Главная | Технология | УМК, рабочие программы, тематическое планирование | Н.В. Синица. Технология. 5 - 8 классы. Рабочая программа "Сельскохозяйственные технологии"
Н.В. Синица. Технология. 5 - 8 классы. Рабочая программа "Сельскохозяйственные технологии"
Тематическое планирование
5 - 8 классы
Примерное почасовое планирование по разделам и классам
Разделы /темы |
Количество часов по классам | |||
5 | 6 | 7 | 8 | |
Раздел «Технологии растениеводства и животноводства» | ||||
Растениеводство | 6 | 6 | 6 | 3 |
Выращивание культурных растений | 2 | |||
Вегетативное размножение растений | 2 | |||
Технологии использования дикорастущих растений | 2 | 2 | ||
Обработка почвы | 2 | |||
Технологии посева, посадки и ухода за культурными растениями | 2 | |||
Технологии уборки урожая | 2 | |||
Разновидности и условия возделывания цветочно-декоративных культур | 1 | |||
Технологии выращивания цветочно-декоративных культур | 1 | |||
Ландшафтный дизайн | 2 | |||
Грибы в природе и жизни человека | 1 | |||
Понятие о биотехнологии | 1 | |||
Сферы применения биотехнологий | 1 | |||
Животноводство | 2 | 2 | 2 | 1 |
Животные как объект технологии | 2 | |||
Содержание домашних животных | 2 | |||
Уход за сельскохозяйственными животными | 2 | |||
Технологии разведения животных | 1 | |||
Раздел «Исследовательская и созидательная деятельность» | ||||
Разработка и реализация творческого проекта | 8 | 8 | 8 | 6 |
Всего | 16 | 16 | 16 | 10 |
Примерное тематическое планирование
5 класс (16 ч)
Основное содержание | Характеристики основных видов деятельности учащихся |
Раздел: «Технологии растениеводства и животноводства» (8 ч) | |
Тема 1. Растениеводство (6 ч) | |
Выращивание культурных растений (2 ч)
Общая характеристика и классификация культурных растений. Условия внешней среды и приёмы выращивания культурных растений. Признаки и причины недостатка питания растений. Понятие «полевой опыт». Виды полевых опытов: агротехнические и сортоиспытательные. Методика (технология) проведения полевого опыта и фенологических наблюдений. Практическая работа. Экскурсия на пришкольный участок. Фенологическое наблюдение за растениями. Проведение подкормки растений. Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации о видах культурных растений; условиях внешней среды для выращивания хлопка и льна; изучение понятия «гуматы». |
Определять основные группы культурных растений. Проводить фенологические наблюдения за растениями. Проводить визуальную диагностику недостатка элементов питания культурных растений. Проводить подкормку комнатных растений. Находить и предъявлять информацию о видах культурных растений; условиях внешней среды для выращивания хлопка и льна. Изучать понятие «гуматы». |
Вегетативное размножение растений (2 ч)
Технологии вегетативного размножения культурных растений: отводками, черенками, прививкой. Современная биотехнология размножения растений культурой тканей. Способы размножения комнатных растений. Практическая работа. Размножение комнатных растений черенками. Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации о технологиях вегетативного размножения усами, клубнями, спорами. |
Осваивать способы и методы вегетативного размножения культурных растений (черенками, отводками, усами) на примере комнатных декоративных культур. Находить и предъявлять информацию о технологиях вегетативного размножения усами, клубнями, спорами. |
Технологии использования дикорастущих растений (2 ч)
Основные виды дикорастущих растений, используемых человеком. Предназначение дикорастущих растений в жизни человека. Лекарственные растения. Понятие «фитотерапия». Практическая работа. Изучение профессий, связанных с применением лекарственных растений. Поиск рецептов блюд и лекарств из дикорастущих растений. Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации о видах лекарственных растений, произрастающих в регионе проживания |
Изучать виды дикорастущих растений, используемых человеком. Изучать профессии, связанные с применением лекарственных растений. Находить рецепты блюд и лекарств из дикорастущих растений. Находить и предъявлять информацию о видах лекарственных растений, произрастающих в регионе проживания |
