План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
6 класс (по учебнику под ред. С. Н. Егорова)





Тема 3
Профилактика вредных привычек



Вы знаете:

• Какие факторы разрушают здоровье. Что такое вредные привычки и почему с ними надо бороться.

Вы узнаете:

• Не только употребление алкоголя, наркотиков и курение являются вредными привычками. К опасным привычкам относится игромания, которая появилась с развитием информационных технологий.


О ВРЕДЕ АЛКОГОЛЯ


В 5 классе мы уже говорили о том, что в подростковом возрасте употребление алкоголя особенно опасно, так как ведёт к расстройству организма и психическим недугам. В основном это происходит после употребления подростками лёгких алкогольных напитков. Чтобы получить серьёзное отравление, в вашем возрасте достаточно выпить всего лишь банку одного из таких напитков. И если вовремя не вызвать скорую медицинскую помощь, последствия могут быть очень печальными.

Среди подростков бытует мнение, что пиво практически безалкогольный и поэтому безвредный напиток. Это мнение укрепилось с появлением в продаже безалкогольного пива. В сущности, безалкогольного пива не существует, поскольку небольшая доля спирта в любом пиве, даже безалкогольном, всегда присутствует.

Как же происходит привыкание к алкоголю?

Употребление алкоголя не может помочь решению неприятной ситуации, сложившейся в семье или в школе, а только усугубляет её, разрушает здоровье.

Это ложный путь, который ведёт к опаснейшему заболеванию, чреватому самыми серьёзными негативными последствиями, включая раннюю смерть.

Болезненное привыкание у подростка может возникнуть и в дружеской компании, которая собирается во дворе или подъезде. Если подростковая группа не объединена какой- либо полезной деятельностью, а занимается пустым времяпровождением, в ней. очень вероятно, вскоре будут иметь хождение сигареты и алкогольные напитки.

Держитесь подальше от такой компании, какие бы ваши близкие друзья в ней ни оказались.

Сознание человека, его воля, здоровый дух и разум — первый и главный пункт обороны от алкогольной опасности.

Второй не менее важный пункт обороны — здоровое тело. Средства, которые успешно можно противопоставить алкоголю, всем известны и общедоступны — это физкультура, спорт, закаливание (см. тему 1).


ПАГУБНОЕ ВЛИЯНИЕ КУРЕНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ


Сегодня медики многих стран мира, основываясь на фактах, предупреждают, что курение стало причиной тяжёлых заболеваний и преждевременной смерти множества людей в современном обществе. Во многих странах идёт борьба против курения. В нашей стране принят Федеральный закон Российской Федерации № 15- ФЗ от 23 февраля 2013 г. «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий пот-ребления табака или потребления ни кот ин соде ржа щей продукции».

Курение в подростковом возрасте особенно вредно.

Тем ребятам, которые начали курить ещё в школьном возрасте, как правило, трудно отказаться от этой пагубной привычки, вступив во взрослую жизнь. В 12-13 лет у них может появиться одышка и начаться проблемы с сердечной активностью, ухудшается координация движений, снижается работоспособность на уроках и при выполнении домашних заданий. О том, чтобы полноценно заниматься спортом, курильщикам приходится забыть.

Запомните! Лучшая профилактика курения — никогда не заводить этой пагубной привычки.


НАРКОТИКИ - УГРОЗА ЖИЗНИ


Употребление наркотиков всегда приводит к тяжёлым последствиям: разрушению личности и быстрому уходу из жизни.

Человек, который, по несчастью, оказался втянутым в приём наркотиков, практически сразу же попадает в наркотическую зависимость. При этом не имеет значения, каким путём наркотики попадают в организм человека. Употребление наркотиков в любом виде (курение, приём наркотической отравы в виде таблеток или инъекций) неизбежно приводит к трагическим результатам — полному разрушению здоровья и жизни.

