План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности и защиты Родины
6 класс (по учебнику под ред. С. Н. Егорова)



Тема 9
Как ориентироваться на местности



Вы знаете:

• Простейшие способы ориентировки, которые вы изучали в начальной школе.

Вы узнаете:

• Более сложные способы ориентирования на местности, а также какие приборы могут помочь в ориентировании.


Безопасное пребывание человека в природных условиях напрямую зависит от его умения ориентироваться на местности. Материал, который приводится в этом параграфе, написан в соответствии с изданием: Энциклопедия туризма. — М.: Большая российская энциклопедия, 1993.


ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПО СОЛНЦУ



Правила

• Пребывая в лесных условиях, необходимо знать, как определять стороны горизонта и направление движения. Основной ориентир для туриста — это солнце. Необходимо помнить о его перемещениях: в 7 ч утра солнце бывает на востоке, в 10 ч — на юго- востоке, в 13 ч — на юге, в 16 ч — на юго-западе, в 19 ч — на западе, в 22 ч — на северо-западе.

• Если солнца на небе не будет видно, нужно хорошо знать, как ориентироваться по природным признакам.



ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПО ПРИРОДНЫМ ПРИЗНАКАМ


В начальной школе на уроках окружающего мира вы знакомились со способами ориентирования по природным, местным признакам. Вспомним их вместе.



Правила

Помощь в ориентировании по сторонам света может оказать осмотр берёзы. На севере кора этого дерева темнее, чем на юге, она потрескавшаяся и изобилует наростами и неровностями.

Для ориентирования на местности помогут также грибы. С южной стороны деревьев и пней они растут очень редко, особенно когда долго нет дождей. Но зато с северной стороны их можно обнаружить в больших количествах.

Мхи и лишайники чаще всего произрастают с северной стороны пней, деревьев, больших валунов. Их очень хорошо можно разглядеть на соснах.

Муравьи сооружают муравейники с южной стороны деревьев и пней.

Лесные ягоды быстрее приобретают окраску со стороны, обращённой к югу. Зеленоватый оттенок ягоды дольше сохраняется на обращённой к северу стороне.



ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПО МЕСТНЫМ ПРЕДМЕТАМ


Способы определения направлений по местным предметам не так точны, как определение их по солнцу. Но иногда они могут помочь заплутавшему туристу. Как мы уже говорили в теме 7, в лесу надо ориентироваться на предметы, которые встретились вам на маршруте.

Можно ориентироваться на повороты лесных дорог, пересечения лесных дорог и тропинок, направления течений ручьёв и речушек. Особенности рельефа также могут послужить для ориентирования — подъёмы и спуски, большие поляны, посадки на месте выгоревших мест.

Стороны горизонта можно определять по направлениям просек и оцифровке на квартальных столбиках.

На лесных просеках обязательно есть квартальные столбики с указанием номеров лесных кварталов. Нумерация кварталов проставляется слева направо, т. е. с запада на восток.

На квартальный столбик обычно наносится круг, разделённый на четыре части. Верхнее число слева обозначает номер лесного квартала на северо-западе, верхнее число справа — на северо-востоке. Нижнее число слева обозначает номер лесного квартала на юго-западе, нижнее число справа — на юго-востоке.


СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОРОН ГОРИЗОНТА ПО КОМПАСУ, НЕБЕСНЫМ СВЕТИЛАМ И КАРТЕ


Самым простым и надёжным средством для определения сторон горизонта является компас. Туристы обычно используют жидкостный компас «Спорт-3». Для определения сторон горизонта необходимо положить компас на ровную поверхность, отпустить тормоз магнитной стрелки и поворачивать коробку компаса таким образом, чтобы северный конец магнитной стрелки совпал с нулевым делением шкалы. В таком положении стрелка компаса показывает направление север — юг. Буквы С, Ю, В, 3 на шкале компаса будут соответственно обращены на север, юг, восток и запад.