Тема 2. Животноводство (2 ч) | |
Животные как объект технологии (2 ч)
Животные организмы как объект технологии. Понятия «животноводство», «зоотехния», «порода», «животноводческая ферма». Потребности человека, которые удовлетворяют животные. Технологии одомашнивания и приручения животных. Отрасли животноводства. Технологии преобразования животных организмов в интересах человека и их основные элементы. Технологии выращивания животных и получения животноводческой продукции. Устройство животноводческой фермы. Профессия животновод (зоотехник). Практическая работа. Ознакомление с технологией производства животноводческой продукции (образовательное путешествие). Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации об устройстве животноводческой фермы |
Собирать информацию и описывать примеры разведения животных для удовлетворения различных потребностей человека. Знакомиться с понятиями «животноводство», «зоотехния», «порода», «животноводческая ферма». Находить и предъявлять информацию об устройстве животноводческой фермы, механизации работ на ферме |
Раздел: «Исследовательская и созидательная деятельность» (8 ч) | |
Тема 3. Разработка и реализация творческого проекта (8 ч) | |
Работа над творческим проектом. Реализация этапов выполнения творческого проекта. Выполнение требований к готовому проекту. Расчёт стоимости проекта. Защита (презентация) проекта | Работать над проектом. Находить необходимую информацию с использованием сети Интернет. Выполнять необходимые эскизы. Составлять учебные технологические карты. Контролировать качество выполнения этапов проекта. Оценивать стоимость проекта. Разрабатывать варианты рекламы. Подготавливать пояснительную записку. Оформлять проектные материалы. Проводить презентацию проекта |
6 класс (16 ч)
Основное содержание | Характеристики основных видов деятельности учащихся |
Раздел: «Технологии растениеводства и животноводства» (8 ч) | |
Тема 1. Растениеводство (6 ч) | |
Обработка почвы (2 ч)
Технологии обработки почвы. Состав и свойства почвы. Подготовка почвы под посадку. Агротехнические приёмы обработки: основная, предпосевная и послепосевная. Профессия тракторист-машинист. Практическая работа. Осенняя обработка почвы. Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации о почвенных загрязнениях, эрозии почвы. |
Изучать состав почвы. Изучать агротехнические приёмы обработки почвы. Выполнять осеннюю обработку почвы. Знакомиться с профессией тракторист-машинист. |
Технологии посева, посадки и ухода за культурными растениями (2 ч)
Технология подготовки семян к посеву: сортировка, прогревание, обеззараживание, закаливание, замачивание и проращивание, обработка стимуляторами роста, посев семян на бумаге. Технологии посева семян и посадки культурных растений. Рассадный и безрассадный способы посадки. Технологии ухода за растениями в течение вегетационного периода: прополка, прореживание, полив, окучивание, рыхление, обработка от вредителей и болезней, подкормка. Ручные инструменты для ухода за растениями. Механизированный уход за растениями. Практические работы. Проращивание семян овощных культур. Посев семян и прореживание всходов. Прополка всходов овощных или цветочных культур. Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации о технологии дражирования семян; об агротехнических мероприятиях по борьбе с сорняками на садовом участке. |
Знакомиться с садовым инструментом. Осваивать безопасные приёмы труда. Выполнять проращивание семян овощных культур. Определять всхожесть семян по формуле. Выполнять посев семян и прореживание всходов. Изучать агротехнические мероприятия по борьбе с сорняками. Выполнять прополку всходов овощных или цветочных культур. Находить и предъявлять информацию о технологии дражирования семян; об агротехнических мероприятиях по борьбе с сорняками на садовом участке. |
Технологии уборки урожая (2 ч)
