План проведения занятий на учебный год (по учебнику Смирнова А.Т.)



Основы безопасности и защиты Родины
8 класс




Урок 2
Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения


Содержание урока

Введение

Меры пожарной безопасности

Это должен знать каждый

Вопросы. Задания. Практикум

Конспект

Презентации к уроку


Конспект


Цель: рассмотреть с учащимися причины возникновения и виды пожаров, основы организации защиты населения от пожаров в России

Ход урока

I. Повторение пройденного материала.

1. В чём заключается значение огня в жизни человека?

2. Где наиболее часто возникают пожары? Объясните почему.

3. Перечислите основные группы причин возникновения пожаров в повседневной жизни.

4. Приведите примеры возникновения пожара из-за неосторожного обращения с огнём.

5. Какие неисправности электропроводки могут привести к пожару?

I. Сообщение темы и цели урока.

II. Изложение программного материала.

Итак, попробуем ответить на вопрос: «Огонь – друг человека или огонь – враг?» Вспомним, что овладение огнём помогло человеку обеспечить себя теплом и светом и уменьшило его зависимость от неблагоприятных погодных явлений, помогло ему расселиться по Земле и достичь определённого уровня цивилизации.

С одной стороны, овладение силой огня создало условия, когда человек стал воздействовать на окружающую среду и воздействия эти стали соизмеримы с силами природы.

С другой стороны, огонь оставил свои следы в истории человечества как огромная разрушительная сила. Тысячи городов и сёл исчезли с лица земли в языках пламени. Бесценные творения, созданные разумом и трудом предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь унёс миллионы человеческих жизней. С незапамятных времён огонь был спутником больших и малых войн, его использовали агрессоры всех времён.

«Человеческий фактор» превращает огонь в страшную, всеразрушающую стихию. Значит, грань, которой огонь обернётся к человеку (друг или враг), во многом зависит от человека.

Огонь становится врагом:
- если к использованию его в процессе жизнедеятельности относятся безответственно;
- если не соблюдаются установленные нормы пожарной безопасности;
- если силу огня пытаются использовать не для созидания, а для разрушения (поджоги, вооружённые конфликты);
- если теряется контроль над процессом горения.

Стоит только огню вырваться из-под контроля человека, возникает пожар со всеми вытекающими последствиями.

Ещё в древние времена человек оценил разрушительную силу огня и понял, что пожар легче предупредить, чем заниматься его тушением и ликвидацией последствий.

Исторические факты

Уже в Древнем Риме власти серьёзно занимались организацией борьбы с пожарами. За пожарной безопасностью наблюдали особые посты, которые при возникновении пожара подавали сигналы тревоги. Тушили пожары отряды рабов. В начале I тысячелетия н. э. в Риме были созданы специальные пожарные команды, численность которых к IV в. н. э. достигла 16 тыс. человек при численности населения в 1 млн человек.

В процессе жизнедеятельности человек постепенно вырабатывал меры пожарной безопасности, чтобы снизить ущерб разрушительной силы огня, когда он вырывался из-под контроля. Меры пожарной безопасности – это действия по её обеспечению и по выполнению её требований.

В деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности можно выделить три взаимосвязанных направления.

Первое направление – это разработка и совершенствование требований пожарной безопасности, которые устанавливаются специальными законами или другими нормативными актами и определяют ряд условий социального и технического характера по обеспечению пожарной безопасности. Эти условия определяли и определяют нормы поведения человека в процессе его жизнедеятельности по профилактике пожаров.

Второе направление – это определение порядка и организации тушения пожара. Тушение пожара представляет собой боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию возгораний. Организация и эффективность этих действий всегда зависели от сил и средств, привлекаемых на борьбу с пожарами.

Третье направление – это создание и совершенствование системы подготовки населения в области пожарной безопасности, обучение правилам безопасного поведения при пожаре для снижения фактора риска для жизни и здоровья.

Все три направления постоянно совершенствуются государством, а их реализация способствует повышению уровня общей культуры населения в области пожарной безопасности.

Исторические факты

В XV в. в России вышли первые государственные противопожарные указы. В них были даны рекомендации обращения с огнём, чтобы обеспечить пожарную безопасность: не топить летом изб и бань без крайней надобности, не держать по вечерам в доме огня и т. д. Царь Иван IV Грозный повелел иметь во дворе на случай пожара бочки и чаны с водой.

Пётр I Великий запретил строить в Санкт-Петербурге деревянные дома. Всем жителям города было предписано чистить печные трубы в домах один раз в месяц. Были установлены штрафы за нарушение правил пожарной безопасности. Царские указы и инструкции о противопожарных мероприятиях печатались значительными тиражами и расклеивались по всем городам и селениям страны. Их зачитывали в церквях по воскресеньям и праздничным дням.

По приказу Петра I были изданы и разосланы по всей стране планы и рисунки огнестойких крестьянских изб и дворов. Тогда же был наведён некоторый порядок в тушении пожаров. Для ликвидации пожаров использовалось стрелецкое войско, а затем и регулярные войсковые подразделения, но действиях их были малоэффективны: нужны были люди, специально обученные тушению пожаров.

Первые пожарные команды появились в Москве и Санкт-Петербурге в начале XIX в. Комплектовались они из солдат, признанных негодными к строевой службе. В типовом штате пожарной команды состояли: брандмейстер (начальник пожарной команды), брандмейстерский ученик, 48 пожарных, 10 кучеров, 17 лошадей. В оснащение команды входили 12 повозок, 4 заливные пожарные трубы и другой инвентарь.

