Показатели психического здоровья и нездоровья
Человек и мир звуков: влияние городской экологии на здоровье
Какие угрозы психическому здоровью могут возникнуть в жизни подростка? Вспомните и восстановите на интерактивной доске изученную схему «Угрозы психическому здоровью».
От чего зависит психическое состояние человека?
Отметим три важных положения.
• Психическое состояние во многом зависит от способности человека оценить обстановку, предвидеть опасность, принять правильное решение, доказать себе, что решение выбрано верно. Всё это — существенная часть культуры безопасности жизни и здоровья.
• Психическое здоровье связано с характером человека, такими качествами, как воля, внимательность, сосредоточенность, умение действовать решительно и быстро и в то же время рассудительно и спокойно.
• Сохранение психического здоровья прямо связано с умением человека анализировать своё состояние, приводить его в норму, владением способами расслабления, снятия психического напряжения, изменения своего эмоционального состояния.
Недаром в одном древнем индийском трактате говорится: «Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой — величайший победитель в битве».
Обсудим высказывание. Справедливо ли оно? Приведём доказательства.
К нашему физическому и психическому здоровью непосредственное отношение имеет ответ на вопрос: «Как мы организуем свою повседневную жизнь и деятельность?»
Что такое режим дня? Какова его роль в поддержании здоровья?
Проанализируйте утверждения. Какие из них вы относите к истинным, а какие — к ложным?
1. Исследования показывают, что шум наносит существенный вред нервной системе. Вам трудно отгородиться от городского шума. Однако в ваших силах сделать тише музыку в наушниках, приглушить телевизор.
2. Некоторые настолько привыкают к включённому телевизору, что почти не замечают его. Отсюда можно сделать вывод, что шум не вредит здоровью.
3. Смотреть следует только те передачи, которые действительно интересны, но в любом случае в будни нельзя проводить у телевизора больше двух часов в день.
4. Грипп, простуда — враги нервной системы. Если заболели, обеспечьте себе полный покой, ни в коем случае не переносите болезнь на ногах.
5. Если у вас насморк, кашель, небольшой жар и чуть-чуть болит горло, можно продолжать ходить в школу, чтобы не запускать учёбу. Достаточно принять какое-нибудь жаропонижающее лекарство.
6. Сильный ушиб или неудачное падение? Не беда! «До свадьбы заживёт!»
7. Сильный ушиб или неудачное падение — повод обратиться к врачу.
8. Если компьютерная игра интересная, нельзя прерываться. Надо довести её до конца.
9. Время, проводимое за компьютером, должно быть строго регламентировано.
Какие утверждения имеют место в вашей жизни?
К истинным относятся утверждения: 1, 3, 4, 7, 9.
Предложите свой план организации жизни и деятельности подростка — школьника 8—9 классов. Выбирается экспертная группа, которая оценивает качество плана.
Используйте следующие советы.
• Точно определяйте время, когда будете заниматься тем или иным делом.
• Устанавливайте важность (приоритетность) и очерёдность дел.
• Не пытайтесь сделать сразу много, но и не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня. Оценивайте свои силы и возможности!
• Учитывайте свою индивидуальность: в какое время дня вы наиболее активны.
• Планируйте свои дела так, чтобы неприятная работа чередовалась с приятной.
Следующая страница Человек и мир звуков: влияние городской экологии на здоровье