Военные аспекты международного гуманитарного права в управленческой деятельности государственного служащего




Формы и методы распространения знаний о международном гуманитарном праве



1 2


Правовое обучение организуется и проводится в ВС РФ в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 29 мая 1999 г. N 333 "О правовом обучении в Вооруженных Силах Российской Федерации". Правовое обучение и обучение нормам МГП является составной частью боевой подготовки, одним из важнейших средств укрепления законности и правопорядка в ВС РФ, совершенствования правовых знаний военнослужащих и гражданского персонала ВС РФ. Правовое Это система мероприятий по правовой подготовке обучение и воспитанию военнослужащих и гражданского персонала ВС РФ; составная часть боевой подготовки; средство укрепления законности и правопорядка, совершенствования правовых знаний Направлено установленного правового минимума норм МГП на усвоение Цели Осуществление повседневной служебной деятельности, соблюдение законности; повышение уровня правовой культуры и правового воспитания Задачи Повышение уровня правового воспитания и правовой культуры; изучение нормативных правовых актов РФ и МО РФ, норм МГП (необходимых для осуществления служебной деятельности, реализации прав и свобод) Особое внимание уделяется правовому обучению командиров воинских частей (кораблей), их заместителей, начальников штабов и служб. Министр обороны приказал: принять меры по обеспечению воинских частей и подразделений необходимым количеством нормативных правовых актов Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации, международных нормативных правовых актов, другой справочной литературой; создать в военно-учебных заведениях МО РФ кабинеты военного законодательства, а в Домах офицеров, клубах и библиотеках воинских частей - уголки военного законодательства. Организация правового обучения состоит в следующем.

Анализ состояния правового обучения и правового воспитания.

Выработка направлений дальнейшей работы.

Разработка программ для проведения занятий.

Изучение нормативных правовых актов РФ и норм МГП.

Разработка и утверждение планов правовой подготовки и правового воспитания.

Осуществление контроля за проведением мероприятий правового обучения.

Организацию и непосредственное руководство осуществляют командиры (начальники) и органы воспитательной работы при непосредственном участии подразделений юридической службы ВС РФ.

Изучение норм МГП организуется в обязательной и факультативной формах. В соединениях (частях, подразделениях органах военного управления и учреждениях) изучение норм МГП в обязательной форме обучения проводится: с офицерами, прапорщиками (мичманами) - в системе командирской подготовки; с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, - в системе общественно-государственной подготовки; с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, - в системе общественно-государственной подготовки и в часы воспитательной работы. Факультативное изучение норм МГП проводится: с офицерами - на курсах переподготовки и повышения квалификации при военно-учебных заведениях МО РФ, в ходе плановых правовых лекций, бесед и информирований с привлечением должностных лиц юридической службы ВС РФ; с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, - в рамках лекториев правовых знаний при Домах офицеров и клубах, единых дней правовых знаний и других мероприятий правового характера.

В системе общественно-государственной подготовки ежегодно предусматривается изучение проблем международного гуманитарного права. Обязательным элементом является самостоятельная работа каждого военнослужащего по изучению законодательных актов, приказов и директив МО, которая организуется на основании индивидуального задания непосредственного командира (начальника) на год.

Вопросы военного права, отражающие военно-профессиональную специфику деятельности офицера, в обязательном порядке включаются в учебные планы и учебные программы, а также учитываются при разработке квалификационных требований по военной специальности, на что указывает Порядок применения государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в высших военно-учебных заведениях МО РФ. Требования к уровням обученности выпускников военно-учебных заведений по вопросам применения норм МГП в Вооруженных Силах РФ заключаются в следующем: а) при подготовке офицеров с высшим профессиональным образованием - знать и уметь применять нормы МГП при подготовке и в ходе ведения боевых действий объединений, соединений, воинских частей и подразделений; б) при подготовке офицеров с высшим (средним) военно-специальным образованием - знать и уметь применять нормы МГП при подготовке и в ходе ведения боевых действий подразделений; уметь обучать отдельных военнослужащих и подразделения в целом применению норм МГП в боевой обстановке; в) при подготовке офицеров юридической службы - знать и уметь применять нормы МГП; уметь исполнять обязанности юридического советника командира по обеспечению соблюдения норм МГП; при подготовке офицеров медицинской службы - знать нормы МГП, регламентирующие медицинскую деятельность; особые права, обязанности и ответственность военно-медицинского персонала.

