участники игры делятся на 3—4 группы, за каждый правильный ответ группа получает по 2 балла.

Ход урока

1. Организационный момент, постановка цели урока.

Учащимся демонстрируется фрагмент видеофильма о пожарах, после которого обозначается цель урока.

2. Игра.

2.1. «Без отгадки не загадка».

Участники отгадывают загадки, содержание которых связано с тематикой игры:

1) Красная корова всю солому поела. (Огонь.)
2) От огня происхожу, от огня и умираю. (Уголь.)
3) Маленькая, удаленькая, а большую беду принесла. (Искра.)
4) В маленьком амбаре лежит пожар на пожаре. (Спичечный коробок и спички.)
5) Красный бык стоит, дрожит, черный — на небо бежит. (Огонь и дым.)
6) Черный дым валит в окно — очень страшное оно, от неправильного действия случается это бедствие. (Пожар.)
7) Чтобы не было огня, не играйте вы в меня. Я огня сестричка, маленькая... (Спичка.)
8) На полу ковер зажег, выпав на пол... (Уголек.)

2.2. «В чем причина?»

Каждая команда называет основные причины возникновения пожаров в жилых домах, общественных зданиях, на улице, на природе (за каждую названную причину команда получает один балл). Основные причины:

• неисправность газового и печного оборудования;
• нарушение правил эксплуатации газового и печного оборудования, электроприборов;
• неисправность электрооборудования;
• неосторожное обращение с пиротехническими изделиями;
• молния;
• нарушение правил хранения легковоспламеняющихся веществ;
• шалости с огнем, горючими и взрывоопасными веществами;
• нарушения правил безопасного поведения в здании (брошенный окурок, непотушенная спичка);
• нарушение правил поведения на природе (оставленный без присмотра костер, брошенный окурок);
• обрыв линии электропередачи;
• прорыв трубопровода (нефте-, газопровода);
• стихийные бедствия (извержение вулкана, торфяной и лесной пожар).

2.3. «Немного творчества».

Командам необходимо выполнить рисунок, иллюстрирующий одну из причин возникновения пожара (время выполнения 5 минут).

В это время можно провести игру со зрителями. Зрителям необходимо назвать основные средства пожаротушения, а также службы, участвующие в ликвидации пожаров и их последствий.

2.4. «Есть проблема».

Участникам игры предлагают ситуации, в которых нарушены правила пожарной безопасности. После предварительного обсуждения учащиеся дают оценку поступкам героев, прогнозируют возможное развитие событий.

1) Оставшись один дома, одиннадцатилетний Коля решил проверить исправность электроприборов. В розетки одного удлинителя он включил обогреватель, электрофен, магнитофон, телевизор и видеомагнитофон.
2) Во время просмотра телепередачи находящийся один дома семилетний Павел почувствовал запах паленой проводки. Он принял решение сходить за знакомыми, живущими в соседнем доме.
3) После уборки территории школы ребята решили сжечь на костре мусор (листья, ветки, осколки шифера и пр.). Коля и Толя стали зажигать спички, а Сережа начал раздувать пламя.
4) Оля сидела дома и смотрела телевизор. За ней зашла ее подруга Света и позвала гулять во двор. Пока Оля собиралась, Света рассказывала последние новости. Забыв про телевизор, девочки побежали гулять.

2.5. «Ситуация».

Каждой команде предстоит обыграть чрезвычайную ситуацию, в которой может оказаться любой человек. Участники демонстрируют действия, необходимые для ее ликвидации.

Ситуации:

1) загорелся телевизор;
2) воспламенилось белье под утюгом на гладильной доске;
3) пострадавший находится под завалом в задымленном помещении;
4) возник пожар в общественном транспорте.

2.6. «Маленькие Айболиты».

Участники демонстрируют навыки оказания первой помощи пострадавшему при пожаре. У «пострадавшего» может быть: ожог руки, открытый перелом руки, отравление угарным газом, сильное кровотечение.