Технологии механизированной уборки овощных культур. Технологии хранения и переработки урожая овощей и фруктов: консервирование, пастеризация, стерилизация, охлаждение, замораживание, сушка, варка с сахаром, маринование, квашение. Технологии получения семян культурных растений. Отрасль растениеводства — семеноводство. Технология сбора семенного материала. Практическая работа. Сбор семенного материала. Уборка урожая корнеплодов. Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации о технологиях обработки овощей и фруктов перед закладкой на хранение |
Выполнять сбор семенного материала. Выполнять уборку урожая корнеплодов. Осваивать приёмы хранения и переработки овощей и фруктов. Находить и предъявлять информацию о технологиях обработки овощей и фруктов перед закладкой на хранение |
Тема 2. Животноводство (2 ч) | |
Содержание домашних животных (2 ч)
Содержание животных как элемент технологии преобразования животных организмов в интересах человека. Особенности содержания домашней птицы. Понятия «птицеводство», «птицеферма». Потребности человека, которые удовлетворяются с помощью домашней птицы. Породы кур. Строительство и оборудование помещений для содержания птицы, технические устройства, обеспечивающие необходимые условия содержания и уход за ними. Условия для выращивания кур. Содержание кур в клетках. Выгульное содержание кур. Профессия птицевод. Практическая работа. Проектирование простейшего технического устройства, обеспечивающего условия содержания животных и облегчающее уход за ними: клетки, гнезда, насеста для кур, автопоилки для птицы, устройства для аэрации аквариумов и др. Самостоятельная работа: Поиск и изучение информации о правилах ухода и содержания декоративных пород кур |
Сбор информации и описание условий содержания домашних животных в своей семье, семьях друзей. Проектирование и изготовление простейших технических устройств, обеспечивающих условия содержания животных и облегчающих уход за ними: клетки, гнезда, насеста для кур, автопоилки для птицы, устройства для аэрации аквариумов и др. Изучение профессии птицевод. Находить и предъявлять информацию о правилах ухода и содержания декоративных пород кур |
Раздел: «Исследовательская и созидательная деятельность» (8 ч) | |
Тема 3. Разработка и реализация творческого проекта (8 ч) | |
Работа над творческим проектом. Разработка и реализация этапов выполнения творческого проекта. Разработка технического задания. Выполнение требований к готовому изделию.
Расчёт затрат на изготовление проекта. Разработка электронной презентации. Защита творческого проекта |
Работать над проектом. Находить необходимую информацию с использованием сети Интернет. Выполнять необходимые эскизы. Составлять учебные технологические карты. Контролировать качество выполнения этапов проекта. Оценивать стоимость проекта. Разрабатывать варианты рекламы. Подготавливать пояснительную записку. Оформлять проектные материалы. Проводить презентацию проекта |
7 класс (16 ч)
Основное содержание | Характеристики основных видов деятельности учащихся |
Раздел: «Технологии растениеводства и животноводства» (8 ч) | |
Тема 1. Растениеводство (6 ч) | |
Разновидности и условия возделывания цветочно-декоративных культур (1 ч) Цветоводство как отрасль растениеводства. Классификация цветочных культур. Условия внешней среды и приёмы выращивания цветочных растений. Агротехнические приёмы выращивания цветочных культур. Практическая работа. Экскурсия на пришкольный участок. Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации о почвопокровных растениях. |
Изучать условия внешней среды и приёмы выращивания цветочных растений. Осваивать агротехнические приёмы выращивания цветочных культур. Находить и предъявлять информацию о почвопокровных растениях. |
Технологии выращивания цветочно-декоративных культур (1 ч)
Технологии размножения цветочно-декоративные культур. Рассадный и безрассадный способы выращивания. Пикировка. Вегетативное размножение. Технологии ухода за цветочными культурами. Пасынкование и прищипка. Понятие о севообороте. Практическая работа. Посев семян цветочных культур. Посадка луковичных цветочных растений. Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации о технологии прищипки цветочных растений |