Определяя стороны горизонта с помощью часов (механических), надо помнить, что на территории России* стрелки часов переведены на 1 ч вперёд и полдень (время, когда Солнце находится на юге) для жителей Северного полушария наступает не в 12 ч, а в 1 ч дня (13 ч). Часы необходимо положить горизонтально и повернуть их так, чтобы часовая стрелка указывала на Солнце. Через центр циферблата мысленно проводится линия в направлении на цифру 1 (13 ч). Биссектриса угла, образовавшегося между этой линией и часовой стрелкой, показывает направление север — юг. Следует помнить, что юг до 12 ч находится справа от Солнца, а после 12 ч — слева.

* В нашей стране 16 июня 1930 г. декретом Советского правительства стрелки часов во всех часовых поясах на летний период были переведены вперёд относительно поясного времени на 1 ч. Это время получило название декретного. Декретное время было введено с целью более полного использования населением в летний период солнечного света и экономии топлива и электроэнергии, расходуемых на искусственное освещение.

Ещё в древности опытные моряки и путешественники в ночное время умели определять стороны света по звёздам и созвездиям, названия которых они хорошо знали.

Ночью в ясную погоду стороны горизонта можно определить по Полярной звезде, которая ориентирует на север.

Полярную звезду ищут, используя созвездие Большая Медведица, которое, как всем известно, очень похоже на схематическое изображение ковша с ручкой. Созвездие состоит из семи хорошо видимых в ясную лунную погоду звёзд. Начертите мысленно отрезок по направлению к Малой Медведице через две крайние звезды, которые расположены противоположно по отношению к ручке. Конец этого отрезка и будет указанием на Полярную звезду. В противоположной стороне будет юг, справа — восток, слева — запад.

В малознакомой местности лучше всего ориентироваться по топографической карте. Топографическая карта — это географическая карта широкого назначения, на которой подробно изображена местность.

Ориентирование карты следует производить по компасу и двум ориентирам. Для этого сначала устанавливают компас диаметром север — юг на вертикальную линию координатной сетки северным концом к северной стороне рамки карты и освобождают тормоз магнитной стрелки.

Когда стрелка остановится, начинают поворачивать карту до тех пор, пока стрелка своим северным остриём не совпадёт с нулевым делением шкалы, т. е. карта становится сориентированной.

Находясь на местности у одного ориентира, с которого виден другой, находят на карте первый ориентир. Далее поворачивают карту так, чтобы направление на второй ориентир на карте совпало с направлением на местности.

После того как карта сориентирована, туристам нужно установить точку стояния. Лучше всего это сделать рядом с местным предметом, изображённым на карте. Условный знак или изображение этого предмета укажет вам точку вашего стояния.



Проверяем знания

1. Охарактеризуйте своими словами способы ориентировки, описанные в параграфе.

2. Каковы основные принципы ориентирования на местности по Солнцу?

3. Что значит ориентироваться по местным предметам? По каким предметам вы можете ориентироваться около своего дома; около школы? Опишите, почему эти предметы могут быть ориентирами.

4. Как вы понимаете, что такое просеки и оцифровка на квартальных просеках? Как ориентироваться по ним?

5. Знаете ли вы другие способы ориентирования, помимо описанных в параграфе? Назовите их. Если приходилось ими пользоваться, расскажите, как это происходило.

Проводим исследования

1. Представьте, что вы собираетесь в поход. Произведите ориентирование карты, определите точку стояния, проложите маршрут.

2. Определите стороны света с помощью часов. Опишите, как вы это делали.

Работаем с источниками

1. Найдите в Интернете описания принципов ориентирования по компасу. В качестве тренировки с помощью компаса определите расположение классной доски; двери класса; вашего места в классе. Опишите порядок своих действий, соотнесите их с правилами ориентирования, описанными в книге.

2. Перечитайте ещё раз параграф. Составьте краткий справочник, содержащий правила ориентирования. Опишите растения, которые помогают определять части света.

После уроков

1. Разделитесь на группы. Каждая группа разрабатывает презентацию, иллюстрирующую один способ ориентирования, и демонстрирует его одноклассникам. На основании всех презентаций разрабатывается коллективная памятка для будущих туристов.

2. Внимательно изучите окрестности своего дома. Найдите объекты, которые могут служить ориентирами. Составьте план местности около вашего дома, обозначив ориентиры.





Наверх