Н.В. Синица. Технология. 5 - 8 классы. Рабочая программа "Сельскохозяйственные технологии"
Пояснительная записка
Рабочая программа модуля «Сельскохозяйственные технологии» предмета «Технология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) 2010 года, с учётом требований Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО) 2015 года к предмету «Технология».
Программа включает цели и задачи изучения модуля «Сельскохозяйственные технологии», общую характеристику учебного курса, личностные, метапредметные и предметные результаты его освоения, содержание курса, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
Функции программы модуля «Сельскохозяйственные технологии»:
— нормирование учебного процесса, обеспечивающее в рамках необходимого объёма изучаемого материала чёткую дифференциацию по разделам и темам (с распределением времени по каждому разделу);
— плановое построение содержания учебного процесса, включающее планирование последовательности изучения модуля в основной школе, учитывающее увеличение сложности изучаемого материала исходя из возрастных особенностей обучающихся с 5 по 8 класс;
— общеметодическое руководство учебным процессом.
Программа модуля «Сельскохозяйственные технологии» составлена с учётом полученных учащимися при обучении в начальной школе технологических знаний и опыта трудовой деятельности.
Цели изучения модуля «Сельскохозяйственные технологии» предмета «Технология»
Изучение учебного модуля «Сельскохозяйственные технологии» предмета «Технология» способствует достижению следующих целей основного общего образования:
• обеспечение всем учащимся оптимального, с учётом их возможностей, интеллектуального развития;
• становление и развитие личности обучающегося в её самобытности, уникальности, неповторимости;
• социально-нравственное и эстетическое воспитание;
• знакомство обучающихся с основами систематизированных знаний о природе, обществе, технике и культуре;
• развитие способностей и познавательных интересов учащихся (критического мышления, внимания, воображения, памяти и разнообразных практических умений);
• выработка у обучающихся навыков самостоятельно выявлять, формулировать и разрешать определённые теоретические и практические проблемы, связанные с природой, общественной жизнью, техникой и культурой;
• формирование у обучающихся научно обоснованной системы взглядов и убеждений, определяющих их отношение к миру;
• формирование у учащихся потребности в самостоятельном пополнении имеющихся знаний и умений как в ходе учёбы, так и за пределами школы;
• ознакомление учащихся с научными основами производства и организации труда в сельском хозяйстве и формирование у них умений пользоваться простейшими техническими приспособлениями и устройствами;
• понимание важнейших закономерностей технических, технологических и организационных процессов сельскохозяйственного производства;
• обеспечение подготовки учащихся к какой-либо профессии.
Основными целями изучения модуля «Сельскохозяйственные технологии» учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:
• формирование представлений о сущности современных сельскохозяйственных технологий и перспектив их развития;
• обеспечение понимания обучающимися роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;
• формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда;
• уяснение социальных и экологических последствий развития технологий сельскохозяйственного производства;
• формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
• развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном производстве или сфере обслуживания;
• овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
• воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
• формирование представлений о мире профессий, связанных с сельскохозяйственными технологиями, их востребованности на рынке труда для определения обучающимися направления своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности.
Краткая характеристика общих подходов к преподаванию модуля «Сельскохозяйственные технологии» учебного предмета «Технология»
Обучение школьников с использованием предлагаемых пособий для учащихся «Сельскохозяйственные технологии. Рабочая тетрадь» для 5—8 классов строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, информации, объектов природной среды.
В процессе изучения модуля «Сельскохозяйственные технологии» предмета «Технология» обеспечивается формирование у школьников технологического мышления. Схема технологического мышления (потребность — цель — способ — результат) позволяет наиболее органично решать задачи установления связей между образовательным и жизненным пространством, образовательными результатами, полученными при изучении различных предметных областей, а также собственными образовательными результатами (знаниями, умениями, универсальными учебными действиями и т. д.) и жизненными задачами. Кроме того, схема технологического мышления позволяет вводить в образовательный процесс ситуации, дающие опыт принятия прагматичных решений на основе собственных образовательных результатов, начиная от решения бытовых вопросов и заканчивая решением о направлениях продолжения образования, построением карьерных и жизненных планов. Предлагаемая линия пособий «Сельскохозяйственные технологии. Рабочая тетрадь» позволяет формировать у обучающихся ресурс практических умений и опыта, необходимых для разумной организации собственной жизни в условиях сельской местности, а также при наличии у семьи приусадебного участка, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
На базе модуля «Сельскохозяйственные технологии» предмета «Технология» может быть сформировано проектное мышление обучающихся. Проектная деятельность как способ преобразования реальности в соответствии с поставленной целью оказывается адекватным средством в ситуациях, когда сформировалась или выявлена в ближайшем окружении новая потребность, для которой в опыте обучающегося нет отработанной технологии целеполагания и построения способа достижения целей или имеется противоречие между представлениями о должном, в котором выявленная потребность удовлетворяется, и реальной ситуацией. В предлагаемую программу включено содержание, адекватное требованиям ФГОС к освоению обучающимися принципов и алгоритмов проектной деятельности.
Проектно-технологическое мышление может развиваться только с опорой на универсальные способы деятельности в сферах самоуправления и разрешения проблем, работы с информацией и коммуникации.
Целями реализации предлагаемой рабочей программы модуля «Сельскохозяйственные технологии» предмета «Технология» являются:
• достижение выпускниками планируемых результатов, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
• становление и развитие личности обучающегося в её самобытности, уникальности, неповторимости.
Программа обеспечивает оперативное введение в образовательный процесс содержания, адекватно отражающего смену жизненных реалий, формирует пространство, на котором происходит сопоставление обучающимися собственных стремлений, полученного опыта учебной деятельности и информации, в первую очередь в отношении профессиональной ориентации.
Рабочая программа реализуется из расчёта 2 часа в неделю в 5—7 классах, 1 час — в 8 классе (с. 509 ПООП).
Все разделы рабочей программы содержат основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ учащиеся должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения — учебно-практическая деятельность. В соответствии с Примерной основной общеобразовательной программой ООО 2015 года (с. 505 ПООП) при проведении занятий по технологии (5—9 кл.) осуществляется деление классов на две группы с учётом норм по предельно допустимой наполняемости групп.
Рабочей программой предусмотрено выполнение учащимися в каждом учебном году творческого проекта. При организации творческой, проектной деятельности обучающихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении и стоимости материального продукта, который они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления. Учитель должен помочь учащимся выбрать такой объект для творческого проектирования (в соответствии с имеющимися возможностями), который обеспечивал бы охват максимума рекомендуемых в программе технологий. При этом необходимо, чтобы объект был посильным для школьников соответствующего возраста.
Обучение сельскохозяйственным технологиям по предлагаемой линии учебных пособий предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с математикой при проведении расчётных операций; с биологией — при изучении видов растений и животных, способов их размножения; с историей при изучении технологий культивирования диких растений, приручении человеком животных, возникновении и развитии биотехнологий.