Это должен знать каждый

В настоящее время в Российской Федерации пожарная охрана – это большая и сложная структура. Основная её часть – Государственная противопожарная служба, которая входит в состав МЧС России. Это наиболее мощная и мобильная структура, основными задачами которой являются:
- организация и осуществление государственного пожарного надзора в Российской Федерации;
- организация и осуществление охраны населённых пунктов и предприятий от пожаров;
- обеспечение тушения пожаров.

Кроме государственной противопожарной службы, федеральные органы исполнительной власти и предприятия могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны. Так, свои подразделения пожарной охраны есть в воинских частях, на железнодорожном транспорте, в аэропортах и морских портах.

В последнее время в нашей стране (2003-2005 гг.) обозначилась тенденция к сокращению числа пожаров и случаев, сопряжённых с гибелью и травматизмом людей по их причине. МЧС России осуществляет комплекс мер по совершенствованию системы оперативного реагирования на пожары. С этой цель в МЧС России создаются пожарно-спасательные подразделения, проводится обучение пожарных основам проведения аварийно-спасательных работ.

Спасатели МЧС проходят специальную подготовку. В штаты боевых расчётов вводятся автомобили первой помощи и установки импульсного пожаротушения. На базе танка Т-64 создана машина «Импульс», которая тушит пожар в десять раз эффективнее обычных. Эта машина предназначена для тушения крупных пожаров на нефтехранилищах, местах добычи нефти, различных промышленных и гражданских объектах с помощь установки залпового огня капсулами с огнетушащим порошком.

Вопросами пожарной безопасности занимается также Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России.

Это интересно

В 1982 г. в СССР была выпущена книга Р. Виже «30 советов по пожарной безопасности». Советы, приведённые в книге, не потеряли актуальности и сегодня. Для вашего ознакомления приведём некоторые из них.

Умейте правильно оценить опасность возникновения пожаров в своей собственной квартире. Проверьте, существуют ли в ней пожароопасные, горючие вещества (бумажный хлам, древесина и пр.). Убедитесь в исправности отопительных установок, электропроводки и обогревательных приборов. Ознакомьтесь с возможным путём эвакуации, изучите средства борьбы с огнём.

Выбор средств борьбы с огнём. Вы располагаете многими средствами, позволяющими потушить огонь в самом начале: одеяла, грубая ткань, мешковина, ёмкости с водой. Вы должны уметь сразу воспользоваться ими. Необходимо также знать источники водоснабжения вашего дома и уметь пользоваться огнетушителем.

Чистота и порядок. Дом, в котором царят чистота и порядок, защищён от пожара. Слой пыли, плёнка жира способствуют распространению огня. Не храните старые вещи, загромождающие вашу квартиру. Чистота и порядок должны стать вашим девизом.

Ненужные вещи на чердаках, в подвалах и гаражах. Освободите ваши подвалы, чердаки и гаражи от ненужных вещей (старых газет, одежды и пр.). Не оставляйте в гараже промасленной ветоши или тряпок, пропитанных легковоспламеняющимся веществом.

Неисправное электрооборудование. Не допускайте повреждения электропроводов, их небрежного соединения, коррозии или загрязнения предохранителей, оголения или плохой изоляции.

Перегрузка электросети. Не перегружайте электросеть, включая одновременно слишком много электроприборов. Не включайте все ваши электроприборы в одну розетку: из-за её перегрузки может возникнуть пожар.

Электробытовые приборы. Не оставляйте электробытовые приборы включенными в сеть в течение длительного времени, они могут перегреться. Не пользуйтесь неисправными электроприборами.

Источники воспламенения и горючие материалы. Не ставьте источники открытого огня (свечи, спиртовки) около занавесок. Не накрывайте люстры или настольные лампы бумагой.

Пиротехника. Пиротехника – это искусство, доступное далеко не каждому. Ограничьтесь посещением специальных официальных зрелищ и не устраивайте любительских фейерверков.

При уходе из дома. Прежде чем уйти из квартиры, перекройте подачу газа. Плотно закройте все двери в вашей квартире, чтобы избежать сквозняков и помешать распространению огня, если возникнет пожар. Убедитесь, что вы нигде не оставили источника огня (горящие угли в печи, незатушенные окурки, включенные электронагревательные приборы).

Таким образом, государство совершенствует систему обеспечения пожарной безопасности. Для того чтобы эта система работала эффективно, каждый человек должен ответственно относиться к вопросам обеспечения пожарной безопасности в повседневной жизни, уметь правильно действовать во время пожара.

III. Итог урока.

- При каких условиях огонь становится опасным для человека?
- Какие основные мероприятия проводятся в государстве по защите населения от пожаров?
- Когда на Руси были сформированы пожарные команды? Перечислите их состав и оснащение.
- Расскажите об организации пожарной безопасности в Российской Федерации.
- Какие основные мероприятия проводит МЧС России по совершенствованию пожарной безопасности в стране?

Домашнее задание

Из перечисленных на уроке советов выберите требования, соблюдение которых будет способствовать обеспечению вашей личной безопасности в повседневной жизни. Запишите их в дневник безопасности.


Следующая страница Презентации к уроку







Наверх