Изучать технологии размножения и выращивания цветочно-декоративные культур. Осваивать приёмы посева и посадки цветочных культур. Находить и предъявлять информацию о технологии прищипки цветочных растений. |
Ландшафтный дизайн (2 ч)
Понятие «ландшафтный дизайн». Художественное проектирование вручную и с применением специальных компьютерных программ. Элементы ландшафтного дизайна: здания и сооружения, зелёные насаждения, газонное покрытие, водоёмы, малые архитектурные формы. Профессия ландшафтный дизайнер. Практическая работа. Оформление пришкольной территории цветочно-декоративными культурами. Расчёт расхода семян газонной травы для лужайки. Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации о понятии «анфилада» в ландшафтном дизайне. |
Изучать элементы ландшафтного дизайна. Знакомиться с художественным проектированием ландшафта. Оформлять пришкольную территорию цветами. Разрабатывать паспорт по уходу за цветочно-декоративной культурой, газоном. Рассчитывать расход семян газонной травы. Находить и предъявлять информацию о понятии «анфилада» в ландшафтном дизайне. |
Технологии использования дикорастущих растений (2 ч)
Использование человеком дикорастущих растений. Технологии заготовки сырья дикорастущих растений. Переработка и применение сырья дикорастущих растений. Влияние экологических факторов на урожайность дикорастущих растений. Условия и методы сохранения природной среды. Практическая работа. Сбор дикорастущих растений. Переработка сырья дикорастущих растений. Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации о сбитне — традиционном напитке с мёдом и травами |
Изучать технологии заготовки и переработки сырья дикорастущих растений. Находить и предъявлять информацию о напитке «сбитень» |
Тема 2. Животноводство (2 ч) | |
Уход за сельскохозяйственными животными (2 ч)
Уход за сельскохозяйственными животными и птицей. Кормление сельскохозяйственных животных как технология их преобразования в интересах человека. Особенности кормления животных в различные исторические периоды. Понятие о норме кормления. Понятие о рационе. Принципы кормления сельскохозяйственной птицы. Практическая работа. Изучение суточного рациона питания кур. Создание сбалансированного рациона на две недели. Самостоятельная работа. Ознакомление с особенностями разведения и кормления страусов или перепелов |
Изучать рацион питания сельскохозяйственного или домашнего животного. Изучать рацион питания домашнего животного. Разрабатывать сбалансированный рацион питания для животного на две недели. Находить и предъявлять информацию об особенностях разведения и кормления страусов или перепелов |
Раздел: «Исследовательская и созидательная деятельность» (8 ч) | |
Тема 3. Разработка и реализация творческого проекта (8 ч) | |
Работа над творческим проектом. Реализация этапов выполнения творческого проекта. Выполнение требований к готовому изделию. Расчёт затрат на изготовление проекта. Защита (презентация) проекта | Работать над проектом. Находить необходимую информацию с использованием сети Интернет. Выполнять необходимые эскизы. Составлять учебные технологические карты. Контролировать качество выполнения этапов проекта. Оценивать стоимость проекта. Разрабатывать варианты рекламы. Подготавливать пояснительную записку. Оформлять проектные материалы. Проводить презентацию проекта |
8 класс (10 ч)
Основное содержание | Характеристики основных видов деятельности учащихся |
Раздел: «Технологии растениеводства и животноводства» (4 ч) | |
Тема 1. Растениеводство (3 ч) | |
Грибы в природе и жизни человека (1 ч)
Значение грибов в природе и жизни человека. Микология как наука. Дикорастущие грибы. Безопасные технологии сбора и заготовки дикорастущих грибов. Характеристика искусственно выращиваемых съедобных грибов. Требования к среде и условиям выращивания культивируемых грибов. Технологии ухода за грибницами и получение урожая шампиньонов и вёшенок. Практическая работа. Изучение технологии выращивания шампиньонов. Самостоятельная работа. Изучение технологии выращивания вёшенки в домашних условиях. |