Особенно сильно и разрушительно наркотические средства действуют на организм подростка. Для того чтобы втянуть подростка в зависимость от наркотиков, используются различные преступные схемы. Так, например, обманным путём предлагается бесплатное употребление какого-либо вещества, которое будто бы помогает развеселиться, испытать какие-то приятные ощущения. На самом деле все наркотические препараты вызывают полную дезориентацию человека в окружающем мире и пространстве, приводят к тяжёлым видениям (галлюцинациям) и с первого приёма активно разрушают человеческий мозг.

Многие безнадёжные наркоманы в первый раз попробовали наркотик просто за компанию, чтобы доказать свою «взрослость».

Подросток, принявший наркотик в первый раз бесплатно, практически сразу попадает в зависимость от этой отравы. Но в дальнейшем наркотик его вынуждают покупать только за деньги. Потребление наркотиков, таким образом, делает подростка физически и материально зависимым от преступных наркоторговцев.

Зависимость от наркотиков проявляется в том, что жертве наркомании постоянно требуется принятие всё больших доз наркотической отравы, при отсутствии которой появляется панический страх, хроническая бессонница, конвульсии — сильные судороги всего тела. Он уже не может обходиться без наркотиков. Наркоман начинает катастрофически терять вес, быстро уставать от любой нагрузки.

Наркотик — это средство неотвратимого самоуничтожения. Тот, кто хочет попробовать наркотик, должен понимать, что уже после первого приёма он, скорее всего, не сможет себя контролировать. Очень скоро подросток, ставший на этот путь, превратится в тяжелобольного и вора, который будет красть деньги у членов собственной семьи, чтобы купить наркотик.

Прочитав эти строки, сделайте вывод, что наркотическую отраву нельзя ни пробовать, ни употреблять ни при каких обстоятельствах.

Запомните! Чтобы не стать жертвой наркомании, прерывайте любые контакты с теми, кто предлагает пробовать наркотические вещества. О подобных предложениях немедленно нужно сообщить учителям и родителям.


ИГРОМАНИЯ


Большой опасностью для становления и полноценного развития личности, и особенно личности подростков, являются азартные игры. Это такие игры, в которых выигрыш в большей степени или полностью зависит от случая, а не от умения игроков. Главной целью при этом является получение выигрыша в виде денег или иных материальных ценностей. К таким играм относятся карточные игры, лотереи, различные игры на деньги.

Исследования показали, что серьёзное втягивание в игру происходит за несколько дней, а иногда даже часов.

Такие ситуации, повторяясь, приводят к серьёзному расстройству личности человека. У него развивается игромания — непреодолимое нездоровое влечение к азартным играм. Современная медицина считает игроманию болезнью.



Правила

Чтобы защитить себя от игромании, необходимо знать и соблюдать следующие правила.

• Будучи главным хозяином своей воли и желаний, вы должны внушить себе основное правило — не играть в азартные игры, потому что они могут разрушить вашу полноценную жизнь и ваше здоровье.

• Незамедлительно обратитесь за советом и помощью к родителям, учителям, пользующимся вашим доверием взрослым, не связанным с игрой, если беда случилась и вы оказались вовлечены в азартные игры.

• Вместо азартных игр займитесь развитием своих творческих способностей, спортом, и у вас появятся общие интересы со сверстниками и другими людьми, с которыми вы окажетесь в кругу здоровых и содержательных увлечений.



Компьютерная игровая зависимость — это разновидность игромании. В детском возрасте игровая зависимость обычно проявляется в чрезмерном пристрастии ребёнка не только к компьютерным играм, но и к играм на телефоне, планшете и приставке.

Особенно часто вовлекаются в компьютерную игроманию подростки 12-15 лет.

Они играют целыми сутками напролёт, всё свободное время посвящая онлайн-играм с псевдодрузьями — геймерами, лишая себя тем самым настоящего общения. У таких ребят формируется неодолимое влечение, с которым сами они уже не в состоянии справиться. Компьютерные игры заменяют им окружающую реальность. Нередки случаи, когда влияние родителей и педагогов бесполезно. Для того чтобы вылечить таких заболевших, срочно нужно вмешательство врачей-психиатров.

