Вы знаете:
• Что такое гидротехнические аварии и каковы их последствия.
• Что такое волна прорыва.
• Как действовать в условиях наводнения при гидродинамических авариях.
Вы узнаете:
• Какие сооружения относятся к гидротехническим.
• Каковы причины катастрофических затоплений.
• Правила безопасного поведения в условиях гидродинамической аварии и катастрофического наводнения.
К гидротехническим сооружениям относятся:
• плотины;
• дамбы;
• шлюзы;
• оросительные (ирригационные) системы;
• перемычки и другие объекты.
Наиболее сложные и значительные из них — это плотины. Они представляют собой искусственное препятствие на пути водотока. Плотины строят для использования водной энергии и производства энергии (за счёт подъёма уровня воды на несколько десятков метров), задержания паводковых вод (орошение полей), водоснабжения крупных городов, улучшения судоходства по рекам.
На гидротехнические сооружения постоянно воздействуют природно-климатические факторы (перепад температур, статические и гидродинамические нагрузки), происходит старение конструкций и т. д. Вследствие этого риски разрушения гидродинамических сооружений и серьёзного затопления водой прилегающей территории очень велики.
Разрушение крупных плотин у водохранилищ и дамб наносит серьёзный урон экономическим и коммунальным объектам, судоходству, так как приводит к возникновению зон катастрофического затопления.
Запомните! Опасность разрушения плотин потенциально угрожает только тем территориям и населённым пунктам, которые находятся ниже по течению.
Основные причины аварий на плотинах: разрушение основания и недостаточность водосбросов, т. е. перелив воды через гребень плотин.
К прорывам плотин, дамб, шлюзов относятся:
• прорывы, связанные с образованием волн прорыва и катастрофических затоплений;
• прорывы, связанные с образованием прорывного паводка;
• прорывы, повлекшие разрушение зданий и сооружений, смыв плодородных почв или отложение наносов на обширных территориях.
В зонах возможного катастрофического затопления проводятся мероприятия по защите населения, ограничению строительства объектов народного хозяйства и другие инженерно-технические мероприятия, направленные на предотвращение катастрофических последствий. При этом в зонах, где время добегания прорывной волны после разрушения напорного фронта составляет менее 4 ч, эвакуация населения проводится немедленно, а на остальной территории — по мере возникновения угрозы затопления.
Правила поведения и действия населения при затоплении во многом аналогичны действиям при обычном наводнении, с которыми вы познакомились при изучении предмета в 7 классе. Вспомните их, перечитав тему 27 из учебника для 7 класса. Добавим несколько рекомендаций.
Подготовка к катастрофическому наводнению
• Если территория, на которой находится ваш населённый пункт, располагается вниз по течению от гидроузла, то заблаговременно получите информацию, может ли оно оказаться в зоне возможного катастрофического затопления.
• Соберите информацию о возвышенностях вблизи вашего места проживания и о самых коротких путях передвижения к ним.
• Составьте перечень документов и имущества, вывозимых при эвакуации.
Помните, где хранятся в вашем доме и подсобных помещениях плавсредства и подручные материалы для их изготовления.
Если вы всё-таки оказались в зоне внезапной гидродинамической аварии, необходимо соблюдать следующие правила.
• Чтобы не попасть под удар волны прорыва, поднимитесь на возвышенное место, залезьте на высокое дерево или поднимитесь на верхний этаж устойчивого здания.
• Если вы оказались в воде, то при приближении волны прорыва нырните в глубину у основания волны.
• Далее вплавь или с помощью подручных средств постарайтесь выбраться на сухое место. Попробуйте разыскать дорогу, по которой можно добраться до незатопленной территории.
Действия в ситуациях, если вы остались в подтопленном доме и если вы вернулись в дом после гидродинамической аварии, аналогичны действиям после наводнения, было изучено вами в 7 классе.
Проверяем знания
1. Какие сооружения относятся к гидротехническим?
2. Сформулируйте определения понятий «волна прорыва» и «катастрофическое наводнение». Сравните их с текстом учебника.
3. Каковы причины гидротехнических аварий? Можно ли их предотвратить?
4. Кратко сформулируйте правила поведения во время гидрологической катастрофы.
Проводим исследования
1. Проанализируйте список вещей и документов, которые необходимо взять в случае эвакуации. Расположите их по степени важности.
2. Составьте план расположения возвышенностей вблизи вашего дома (школы) и маршрут продвижения к ним.
Работаем с источниками
В 7 классе вы изучали правила поведения во время неожиданного наводнения. Вспомните эти правила и сравните их с изложенными в данном параграфе. Подготовьте памятку для населения.
После уроков
В 7 классе вы выяснили, есть ли гидрологические сооружения в зоне вашего проживания. Если есть, тогда вместе со взрослыми выясните, какие мероприятия по защите населения проводятся.