План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
5 класс (по учебнику под ред. С. Н. Егорова)





Тема 26
Безопасное поведение на водоёмах при различных погодных условиях



Вы знаете:

• Замёрзший водоём очень опасен. На уроках окружающего мира вы знакомились с правилами поведения на замёрзшем водоёме.

Вы узнаете:

• Как различается тонкий и прочный лёд.

• Как вести себя на льду.

• Какие правила надо соблюдать, купаясь и загорая летом.


ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ЗАМЁРЗШЕМ ВОДОЁМЕ


По статистике МЧС России, чаще всего среди погибших в зимнее время оказываются дети, которые гуляют вблизи замёрзших водоёмов без присмотра родителей, и рыбаки, выходящие на свой страх и риск на тонкий, непрочный лёд.

Детям переходить в одиночку замёрзшие водоёмы не разрешается. Но, конечно, в жизни может возникнуть ситуация, когда это крайне необходимо. Для этого нужно знать правила безопасности.

Запомните! Один человек может переходить замёрзший водоём, только если лёд зеленоватого оттенка, толщиной не менее 7 см. Организация массовой пешей переправы разрешается при толщине льда не менее 15 см.

Возьмите на заметку, что на открытом пространстве, которое не покрыто снегом, лёд всегда прочнее.

Тонкий лёд — это лёд, цвет которого молочно-мутный. Тонкий лёд также может быть серого оттенка, он внезапно обрушивается без предупреждающего потрескивания. Опасайтесь также наступать на лёд, покрытый снегом. Свежевыпавший снег закрывает полыньи, под ним ледяной покров замедляет своё утолщение.

Лёд обычно более тонок в перечисленных ниже местах водоёмов:

• в местах, где растут водные растения типа камыша;

• на быстром течении;

• у заболоченных берегов;

• под опорами мостов;

• в местах, где сбрасываются в водоёмы тёплые и горячие воды различных промышленных и коммунальных предприятий;

• на открытых для ветра местах;

• там, где на поверхность замёрзших водоёмов выходят подводные ключи.



Это надо знать

• При переходе через реку следует пользоваться оборудованными ледовыми переправами. Но ими нельзя пользоваться в тёмное время суток или при плохой видимости.

• Лучше всего перейти водоём по протоптанной дорожке или пройти по проложенной лыжне. Если они отсутствуют, нужно, перед тем как спуститься к водоёму, внимательно рассмотреть лёд и наметить место, где можно совершить переход.

• Нельзя проверять прочность льда толчком ноги. Если после первого сильного толчка лыжной палкой на поверхность показалось хоть немного воды, это означает, что лёд тонкий и по нему ходить не рекомендуется. В таком случае следует немедленно вернуться назад, осторожно скользя по льду.

• Если вы окажетесь на льду, который трещит под массой вашего тела, также осторожно поверните обратно и скользящими шагами возвращайтесь.

• Если нужно по льду перейти водоём в составе группы, следует держать дистанцию до ближайшего от вас человека нс менее чем в 5 м. При переходе водоёма по льду рюкзак следует повесить на одно плечо, чтобы в случае проваливания под лёд от него можно было легко избавиться.



Правила

Как вести себя, если вы провалились под лёд?

• Дышать равномерно и стараться не делать резких движений, это может усугубить ваше положение.

• Необходимо раскинуть руки в стороны очень широко, чтобы они цеплялись за кромки льда с двух сторон.

• Очень осторожно, не делая резких движений наползти на край льда грудью. Не обламывая кромку льда, забросить на него одну, а затем и другую ногу.

• Если лёд прочно держит вас, пробуйте отдалиться от кромки льда и ползти к берегу.

• Ползти следует назад, в ту сторону, откуда вы пришли, так как там лёд уже испытан на надёжность.



БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ КУПАНИИ В ВОДОЁМАХ ЛЕТОМ


В главе 2 мы уже говорили о пользе закаливания. Лето — прекрасное время для принятия солнечных, воздушных и водных закаливающих процедур, для укрепления своего здоровья путём закаливания организма. Главными факторами закаливания являются воздух, солнце и вода.

Прежде чем окунуться в водоём, обязательно вспомните правила купания в открытых водоёмах.



Правила

• Не купайтесь в одиночку.

• Не купайтесь в неизвестных и не предназначенных для этой цели водоёмах.

• Не ныряйте в местах с неизвестным рельефом дна, а также в направлении групп незнакомых людей.

• В водоёмах, находящихся рядом с пляжем, не заплывайте за ограничительные знаки мест, отведённых для купания, не взбирайтесь на буйки и прочие предметы.

• Не приближайтесь к плавательным средствам — можно получить травму.

• Не толкайте своих товарищей в воду. Такая игра может закончиться очень плохо.