При подготовке специалистов предусмотрено преподавание в военных образовательных учреждениях учебных дисциплин "Военное право" и "Военная администрация", а в военных институтах, училищах и на военных факультетах вузов - учебной дисциплины "Основы законодательства" объемом 70 - 90 часов. В школах прапорщиков преподается учебная дисциплина "Основы права": а) с 2-летним сроком обучения - 46 часов; б) с 10,5-месячным - 30 часов; в) с 5,5-месячным - 20 часов. В соответствии с директивными указаниями МО РФ 1977 г. "О дальнейшем распространении знаний о МГП в частях и подразделениях ВС и военно-учебных заведениях МО Российской Федерации": 1) при подготовке офицеров с высшим (средним) военно-специальным образованием в учебную дисциплину "Основы права" включена тема "Международное гуманитарное право"; 2) при подготовке специалистов с высшим военным образованием в учебную дисциплину "Военное право" включена тема "Военные аспекты международного права в управленческой деятельности офицера"; 3) при подготовке офицеров с высшим военно-специальным образованием по специальности "Юриспруденция" в Военном университете в содержание дисциплины "Международное право" включен раздел "Международное право и вооруженные конфликты". Спецкурс "Международное гуманитарное право" введен для слушателей других факультетов Военного университета.

Для повышения уровня правовой подготовки военнослужащих на основе индивидуального задания командира (начальника) организуется самостоятельная работа по изучению правовых минимумов. В целях обеспечения изучения личным составом нормативных правовых актов установлены правовые минимумы для всех категорий военнослужащих и гражданского персонала ВС РФ, которые содержат: Конституцию РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы и директивы Министра обороны РФ и его заместителей, международные нормативные правовые акты, составляющие основу международного гуманитарного права, нормативные правовые акты с учетом специфики вида (рода войск) ВС РФ, центральных органов военного управления. В Директиве Генерального штаба ВС РФ от 9 сентября 1998 г. N 335/1/369 "О планировании в Вооруженных Силах Российской Федерации мероприятий по распространению знаний по праву вооруженных конфликтов в 1999 году" (п. 3) предусмотрена возможность привлечения МККК к распространению знаний и обучению в области МГП.

Основные виды учебных занятий по преподаванию МГП - лекция, семинар, групповое упражнение, тактическое (тактико-специальное) занятие и учение, самостоятельная работа под руководством преподавателя, практическое занятие.

Неформальное обсуждение вопросов командиром и подчиненными является весьма полезным и эффективным способом обучения. Это лучший метод контроля знаний и определения будущих задач.

Неформальное обсуждение вопросов может происходить в какое-либо время в какой-либо обстановке, иногда даже случайно. Командир может поставить вопросы о конкретных положениях международного гуманитарного права. Это могут быть общие вопросы по пройденному материалу для контроля их знаний. Например, командир может поставить вопрос в связи с просмотренным фильмом или прослушанной лекцией по международному гуманитарному праву. Такие вопросы очень хорошо показывают, что именно слушатели запомнили. Вопросы могут быть и более конкретными. Например, возможен вопрос о применении оружия по парашютисту, который приземляется; является ли диверсантом минер, собирающийся взорвать мост; с какой целью может использовать личное оружие медицинский персонал и т.д.

Неформальное обсуждение не обязательно инициируется командиром. Начать его могут и подчиненные. Например, они могут спросить, как определить, вооружена ли женщина, которая задержана, и это приведет к обсуждению проблем МГП, связанных с задержанием и обыском.

Контроль необходим, чтобы определить, насколько достигнута учебная цель, и скорректировать будущие учебные планы. Формальный метод контроля состоит в проведении письменных контрольных работ. Преподаватель может самостоятельно сформулировать вопросы, используя методические материалы. После контрольной работы начинается обсуждение правильных ответов. Практические занятия и семинары - устные методы контроля. Подготовка и отработка устных методов контроля не занимают много времени.

К числу проблем, которые имеют место в процессе преподавания МГП, можно отнести следующие:

преодоление элементов психологического недоверия обучаемых к МГП;

подготовка и переподготовка преподавательского состава, совершенствование методики преподавания;

недостаточная обеспеченность образовательного процесса учебно-методическими и справочными материалами, компьютерными обучающими и контролирующими программами.

