План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
5 класс




Урок 23
О здоровом образе жизни


Содержание урока

Здоровый образ жизни

Составляющие здорового образа жизни

Контрольные вопросы. Задания. Практикум

Конспект

Презентации к уроку


Составляющие здорового образа жизни


В этой главе мы рассмотрим некоторые составляющие здорового образа жизни, наиболее необходимые в вашем возрасте. Это режим дня, двигательная активность и закаливание организма, рациональное питание и профилактика вредных привычек.

Первая составляющая здорового образа жизни определяется умением правильно распределять своё время, планировать свой режим дня.

Человек постоянно распределяет своё время. Частично — по индивидуальному плану, частично — в зависимости от общественно необходимой деятельности.

Так, например, режим жизнедеятельности школьника определён учебным планом занятий в школе, военнослужащего — распорядком дня, утверждённым командиром воинской части, режим работающего человека — началом и концом рабочего дня.

Таким образом, режим — это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон.

Режим жизнедеятельности школьника подчинён учёбе. Школьник живёт в определённом ритме: он должен в определённое время вставать, идти в школу, выполнять домашние задания, питаться, отдыхать и спать. И это неудивительно, так как и в природе все процессы подчинены в той или иной степени строгому ритму: чередуются времена года, чередуется время суток — ночь сменяет день, день снова приходит на смену ночи. Ритмичность — один из законов жизни и одна из основ трудовой деятельности.

Правильное сочетание умственной и физической работы, чередование нагрузок и отдыха являются основой высокой работоспособности и служат хорошей успеваемости в школе. При этом необходимо помнить, что человек устаёт не когда много работает, а когда плохо организует свою работу.

Учебную, домашнюю нагрузку, занятия физической культурой и спортом следует равномерно распределять, обеспечивая правильное чередование умственной и физической работы на каждый день, неделю и месяц. Планируя свою нагрузку, необходимо помнить об отдыхе. На отдых следует выделять столько времени, сколько понадобится, чтобы полностью восстановить свои силы, хорошее настроение и работоспособность. Отдыхать вы должны после школы, перед выполнением домашних заданий, перед едой. Небольшой отдых должен предшествовать каждому новому виду работы или занятий.

К важнейшему виду ежедневного отдыха относится сон. Без нормального сна немыслимо поддержание и сохранение здоровья. Сон способствует нормальной деятельности нервной системы. Недосыпание, особенно систематическое, ведёт к переутомлению, к истощению нервной системы, к хроническим заболеваниям. Сон нельзя заменить ничем, он не компенсируется. Соблюдение режима сна — основа здорового образа жизни.

Чтобы быть здоровым и работоспособным, необходимо выработать привычку ложиться спать и вставать в одно и то же время.

Спать лучше всего ложиться в 21 ч. На ночь не следует смотреть слишком эмоциональные телепередачи; лучше почитать хорошую книгу, послушать спокойную музыку.

После приготовления домашних заданий перед ужином желательно погулять, заняться физической культурой или работой на свежем воздухе, принять тёплый душ; ужин необходимо закончить за 2 ч до сна. Это основные условия для крепкого, здорового сна.

Это интересно

Большое значение режиму дня школьников для сохранения и укрепления их здоровья придавал выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский (1918—1970). Дети его школы были приучены вставать в 6 ч. После пробуждения делали утреннюю гимнастику, обливались холодной водой, завтракали и шли на занятия. Во второй половине дня школьники работали в кружках, читали художественную литературу, занимались физическим трудом, но не интенсивным умственным.

Сухомлинский убеждал ребят и их родителей, что школьники должны ложиться спать не позже 21 ч. Он считал, что лучше рано ложиться спать и рано вставать, выполнять домашние задания утром, до школьных занятий, вторую же половину дня посвящать главным образом физической работе на свежем воздухе, кружковой работе, чтению — не для заучивания и запоминания, а для общего интеллектуального развития.


Итак, общие правила таковы.

Составляя режим дня, необходимо учитывать в первую очередь учебные занятия и приготовление домашних заданий.

Индивидуальный режим необходимо согласовать с режимом жизнедеятельности вашей семьи, учитывая время прихода с работы родителей. В режиме обязательно предусматривается ночной сон не менее 9 ч. Режим не может быть раз и навсегда установлен. Его надо корректировать, то есть изменять в зависимости от обстановки в семье, от появления новых увлечений и занятий. Главное — принцип равномерного распределения времени на нагрузку и отдых должен соблюдаться всегда.


Следующая страница Контрольные вопросы. Задания. Практикум






Наверх