Составляющие здорового образа жизни
Контрольные вопросы. Задания. Практикум
Конспект
Цели урока:
1. Сформировать понятия «здоровый образ жизни и его составляющие», «вредные привычки и их влияние на здоровье».
2. Развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, формулировать и отстаивать свою точку зрения.
3. Способствовать воспитанию убеждения, что только сам человек определяет свой здоровый (или нездоровый) образ жизни;
Тип урока: объяснение нового материала
Оборудование: ПК, проектор мультимедиа, экран, учебник ОБЗР (ОБЖ) .
План урока.
1. Понятие «здоровье»
2. Понятие «здоровый образ жизни»
3. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.
4. Значение здорового образа жизни
ХОД УРОКА
I . Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Вступительное слово учителя
Тема сегодняшнего урока – «Здоровый образ жизни молодежи»
Эпиграфом нашего урока являются слова: «Человек – украшение мира».
Предлагаю вашему вниманию высказывания великих людей, которые содержат мудрые мысли и прошу, подумав, ответить на вопрос:
- какие из этих высказываний вам больше по душе, ближе по духу, по смыслу жизни.
Ответы учащихся
Вопрос: Как вы считаете, какое отношение имеют эти высказывания к теме нашего урока?
Как связаны понятия: «Человек – здоровье – красота»
Ответы учащихся
Сегодняшняя тема урока посвящена актуальной проблеме поддержания, сохранения и преумножения здоровья на всех этапах жизненного пути человека, но в большей степени в период молодости.
Сегодня мы должны с вами обсудить проблему состояния здоровья современной молодежи, укрепления его и продления активной жизнедеятельности. Хочется, чтобы вы задумались о состоянии своего здоровья и определили, насколько здоровый образ жизни вы сами ведете и наметили пути совершенствования своего здоровья.
III. Изучение нового материала.
Предлагается ответить на следующие вопросы:
Чего вы в первую очередь желаете себе?
Чего вы в первую очередь желаете своим близким?
Чего вы никогда не пожелаете своим врагам?
( – ЗДОРОВЬЕ )
Что же такое здоровье?
Здоровье -- это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний или физических дефектов.
(запись в тетрадь)
Вопросы:
1. Подумайте, насколько тесно взаимосвязаны компоненты здоровья? (компоненты здоровья тесно связаны: если человек здоров физически, но испытывает психологический дискомфорт, он не может чувствовать себя отлично).
2. От чего зависит здоровье человека? (от образа жизни, поведения, образа мыслей и т.д.).
ЗДОРОВЬЕ – главный дар, данный нам нашими предками и расточительно расходуемый нами. Как распорядиться этим бесценным (ведь оно нам дается совершенно бесплатно) даром?
Очень важно как можно раньше прийти к выводу и пониманию необходимости сохранения и умножения своего здоровья, в результате воспитания в себе здорового образа жизни, а для этого надо очень мало.
Ученые определяют такое стремление как движение в два шага:
1-й шаг состоит в выборе жизненных установок, определении своих целей в жизни.
2-й шаг: это выбор путей для реализации тех жизненных установок и целей, которые вы для себя определили в первом случае.
Есть очень мудрые слова: «Великие люди ставят перед собой цели.
Остальные живут своими желаниями».
Если вы хотите добиться чего-то в жизни, сохранив молодость, красоту, энергию, жизнерадостность, а не влачить жалкое существование, охая и жалуясь на то, что жизнь не удалась и интереса жить нет, то вы должны, поставив цель и приложив усилия достичь этого.
ВОПРОС: Сложно это? ________________________ Да, очень сложно.
Возможно выполнить это?____________ Да, возможно.
Надо только запомнить, что главное условие здорового образа жизни – личная заинтересованность человека. Что результат будет тем лучше и выше, чем раньше вы начнете работать над собой.
Человек - это не просто высокоорганизованная биологическая система, а организм, живущий в определенных общественных условиях, которые отражаются на физическом и психологическом самочувствии и определяют его нравственные устои.
Какова же наша молодежь, с точки зрения статистики? Как влияют на нее общественные условия?
Необходимо привести некоторые цифры, свидетельствующие о росте заболеваемости среди молодежи.
Молодежью по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) считаются люди в возрасте от 16 до 29 лет, и таких на Земле сейчас насчитывается около 30% (соответственно и в России). Заболеваемость этой категории за последние 5 лет увеличилась на 26,3 %. Смертность от неинфекционных заболеваний постоянно возрастает и достигает сейчас 83 %.
Эти данные содержатся в книге «Здоровьесберегающее образование в школе» (авторы Л.Я.Доцоев, В.В. Аксенов, А.Т. Тутатчиков, А.М. Усынин), можете найти и прочитать ее.
Итак, что же мы на сегодняшний день имеем? Ознакомимся с со статистическими данными, которые относятся к периоду с 90-х годов).
Вопрос: Что является причиной заболеваний? (отсутствие личной заинтересованности у молодежи в здоровом образе жизни и заботе о продолжении своего рода).
Вопрос: Что может повлиять на здоровье человека? (социально-экономические факторы, природные, биологические, психологические и, конечно же, вредные привычки).
Вопрос: какие привычки считаются вредными? (ответы учащихся)
Насколько распространены вредные привычки среди молодежи?
Исследования распространенности вредных привычек среди подростков показали, что количество курящих достигло в среднем 70% (40% - девушки, 60% - юноши);
Употребление алкоголя среди подростков составляет – 30%;
Прирост наркоманов, в целом по России составлял в среднем 24% (в период с 1991 по 2002 года), а за 2006 год этот прирост составил 0,5%.
Подумайте и ответьте на вопросы:
1. в чем причина увлечения молодежи курением, алкоголем и наркотиками?
2. к каким последствиям это увлечение приводит?
3. способствует ли увлечение вредными привычками сохранению здоровья нации? Что нужно, чтобы в нашей стране было здоровое, жизнеспособное население?
4. Что значит вести здоровый образ жизни (работа в группах)
Итак, мы выяснили, что здоровый образ жизни – это не роскошь, а жизненно важная необходимость. Недаром в цивилизованных странах ведение здорового образа жизни становится очень популярным, даже модным.
IV. Закрепление пройденного материала.
Вопросы:
1. От чего зависит состояние здоровья человека? (состояние здоровья зависит от психологического климата в семье, в школе; соблюдения режима дня, учебы и отдыха; рационального питания, отношения к табаку, алкоголю, наркотикам; соблюдения правил личной гигиены и др.)
2.Какое значение для здоровья человека имеет здоровый образ жизни? (Здоровый образ жизни является универсальным средством профилактики заболеваний, укрепления и сохранения здоровья).
V. Подведение итогов урока.
Заключительное слово учителя
Практика показывает, что у многих людей, в особенности у молодежи, размылось, утратило ценность и цельность представления о здоровье. В сознании же многих людей оно накрепко связано именно с лечением.
Но ведь лечить можно бесконечно, здоровья это не прибавит!
Между тем здоровье человека, в первую очередь, зависит, прежде всего, от условий и образа жизни. Необходимо выработать в себе привычку проявлять элементарную заботу о сохранении здоровья, об укреплении и создании его резервов.
Сберечь и увеличить резервы физического и психического здоровья людей – означает, без всякого преувеличения, приумножить потенциал могущества страны.
VI. Запись домашнего задания: тема 7.1
Следующая страница Презентации к уроку