• Если вы почувствовали озноб или очень устали, выбирайтесь из воды на берег, согрейтесь и отдохните.



Запомните! Если ногу свело судорогой, необходимо сразу же перестать ею работать. На неглубоком месте встаньте на дно и попробуйте растереть сведённую мышцу. Если же вы на глубоком месте, то погрузитесь под воду и резко потяните рукой за большой палец сведённую ногу. Чтобы доплыть до берега в таком состоянии, нужно работать в воде только руками, сведённую ногу нужно расслабить.

Прекрасным средством закаливания организма являются также воздушно-солнечные ванны. Летом их лучше принимать на берегу реки или другого водоёма, среди зелёных насаждений. Места приёма солнечных ванн должны быть достаточно открытыми для солнца и движения воздуха, но в то же время закрытыми от ветра.

Перед тем как начать принимать солнечные ванны, необходимо выучить конкретные правила.



Правила

• Утренние часы — самое благоприятное время для приёма солнечных ванн.

• Солнечную ванну рекомендуется принимать в положении лёжа, чтобы загар на ваше тело ложился равномерно. Для этого примите позу ногами к солнцу. Голову от прямого попадания солнечных лучей необходимо обязательно закрывать головным убором.

• Время первой солнечной ванны должно составлять 10-15 мин. Время перерыва между солнечными ваннами должно составлять такой же промежуток времени. В перерыве можно посидеть в тени или совершить небольшую прогулку.

• Загорайте постепенно, в меру, не злоупотребляя долгим пребыванием на солнце, иначе можно получить сильные ожоги.



Признаки перегревания организма во время солнечных ванн: лёгкое головокружение, мелькание перед глазами чёрных точек, общая слабость. Посидите в тени, обмахивайтесь полотенцем, можно смочить голову и выпить воды.

Солнечный удар может случиться, если долго находиться под солнечными лучами с непокрытой головой.

Признаки солнечного удара: сильное покраснение лица, внезапная слабость, сильное головокружение, острая головная боль.

Пострадавшему от солнечного удара помогают перейти в тень. Если его нужно уложить, следует проследить, чтобы голова была выше тела. Лицо спрыскивают холодной водой, на лоб помещают холодный компресс. Жажду пострадавшего нужно утолить холодной водой или холодным чаем.

В случае рвоты поверните пострадавшего на бок и очистите полость рта от рвотных масс (пальцем, обёрнутым марлей). Если произошла остановка дыхания, нужно немедленно обратиться к персоналу пляжа или ко взрослым.



Проверяем знания

1. Что нужно знать о замёрзшей воде? Какой лёд считается самым надёжным?

2. Как нужно вести себя, оказавшись на тонком льду?

3. Прочитайте ещё раз текст «Как вести себя, если вы провалились под лёд?» и напишите своими словами памятку человеку на случай, если он провалится под лёд.

4. Как вы поведёте себя, если ногу сведёт судорогой? Проконсультируйтесь со взрослыми, можно ли избежать этого состояния.

5. Какой плакат вы разместили бы около водоёма для купающихся?

6. Что нужно и чего нельзя делать в случае перегрева на солнце? Кратко сформулируйте ответ.

Проводим исследования

1. Как вы думаете, чем отличается бассейн от природного водоёма? Эти отличия увеличивают или уменьшают опасность природных водоёмов? Почему? Обоснуйте свой ответ.

2. Как вы думаете, к каким последствиям может привести купание в незнакомых местах?

3. Разработайте опросник (по одному вопросу для каждого подраздела) на тему, знаете ли вы правила поведения на водоёмах, и проведите мини-опрос среди своих одноклассников. Результаты обсудите.

Работаем с источниками

1. В Интернете было опубликовано следующее сообщение. Десятилетний мальчик Никита с приятелем катались на замёрзшей речке на коньках. Когда они возвращались домой, лёд треснул и приятель Никиты оказался в ледяной воде. Никита, не раздумывая, прыгнул в воду и помог ему выбраться на лёд. При этом он сам рисковал оказаться в ледовом плену.

Прочитав это сообщение, подумайте и ответьте на вопросы: можно ли было избежать этой беды? Какие правила были нарушены мальчиками?

2. Выберите два из перечисленных выше правил поведения на льду и объясните, от каких опасностей они предостерегают. Что является причиной этих опасностей?

После уроков

1. Проанализируйте содержание параграфа. Что нового вы из него узнали? Считаете ли вы, что это полезная для вас информация? Обоснуйте свою точку зрения.

2. Подумайте, какие правила надо соблюдать, чтобы чувствовать себя уверенно на водоёмах. Разработайте презентацию. Обсудите с одноклассниками.





Наверх