Пожаро- и взрывоопасные объекты
Конспект
Материал для практических занятий
Действия при оповещении об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации
Найти выход из сложной ситуации возможно только после полного анализа складывающейся обстановки.
Тема урока: Правила поведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Цель урока:
• Получение учащимися теоретических знаний об опасностях в повседневной жизни человека.
• Формирование у учащихся умений и навыков действий в опасных ситуациях.
• Ознакомление учащихся с классификацией ЧС, привитие навыков правильной оценки обстановки и действия при различных ЧС.
Этапы урока:
1. Понятие ЧС.
2. Классификация ЧС: по сфере возникновения, по ведомственной принадлежности, по масштабу последствий.
3. ЧС природного и техногенного характера.
4. Определение опасных факторов ЧС.
5. Способы и приёмы защиты от опасных факторов ЧС.
6. Разбор проектного задания.
Оборудование: Слайды: схема “ Классификация ЧС”, схемы “Действий при ЧС”, раздаточные таблицы-задания, правила совместной работы, критерии самооценки, листы успеха, компьютер, мультимедийный проектор.
Формы и методы урока: беседа, работа в группах, мозговой штурм, выполнение проекта.
Ход урока:
I. Вводная часть:
• Объявление темы и цели урока.
• Проверка домашнего задания.
II. Основная часть:
Алгоритм действия учителя:
1. Переход от предыдущей темы к новой.
2. Дать определение чрезвычайной ситуации.
3. Мозговой штурм:
• Назовите, какие опасные ситуации могут возникнуть вокруг нас?
• Какие общие признаки у группы ЧС: землетрясение, бури, наводнение и т.д.?
• Как можно назвать эту группу ЧС?
• Какие общие признаки у группы ЧС: взрывы, автомобильная авария, авария на химическом предприятии?
• Как можно назвать эту группу ЧС?
• А по каким ещё признакам можно различить ЧС? (Пожар в одной комнате и пожар в многоэтажном здании).
• Где возникают ЧС?
Заполнить таблицу 1, выданную каждой группе примерно по такой схеме:
Группа ЧС | Вид ЧС | Опасные факторы | План действий |
ЧС природного характера | Землетрясение | Разрушения | Эвакуироваться на открытое пространство, при невозможности - встать подальше от окон, в дверной проем, под несущую стену. |
ЧС техногенного характера | Пожар | Высокая температура, задымлённость помещений | Эвакуироваться ползком или пригнувшись, прикрывая органы дыхания мокрой тканью. |
Давайте определим опасные факторы некоторых ЧС. Чем опасно землетрясение?
• Как уберечься во время землетрясения от обрушения?
• Чем опасен пожар в здании?
• Как защитить себя от опасных факторов пожара?
Во время проведения мозгового штурма демонстрация слайдов (Презентация).
4. Составить списки:
первой группе – ЧС природного характера, присущие для Новосибирской области;
второй и третьей группам – ЧС техногенного характера, возникновение которых возможно в Сузуне.
5. Каждой группе записать алгоритм действия: при пожаре в школе, при пожаре в лесу, при землетрясении, при наводнении, при химическом заражении.
6. Обобщение знаний, полученных на уроке: беседа по вопросам.
• Классифицируйте группы ЧС.
• Назовите ЧС природного характера, техногенного характера.
• Какие опасные факторы они имеют?
• Назовите способы защиты от них или план действий при ЧС.
7. Подведение итогов урока. Анализ и оценка работы учащихся в группах по критериям самооценки:
“5” | “4,5” | “4” | “3,5” | “3” | “2” | “1” | Принципы: |
1. Имел своё мнение (идею) 2. Высказал его вслух. 3. Принял участие в обсуждении данного вопроса группой. 4. Сумел убедить. 5. Мнение правильное. |
1. Имел своё мнение. 2. Высказал его вслух. 3. Не сумел (не пытался) убедить. 4. Мнение верное. |
1. Имел своё мнение. 2. Не высказывал его вслух 3. Отстаивал. 4. Убедил. 5. Мнение не верное. |
1. Имел своё мнение 2. Высказал его вслух. 3. Отстаивал. 4. Убедил. 5. Мнение - неверное. |
1. Не имел мнения. 2. Внимательно слушал. 3. Принял мнение группы. 4. Мнение - неверное. |
1. Не имел мнения. 2. Не внимательно слушал обсуждение. 3. Принял мнение группы. 4. Мнение неверное. |
1. Не имел мнения. 2. Не слушал обсуждение. |
1. Гласность точки зрения. 2. Корректное поведение. 3. Умение убедить. 4. Высоко ценится правильное мнение (ты ведь получаешь знания!). |
Кроме этого каждый учащийся оценивает свою работу на уроке, заполнив в конце занятия лист успеха:
Фамилия Имя
Деятельность | Оценка или баллы |
За работу в группе | |
За вопрос или ответ | |
За возражение | |
Всего баллов |
8. Объяснение проектного задания каждой группе:
1-ой группе – составьте список потенциально опасных объектов, находящихся в районе, где вы проживаете. Укажите, источником какой техногенной чрезвычайной ситуации может стать каждый из указанных объектов. Опишите порядок действия в этих ЧС.
2-й группе - составьте список ЧС природного характера, наиболее вероятных для нашего города и опишите последовательность действий при их возникновении.
3-ей группе - обследуйте нашу школу на наличие в ней опасных мест, охарактеризуйте их: чем опасны эти места, как обезопасить себя, как действовать при возникновении некоторых ЧС в школе.
Каждой группе выполненную работу продемонстрировать на слайдах или оформить в виде текстового сообщения.
На выполнение задания даётся две недели, в ходе которых будут даны консультации.
Презентация 2 - как пример творческого задания
Следующая страница Презентации к уроку