План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности жизнедеятельности
6 класс (по учебнику под ред. С. Н. Егорова)





Безопасное поведение на природе
Тема 7
Безопасное поведение в туристских походах



Вы знаете:

• Туризм становится всё более популярен, способствуя духовному и физическому развитию человека. Вместе с тем туризм не лишён опасностей.

Вы узнаете:

• Что такое туристские навыки. Какие правила безопасности нужно соблюдать в туристском походе.


Вместо приобретения туристских навыков туристский поход для некоторых новичков иногда заканчивается травмой или заболеванием.

В этом параграфе мы расскажем, каких правил должен придерживаться член туристской группы, отправившейся в туристский поход, чтобы избежать неприятностей, связанных с ущербом для здоровья.

Основная мера безопасности в туристском походе — дисциплина. Дисциплина подразумевает полное подчинение указаниям руководителя похода. Безответственность и низкая сознательность, нарушения режима, лихаческие выходки при преодолении встретившихся препятствий, авантюрные решения, не согласованные с руководителем, — всё это может стать причиной для срыва графика передвижения по заранее утверждённому маршруту.

Перед походом вам дадут подробные рекомендации и указания, какое туристское снаряжение необходимо взять с собой и как физически подготовиться к походу. Этих рекомендаций и указаний нужно придерживаться в обязательном порядке.



Правила

При возникновении непредвиденных ситуаций выполняйте все требования руководителя похода. Своевременно сообщайте руководителю, если почувствуете симптомы простуды, отравления, теплового удара и других недомоганий.

Купание в водоёмах разрешено только под контролем взрослых (руководителя похода).



На месте купания не должно быть быстрого течения, глубина места, выбранного руководителем похода, — не более 1,5 м. Если температура воды ниже 18°С, то в воду входить запрещено — можно сильно простудиться и получить осложнение. Такой вариант событий может положить конец вашему участию в долгожданном походе. Дать команду «Приступить к купанию!» может только руководитель похода. В один заход купаются не больше 8 человек в течение 10 мин. Нельзя купаться ночью и даже в сумерки, прыгать с мостиков, с берега, с плавучих средств.

Обращаем внимание, что во время грозы туристам нельзя находиться около отдельно стоящих деревьев, в которые может ударить молния. Движение группы и отдельных туристов в темноте и тумане категорически запрещено.

Во время переходов не останавливайтесь на привалы отдельно от группы. Если вам необходим отдых, сообщите об этом руководителю.

Ни в коем случае не отбивайтесь от группы, самопроизвольно изменяя маршрут.

Не уходите далеко от группы при сборе дров для костра. Тяжёлые брёвна не пытайтесь носить в одиночку.

Соблюдайте пожарную безопасность.

Не оставляйте после себя мусор и не причиняйте вреда природе.


ЕСЛИ ТУРИСТ ОТСТАЛ ОТ ГРУППЫ


Если вы всё-таки потерялись или отстали от группы, оставайтесь на месте и попробуйте дозвониться до руководителя группы или других туристов. Если дозвониться не удалось (в лесной зоне может не работать мобильная связь), подавайте сигналы голосом либо с помощью дыма от костра (в случае крайней необходимости).

Запомните! Потерять ориентировку может и опытный человек. Но, в отличие от неопытного, он будет действовать в такой ситуации грамотно и последовательно.

Сразу, как только вы поняли, что отстали от группы и заблудились, необходимо остановиться и подумать о том, что делать дальше. Лучший выход из создавшегося положения — вернуться к тому месту, откуда начинался маршрут. Ваши товарищи по походу будут искать вас и придут туда обязательно.

Если вы забыли, откуда пришли, или не смогли найти обратную дорогу, нужно вспомнить запомнившиеся ориентиры — большую реку, железную дорогу или шоссе и др. На встретившуюся деревню или дом лесника лучше не ориентироваться — в густых зарослях мимо них легко пройти.

Если вы набрели на лесную дорогу, следует идти по ней. На развилке лесных дорог предпочтительнее пойти в том направлении, где две дороги, образуя стрелку, соединяются в одну.

Есть и другие способы выйти к людям. Нужно прислушаться к звукам — где-то невдалеке может работать трактор или животные подают свои голоса (лай собаки, мычание коровы). Помогает найти людское жильё запах дыма.

Также может помочь выйти к людям ручей, если идти по его течению, он может вывести к реке, а река вас обязательно выведет к рыбакам или поселениям.

И ещё один способ, которым можно воспользоваться, — осторожно забраться на высокое дерево, не забывая о правилах безопасности, и разглядеть рукотворные и природные ориентиры на местности. Линии электропередачи, купол сельской церкви, трубы теплоэлектростанции, знакомая возвышенность, дерево со сломанной вершиной, которое вы заметили в начале маршрута, — всё это поможет вам выбраться из лесного массива.

Как ориентироваться на местности, в том числе по природным признакам, мы подробно расскажем в теме 9.



Проверяем знания

1. В каких случаях туристский поход может закончиться травмой или заболеванием? Как можно не допустить этого? Обоснуйте свой ответ.

2. Главное условие безопасности в туристском походе — дисциплина. Вы согласны с этим утверждением? Как вы понимаете дисциплину в туристском походе?

3. Какие правила нужно соблюдать при купании?

4. Как вы поведёте себя, если отстали от группы и заблудились? Предложите свой план действий.

5. Подготовьте презентацию «Правила безопасности в походе».

Проводим исследования

1. Выберите четыре правила безопасного поведения в походе. К каким последствиям может привести их несоблюдение?

2. Разработайте вариант совместного соглашения, которое вы предложили бы принять участникам похода перед выходом. Особое внимание обратите на новичков.

Работаем с источниками

1. Перечитайте раздел параграфа «Если турист отстал от группы». Составьте свой вариант плана действий для заблудившегося человека. Сверьте его с учебником. Сделайте выводы.

2. Что нового и полезного для себя вы узнали из этого параграфа? Подготовьте сообщение, подобрав к нему иллюстрации из Интернета.

После уроков

Обсудите со взрослыми, были ли в их жизни случаи, когда они заблудились в лесу. Как они вели себя? Сравните их поведение с поведением, рекомендованным в учебнике: соответствует ли оно описанным в параграфе правилам? Обобщите результаты, подготовьте свои рекомендации.





Наверх