Защита населения от последствий лавин
Правила поведения в лавиноопасных районах
Контрольные вопросы. Задания. Практикум
Конспект
Тип: урок формирования новых знаний.
Разработка урока «открытия» нового знания по теме «ЧС природного характера геологического происхождения» для 7 класса по УМК Смирнова А.Т. Хренникова Б. О. и др. .иллюстрирует применение новых образовательных технологий в учебном процессе:
1. компьютерные технологии, ИКТ.
2. проблемное обучение,
3. здоровьесберегающие технологии.
4. модульные технологии
5. личностно-ориентированный подход
6. технология анализа конкретной ситуации
7. игровой метод (ролевая игра)
Учебник: Смирнов А.Т. Хренников Б. О. «Основы безопасности и защиты Родины», 2009г. издательство «Просвещение» Москва.
Раздел 2: Глава 2 Чрезвычайные ситуации геологического происхождения. §2.6, 2.7. «Оползни, обвалы, снежные лавины. Их последствия, защита населения.».
Цели урока:
Дать учащимся общее представление об оползнях и причинах их возникновения; познакомить с по-следствиями оползня; раскрыть организационные основы по защите населения от последствий оползней. Познакомить учащихся с обвалами и снежны¬ми лавинами, причинами их возникновения; разобрать основ¬ные мероприятия, проводимые по защите населения от послед¬ствий обвалов и снежных лавин.
формировать способности к открытию нового материала, создать условия для формирования личной компетентности обучающихся в области ОБЗР (ОБЖ), организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению материала по теме «Оползни, обвалы, снежные лавины.», определить алгоритм действий при ЧС геологического характера.
Изучаемые вопросы
1. Оползни и причины их возникновения.
2. Возможные последствия оползня.
3. Защита населения от последствий оползней.
4. Обвалы, причины их возникновения, возможные по¬следствия.
5. Снежные лавины, причины их возникновения, возмож¬ные последствия.
6. Защита населения от последствий обвалов и снежных лавин.
Учебные задачи:
1- в личностном направлении:
• продолжать развивать умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
• развивать умение контролировать процесс и результат учебной деятельности,
• прививать умение ответственного отношения за результаты своего труда;
2- в метапредметном направлении:
• развивать первоначальные представления о ЧС геологического происхождения, опираясь на знания географии, природоведения.
• формировать понимание сущности природных явлений (обвалов, оползней и снежных лавин), четко вывести алгоритм действий при ЧС.
• Дать представление о защитных сооружениях при ЧС геологического характера.
3- в предметном направлении:
• формировать представление о каждом из трёх явлении
• формировать умение внимательно просматривать видеоролики, презентации, слушать новый материал из уст учителя и одноклассников, анализировать материал
• формировать умение применять изученное понятия для решения заданий практического характера (тест )
Методы: целепологание , метод формирования интереса, проблемнопоисковый, словесный, объяснительно-иллюстративный, использование ИКТ.
Оборудование: ПК, проектор, экран, мел, доска, презентация, видеоролик, фрагмент мультфильма, звуковое сопровождение (песня), наглядный материал(экипировка туриста)
Формы работы: самостоятельная, ролевая игра, фронтальная работа, работа в парах.
Этапы урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний. Целепологание. (песня + мультфильм) Постановка проблемы.
3. «Открытие» нового знания.(рассказ учителя +презентация +сообщение+ ролик)
4. Первичное закрепление.(тест по презентации)
5. Физминутка (ролик)
6. Ролевая игра (опрос)
7. Повторение, включение в систему знаний.(тест) оценивание в парах.
8. Определение домашнего задания.
9. Итог урока.
Ожидаемый результат:
Деятельность на уроке развивает умственные способности учащихся, активизирует их мышление и познавательные способности, прививает интерес к дисциплине, формирует умения и навыки рационального учебного труда и творческого подхода к изучению дисциплины.
учащиеся смогут совершенствовать свои знания, умения и навыки при:
-возникновении опасности в природных условиях;
-организации деятельности в экстремальных условиях, составлении плана действий и поэтапного его выполнения;
-заблаговременном изучении необходимой информации, в том числе при использовании инновационных технологий и Интернет-ресурса, по решению проблем, связанных с экологической безопасностью человека, возникающей в экстремальных ситуациях, угрожающих здоровью и жизни подростка.
Урок становится насыщенным, занимательным, и в то же время понятным для учеников разного уровня. У ребят развивается устойчивый познавательный интерес к учению.
Игровая деятельность способствует развитию у школьников мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.
Используемая литература:
1. Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. Изд-во «Зеркало»; Издательский дом «Техника – молодежи», 1996.
2. Смагин В. Защити себя от капризов природы // Журнал «ОБЗР (ОБЖ)». № 12/2001.
3. Хроника чрезвычайных происшествий за III–IV кварталы 2009 года // Журнал «ОБЗР (ОБЖ)». № 2/2009.
4. Хроника чрезвычайных происшествий за IV квартал 2010 года // Журнал «ОБЗР (ОБЖ)» № 2/2010.
5. Энциклопедия для детей. Личная безопасность. М.: Аванта+, 2001.
Интернет-ресурсы:
Информационный портал ОБЗР (ОБЖ) и БЖД: Всё о Безопасности Жизнедеятельности http://www.bezopasnost.edu66.ru/
"Основы безопасности жизнедеятельности" журнал МЧС России. Информационно-методическое издание для преподавателей school-obz.org
Искусство выживания http://www.goodlife.narod.ru
Следующая страница Презентации к уроку