В заключение заранее подготовленные учащиеся исполняют песню (на мотив песни из мультфильма «Лето кота Леопольда»), показывающую важность соблюдения правил пожарной безопасности.

Ты с огнем, дружок, осторожней будь. С ним ты не шути, кроха! Делать будешь так — будет хорошо, А когда наоборот — плохо.

Ты в лесу костер забросай землей, Не давай огню воли. Ветер налетит, и тогда костер Может, кроха, привести к боли.

Мудрость есть одна: спички не игра — Это все должны помнить. Если вдруг беда, «01» звони, И придет желанная помощь.

Урок-игра для учащихся 5 классов «Азы безопасности — 5»

Цели: систематизация знаний по ОБЖ, развитие познавательных процессов, повышение интереса к предмету.

Оборудование: пронумерованные карточки с вопросами и соответствующие им карточки с рисунками.

К уроку, который проводится в конце учебного года, необходимо подготовить карточки с изображением опасных предметов, ситуаций, несущих угрозу жизни и здоровью, условных знаков, номеров телефонов экстренных служб, а также предметов, используемых для предотвращения и ликвидации опасных ситуаций, содействия сохранению здоровья. Отдельно готовятся карточки с вопросами. Номера карточек с вопросами и соответствующими им рисунками должны быть одинаковыми.

Ход урока

1. Организационный момент.

Класс делится на 3—4 команды, каждая получает одинаковое количество карточек с рисунками. Ведущим может быть как учитель, так и один из учащихся.

2. Игра.

Ведущий зачитывает вопрос с карточки, не называя ее номер. Игроки должны определить, к рисунку с каким номером он относится, описать его сюжет, сформулировать основные правила поведения (пользования), определить первоочередные действия (составить план), возможные последствия развития события.

Таблица 1. Примерное содержание карточек


№ карточкиВопросРисунок
1Ситуация, возникающая при неосторожном обращении с газовой плитой
2Опасность на пляже
3Главная опасность дорог
4Телефон пожарной службы МЧС России
5Из-за его поломки может произойти затопление жилища
6Средство индивидуальной защиты органов дыхания
7По этому телефону необходимо звонить в случае криминальной опасности
8Одно из средств спасения на воде
9Нарушение правил поведения в поезде, которое может привести к тяжелым последствиям
10Электроприбор, используемый для обогрева жилища
11По этой лестнице можно покинуть здание в случае возникновения в нем пожара
12Ящичек (шкафчик), в котором собраны медикаменты
13Взрывоопасный баллон, который нельзя хранить дома
14Средство пожаротушения, которое должно быть в каждом здании и в каждом транспортном средстве
15Медикаменты и медицинские средства, которые должны быть в каждом автомобиле
16Опасности парка отдыха
17Ситуация криминального характера в жилище
18Не знаешь дна — не прыгай в воду!
19Электроприбор, перед которым люди готовы сидеть до глубокой ночи
20Пересечение автомобильной дороги с железнодорожным полотном
21Их используют при зажигании конфорки кухонной плиты или дров в печи
22Запах чувствуя в квартире, позвоните...
23Инструмент, используемый для выполнения хозяйственных работ
24Предмет кухонной утвари, в котором кипятят воду
25Опасность зимних водоемов
26Телефон скорой медицинской помощи
27Природное явление, при котором возможно разрушение зданий
28Неосторожное обращение с печным отоплением
29Автоматический регулировщик на дорогах
30Нарушение правил содержания домашних животных
31Нарушение правил поведения в метрополитене
32Министерство, занимающееся ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций
33Транспортное средство, которое нужно обходить спереди
34Рядом с этою трубой не купайся, дорогой
35Электроприбор, при обращении с которым нередки ожоги
36Средства, используемые для остановки кровотечений

3. Подведение итогов.


1 стр. 2 стр. 3 стр. 4 стр. 5 стр.



Источник: Линия УМК Латчука. 5–9 классы. Автор материала Михайлов А. А.
https://drofa-ventana.ru/material/organizaciya-i-provedenie-urokov-5-9-klassy/






Наверх