Представляется, что когда военнослужащему говорят: "Ты можешь убивать, но должен это делать по правилам", у него возникает психологический стресс. Существует очень тонкая грань между понятием воинской доблести, чести и понятием военного преступления. Элемент недоверия возникает чаще всего потому, что от геройства до преступления - один шаг, а цена этому шагу - победа. Поэтому необходимо последовательное проведение двух стержневых идей: 1) когда нарушаются нормы МГП, боевая задача ставится под угрозу срыва; 2) при нарушении норм МГП военнослужащий может предстать перед судом за собственное поведение и поведение своих подчиненных.

Среди обучаемых встречаются различные потребности (действительные или возможные), различный уровень знаний (что определяет методику), различные интересы.

Необходимо подчеркнуть, что нуждается в нормативном закреплении объем необходимых знаний военнослужащих в области МГП применительно к конкретным должностям и воинским званиям. Так, солдат обязан знать Правила поведения в бою; командир отделения, взвода (сержант, прапорщик) - тоже, включая все или некоторые статьи, изучаемые и младшими офицерами; командир роты и выше (младшие офицеры от младшего лейтенанта до капитана) - тоже, а также Краткое руководство для командного состава, которое включает вопросы, касающиеся поведения в бою, отношения к парламентеру, правил, защищающих лиц, не принимающих участия в боевых действиях, отношения к раненым, погибшим, обращения с военнопленными, а также вопросы привлечения к ответственности нарушителей норм права; командир батальона, полка (старшие офицеры - от майора до полковника) - тоже, а также правила обращения с парламентером, местные соглашения, вопросы, связанные с невраждебными контактами с противником, нейтральными зонами, снятием иммунитета с объектов; командир дивизии и выше (генерал-майор, генерал-лейтенант) - тоже, а также вопросы правового регулирования создания и защиты безопасных зон, необороняемых местностей, госпитальных и демилитаризованных зон, вопросы снятия иммунитета, меры предосторожности; на уровне главнокомандующего необходимы знания норм МГП в полном объеме.

Показательным является следующий исторический факт. В 1847 г. в Швейцарии разразился внутренний конфликт, война против Зондербунда. Генерал Гийом-Андри Дюфур был назначен главнокомандующим федеральной армии. В своих Рекомендациях по обращению с населением и войсками, которые по его приказу были разосланы во все генеральные штабы, он распорядился, чтобы уважалось гражданское население и его имущество, чтобы раненым противника был обеспечен такой же уход, как своим собственным, и чтобы пленным не причинялось никакого вреда. В постскриптуме к этому документу генерал Дюфур (позже первый президент МККК) дописал от руки: "Пусть старшие офицеры сделают все возможное для того, чтобы внушить эти принципы своим подчиненным, а те, в свою очередь, младшим офицерам. Таким образом они дойдут до каждого и станут правилом для всей федеральной армии. Необходимо сделать все для того, чтобы продемонстрировать миру, что мы не орда варваров. Берн, 4 ноября 1847 г. Главнокомандующий".

Подготовка членов правового актива (дознавателей, народных заседателей, членов внутренних проверочных комиссий) организуется на учебных сборах и стажировках.

Для распространения знаний о МГП могут быть использованы такие факультативные формы, как лектории правовых знаний, средства массовой информации, кинофильмы, вечера вопросов и ответов, наглядная агитация. В каждом подразделении должен быть оформлен уголок правовых знаний. С этой же целью должно использоваться информирование личного состава, которое организуется: а) с личным составом, проходящим военную службу по призыву, - 2 раза в неделю по 30 мин.; б) с солдатами, курсантами, проходящими военную службу по контракту, и прапорщиками - один раз в неделю по 1 часу; в) с офицерами - 2 раза в месяц по 1 часу; г) с гражданским персоналом и членами семей военнослужащих - 1 раз в месяц. Проводится также единый день информирования.

Особую важность представляет юридический контроль за издаваемыми приказами и директивами, а также деятельность командира воинской части как органа дознания. Эти вопросы в целом урегулированы нормативными актами Министерства обороны РФ, но задача безусловного выполнения стоит в повестке дня.

Основной источник:
Международное гуманитарное право (Батырь В.А., 2011)
Международное гуманитарное право



1 2





Наверх