Постоянная вовлечённость в компьютерные игры и их легкодоступность приводят к появлению привычки, а затем и игровой зависимости.

Затем начинают проявляться признаки заболевания:

• нарушается сон;

• появляется раздражительность, агрессия по отношению к тем, кто останавливает заигравшегося, мешает ему играть или хочет прервать игру;

• нарастает безразличие к тому, что находится за пределами игры, сужается круг интересов;

• реальное восприятие жизни подменяется искусственной компьютерной реальностью;

• ухудшаются или разрываются отношения с окружающими: дома с семьёй, в школе с друзьями.

У тех, кто проводит чрезмерно большое время за компьютером и долгими часами не отрывает взгляд от мерцающего экрана, вырабатывается неправильная осанка и значительно ухудшается зрение. Подростки часто жалуются на онемение пальцев, а иногда и всей правой руки.

Защита от компьютерной игровой зависимости такая же, как и от игромании. Поэтому знание и выполнение правил защиты от игромании поможет вам уберечься и от компьютерной игромании.

В современной жизни невозможно обойтись без помощи различных гаджетов. Важно уметь самостоятельно определять тонкую грань между зависимостью от видеоигр, оказывающей негативное влияние на моральное и физическое здоровье человека, и использованием компьютера как средства для получения полезной информации, онлайн-обучения, дистанционной работы, коммуникации (дистанционного общения).

Запомните! Игромания во всех её проявлениях — серьёзное заболевание, при котором в ряде случаев требуется помощь врачей-специалистов и психологов, дополнительное внимание родных и близких. Избежать этой болезни вам помогут планирование и соблюдение распорядка дня, занятия спортом или любая физическая активность на свежем воздухе, живое общение со сверстниками, приобретение не связанного с играми хобби, чтение»



Проверяем знания

1. Какие риски для здоровья могут сопровождать курение и употребление алкоголя в подростковом возрасте? Аргументируйте свой ответ.

2. Как возникает зависимость от наркотиков? Чем опасен даже разовый приём наркотика? Подготовьте сообщение на эту тему.

3. Что такое игромания? Как от неё избавиться? Предложите свои рекомендации.

4. В чём опасность компьютерной игровой зависимости? Можно ли самостоятельно избавиться от этой вредной привычки? Обоснуйте свою точку зрения.

5. Каковы признаки пристрастия к вредным привычкам? Обоснуйте свой ответ.

6. Какой лучший способ избавиться от вредных привычек? Ответ подготовьте, ориентируясь на текст учебника. Предложите свой способ избавления от вредных привычек.

Проводим исследования

1. Почему особо опасными являются такие вредные привычки, как курение, алкоголь и наркотики? Приведите три аргумента. Можно ли избавиться от этих привычек? Если да, то обоснуйте как.

2. Разделитесь на две группы по желанию. Каждая группа должна подтвердить или опровергнуть следующие утверждения:

- научно-технический прогресс, развитие цифровых технологий пагубно влияют на здоровье населения, тем более подростков. Нужно запретить использование компьютеров в школе и ограничить использование дома;

- компьютерные технологии стремительно развиваются. Это будущее человеческой цивилизации. Ну а что касается здоровья — лес рубят, щепки летят. Каждый должен заботиться о себе сам.

Какой точки зрения придерживаетесь вы? Обоснуйте.

Работаем с источниками

1. Древнегреческий философ Аристотель приравнивал опьянение к добровольному сумасшествию. Согласны вы с этим утверждением? Как вы понимаете его смысл? Объясните.

2. Как вы думаете, игромания — болезнь или просто увлечение? Аргументируйте выдержками из текста. Найдите в Интернете информацию, подтверждающую вашу точку зрения.

3. Найдите в Интернете Федеральный закон Российской Федерации № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции». Объясните, каковы цели принятия этого закона. Подготовьте презентацию.

После уроков

Подготовьте школьное мероприятие на тему «Нет вредным привычкам!». Подготовьте презентации, плакаты, миниспектакли, сочините стихи и др.

В заключение разработайте программу здорового образа жизни для вашего класса.





Наверх