Определять культивируемые грибы по внешнему виду. Создавать условия для искусственного выращивания культивируемых грибов. Овладевать безопасными способами сбора и заготовки грибов. Находить и предъявлять информацию о технологии выращивания вёшенки в домашних условиях. Изучать историю развития биотехнологий. |
Понятие о биотехнологии (1 ч)
Биотехнология как наука и технология. Краткие сведения об истории развития биотехнологий. Основные направления биотехнологий. Объекты биотехнологий. Применение биотехнологий в сельском хозяйстве. Профессия специалист-технолог в области природоохранных (экологических) биотехнологий. Практическая работа. Изучение объекта биотехнологии (дрожжевых грибков). Изготовление кисломолочного продукта йогурта. Самостоятельная работа. Изучение положительных и отрицательных качеств ГМО — генетически модифицированных организмов. |
Изучать объект биотехнологии (на примере дрожжевых грибков). Изготовлять кисломолочный продукт (на примере йогурта). Находить и предъявлять информацию о генетически модифицированных организмах. |
Сферы применения биотехнологий (1 ч)
Применение биотехнологий в растениеводстве, животноводстве, рыбном хозяйстве, энергетике и добыче полезных ископаемых, в тяжёлой, лёгкой и пищевой промышленности, экологии, медицине, здравоохранении, фармакологии, биоэлектронике, космонавтике, получении химических веществ. Применение биопрепаратов при выращивании земляники садовой. Биофунгициды, биоудобрения, биоинсектициды. Практическая работа. Посадка и уход за молодыми растениями земляники садовой. Самостоятельная работа. Изучение технологии вертикального выращивания земляники садовой |
Изучение технологии выращивания земляники садовой с применением биофунгицидов, биоудобрений, биоинсектицидов. Посадка и уход за молодыми растениями земляники садовой. Наблюдение за молодыми растениями земляники садовой. Расчёт количества воды для полива. Находить и предъявлять информацию о технологии вертикального выращивания земляники садовой |
Тема 2. Животноводство (1 ч) | |
Технологии разведения животных (1 ч)
Технологии разведения животных: чистопородное разведение, скрещивание, гибридизация. Понятие «порода». Генетическая инженерия (генная инженерия). Клонирование животных. Профессии селекционер по племенному животноводству, ветеринарный врач. Разведение крупного рогатого скота (KPC). Молочные, мясные и мясомолочные породы коров. Условия содержания животных: привязное, беспривязное и пастбищное. Профессия оператор машинного доения. Ветеринарная защита животных от болезней. Дезинфекция, дезинсекция, дератизация. Ветеринарный паспорт. Профессия ветеринарный врач. Практическая работа. Расчёт количества кормов для животного. Образовательное путешествие на молочно-товарную ферму. Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации о молочных породах коров, которые разводят в регионе |
Изучать информацию о методах улучшения пород домашних животных. Находить и предъявлять информацию о заболеваниях домашних животных. Знакомиться с ветеринарными документами домашних животных. Рассчитывать количество кормов для животного. Совершать образовательное путешествие на молочно-товарную ферму. Находить и предъявлять информацию о молочных породах коров, которые разводят в регионе |
Раздел: «Исследовательская и созидательная деятельность» (6 ч) | |
Тема 3. Разработка и реализация творческого проекта (6 ч) | |
Работа над творческим проектом. Реализация этапов выполнения творческого проекта. Выполнение требований к готовому изделию. Расчёт затрат на изготовление проекта. Защита (презентация) проекта | Работать над проектом. Находить необходимую информацию с использованием сети Интернет. Выполнять необходимые эскизы. Составлять учебные технологические карты. Контролировать качество выполнения этапов проекта. Оценивать стоимость проекта. Разрабатывать варианты рекламы. Подготавливать пояснительную записку. Оформлять проектные материалы. Проводить презентацию проекта |
Всего 58 |