Когда на вас нападает несколько человек
Конспект урока
Признаки потенциальной жертвы и уверенного в себе человека.
2. Действия в конфликтной ситуации.
3. Отвлекающие техники, применяемые для срыва планов нападающих.
4. Действия при встрече с хулиганами.
Учебник, рабочая тетрадь, образовательные ресурсы Интернета.
Учащиеся должны знать признаки потенциальной жертвы и уверенного в себе человека; уметь правильно действовать в конфликтной ситуации.
Жертва, группа риска, самозащита, уверенность в себе, конфликтная ситуация, бдительность, самозащита покупателя.
На занятии рекомендуется практически отрабатывать навыки уверенного поведения в различных конфликтных ситуациях и пути выхода из этих ситуаций.
У большинства преступников есть определённые критерии, согласно которым они выбирают объект нападения: неуверенная поза, походка, расслабленность, расхлябанность и пр. Поэтому наиболее надёжный способ избежать нападения: не попадать в группу риска, т. е. не привлекать внимание злоумышленников своей уязвимостью.
Жертва — в теории права это физическое или юридическое лицо, которому уголовно наказуемым деянием был непосредственно или косвенно причинён материальный или нематериальный ущерб.
Любому человеку следует вырабатывать в себе уверенность. Это поможет понятно, доходчиво и чётко выражать свои интересы и позицию, а также готовность отстаивать их путём самозащиты.
Уверенность — положительное нравственно-этическое качество личности, состоящее в объективной самооценке своих возможностей и соответствующем доверии к себе при решении тех или иных задач.
Самозащита — способность человека вступиться за себя своими собственными силами при физическом нападении, ложном обвинении в проступке, оговоре, сплетне, психотропном воздействии.
Инициативность, активность, упорство и решительность — главные характеристики действий уверенного человека при нападении или угрозе. Однако даже очень уверенный в себе человек не должен забывать, что всегда предпочтительнее уклониться от конфликта, чем применять приёмы физической самозащиты.
Причиной агрессии может стать провоцирующее конфликт поведение (такое поведение, а также неправильные действия указаны в учебнике). Сначала следует попытаться уйти от конфликта и снизить напряжённость. Для этого следует:
• говорить спокойным и уверенным тоном;
• слушать и стремиться выстроить диалог;
• пытаться выяснить причину агрессии;
• постараться устранить раздражающий фактор, если это возможно;
• по возможности вести переговоры сидя;
• попытаться донести до собеседника приемлемые рамки поведения, при котором возможен диалог.
Некоторые отвлекающие маневры и действия, примеры их применения в различных ситуациях приведены в учебнике.
Общий порядок действий в конфликтных ситуациях можно определить следующим образом (каждый последующий пункт применяется при неэффективности предыдущего):
• учиться на чужих ошибках, быть бдительным и предусмотрительным, стараться избегать опасных мест;
• вести себя уверенно, не давать повода к конфликтам;
• не провоцировать развитие намечающегося конфликта, попытаться снизить напряжённость;
• сорвать планы преступников неожиданными и нестандартными действиями, использовать техники, отвлекающие их внимание, выиграть время, чтобы затем убежать;
• запомнить приметы преступников и учиться на своих ошибках.
По мнению ведущих экспертов, в области криминологических исследований ежегодно в Российской Федерации совершается от 12 до 15 млн преступлений, из них регистрируется около 3 млн. Получается, что около 10 млн человек, фактически пострадавших от преступлений, не получают от государства никакой правовой защиты, так как правосудие в нашей стране начинается не с совершения преступления, а с его регистрации.
Учебник: глава 4, § 13; рабочая тетрадь: глава 4, § 13.
Следующая страница §13. Психологические основы самозащиты в криминогенных ситуациях