План проведения занятий на учебный год



Основы безопасности жизнедеятельности
8 класс




Урок 18
Защита от радиационных аварий


Содержание урока

Сигнал «Внимание всем!»

Схема 18. Что делать при оповещении об аварии на радиационно опасном объекте при эвакуации

Схема 19. Что делать при оповещении об аварии на радиационно опасном объекте при отсутствии убежища и средств защиты

Подготовка к возможной эвакуации

При проживании на загрязнённой местности

Режим радиационной защиты

Использование средств индивидуальной защиты

Проведение йодной профилактики

Вопросы и задания


Вопросы и задания


1. Как правильно провести герметизацию помещения?

2. Что надо сделать, получив указание об эвакуации?

3. Какие правила безопасности следует выполнять при проведении эвакуации?

4. Назовите правила, которые необходимо соблюдать, проживая на загрязнённой территории.

5. Что понимается под термином «режим радиационной защиты»?

6. Как правильно провести йодную профилактику?

7. Каким образом можно снизить содержание радионуклидов в продуктах питания?

ЗАДАНИЕ 18


Определите, какие из приведённых марок противогазов и респираторов необходимо использовать для защиты от радиоактивного иода. Марки противогазов и респираторов: ГП-5; ГП-7; ПДФ-Д; ПДФ-Ш; ПДФ-2Д; ПДФ-2Ш; «Лепесток»; Р-2; Р-2Д.

Сверьте свой ответ с приведённым в конце учебника.


ЗАДАНИЕ 19


Предположите, что в результате аварии на ядерной установке в вашем городе сформировался устойчивый радиационный фон примерно 80 мкР/ч. Массовую эвакуацию жителей не проводят. Ваши родители решили выехать вместе с вами к родственникам в другой город. Определите:

а) ваши действия при отъезде из города вместе с родителями;
б) ваши действия при возвращении в свою квартиру.

Проверьте правильность своих ответов по тексту учебника.


ЗАДАНИЕ 20


Представьте, что, находясь дома, вы увлеклись просмотром кинофильма. Внезапно передачу прервали, и управление ГОЧС города передало экстренное сообщение об аварии на АЭС и повышении радиационного фона до 120 мР/ч. Жителям города рекомендовано оставаться в своих домах (квартирах), произвести герметизацию помещений и провести йодную профилактику.

1. Определите, какие места в вашей квартире подлежат герметизации.

2. Проведите йодную профилактику вашей семьи, используя 5%-й раствор иода.

3. Назовите, какие ещё меры защиты необходимо принять в этой ситуации. Проверьте правильность своих ответов по тексту учебника.

ЗАДАНИЕ 21


Представьте, что при проживании в районе с повышенным радиационным фоном и радиоактивным загрязнением местности, сложившимися в результате аварии на АЭС, вам по необходимости приходится выходить на улицу (открытую местность). Какие санитарно-гигиенические меры вы должны принять при возвращении в дом (квартиру)? Выберите из приведённых ответов правильные и определите последовательность действий:

а) перед входом в дом сниму одежду и выбью (вытряхну) из неё пыль;
б) обувь ополосну в специальной ёмкости с водой, протру влажной тканью и оставлю у порога;
в) воду из ёмкости вылью в канализацию;
г) войдя в помещение, повешу верхнюю одежду в плотно закрывающийся шкаф;
д) повешу верхнюю одежду в специально отведённом месте у входа в дом (на улице);
е) вымою руки и лицо;
ж) приму душ с мылом.

Сверьте свой ответ с приведённым в конце учебника.


ЗАДАНИЕ 22


Допустим, управление ГОЧС передало сообщение об аварии на АЭС. В сообщении рекомендовано жителям района, в котором вы живёте, покинуть свои квартиры (дома) и прийти на сборный пункт для эвакуации в безопасную зону. Ваши родители находятся на работе. Вы располагаете временем в 1,5 ч. Выберите из приведённых вариантов действий правильные и определите их последовательность:

а) позвоню родителям на работу и сообщу о случившемся;
б) вывешу на двери табличку об отсутствии в квартире жильцов и отправлюсь на сборный пункт;
в) закутаю мокрыми тряпками вентиляционные отверстия;
г) выключу газ, электричество, погашу огонь в печи;
д) переоденусь в чистую одежду;
е) освобожу холодильник от продуктов, вынесу скоропортящиеся продукты и мусор в мусоросборник;
ж) проведу влажную уборку помещения;
з) использую намоченный носовой платок в качестве средства защиты органов дыхания при следовании на сборный пункт.

Сверьте свой ответ с приведённым в конце учебника.

Внимательно прочитайте варианты ответов. Какие ещё действия (меры) в них не учтены? Объясните необходимость их выполнения. Проверьте себя по тексту учебника.

ЗАДАНИЕ 23


Предположите, что на радиационно опасном объекте произошла авария. Получив сообщение об эвакуации, вы прибыли на сборный пункт и вместе с другими людьми были отправлены на автобусах в безопасную зону. Что необходимо сделать, прибыв в эту зону? Выберите из предлагаемых вариантов действий правильные и определите их последовательность:

а) узнаю, где будут размещены эвакуированные;
б) найду место для отдыха и отдохну;
в) пройду радиационный контроль;
г) получу и надену чистую одежду;
д) сниму средства защиты и одежду и сдам в приёмный пункт;
е) приму пищу;
ж) пройду санитарную обработку.

Сверьте свой ответ с приведённым в конце учебника.

Объясните, в чём заключается санитарная обработка и для чего её проводят.









Наверх