Рабочая программа по технологии авторов А. Т. Тищенко, Н. В. Синица





Тематическое планирование. 5 класс

(68 ч, 2 ч — резервное время)



Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий)
Раздел «Современные технологии и перспективы их развития» (6 ч)
Тема: Потребности человека (2 ч)
Потребности и технологии. Иерархия потребностей.
Общественные потребности. Потребности и цели.
Развитие потребностей и развитие технологий.
Практическая работа. Изучение потребностей человека.
Самостоятельная работа. Разработка программы изучения духовных потребностей членов семьи
Объяснять, приводя примеры, содержание понятия «потребность». Изучать и анализировать потребности ближайшего социального окружения на основе самостоятельно разработанной программы
Тема: Понятие технологии (2 ч)
Цикл жизни технологии. Материальные технологии, информационные технологии, социальные технологии.
История развития технологий. Развитие технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду. Технологии и мировое хозяйство. Закономерности технологического развития. Понятие о производственных и промышленных технологиях, технологиях сельского хозяйства.
Практическая работа. Ознакомление с технологиями.
Самостоятельная работа. Подготовка к образовательному путешествию
Анализировать основания развития технологий, опираясь на произвольно избранную группу потребностей, которые удовлетворяют эти технологии. Приводить произвольные примеры производственных технологий и технологий в сфере быта. Выполнять поиск в Интернете и других источниках информации предприятий региона проживания, работающих на основе современных производственных технологий. Осуществлять сохранение информации в формах описаний, схем, эскизов, фотографий
Тема: Технологический процесс (2ч)
Технологический процесс, его параметры, сырьё, ресурсы, результат. Виды ресурсов. Способы получения ресурсов. Взаимозаменяемость ресурсов. Ограниченность ресурсов. Условия реализации технологического процесса. Побочные эффекты реализации технологического процесса. Технология в контексте производства.
Практическая работа. Разработка технологических карт простых технологических процессов.
Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации о технологиях, используемых в населённом пункте проживания, и нежелательных для окружающей среды эффектах технологий.
Образовательное путешествие (экскурсия) на предприятие города (региона) проживания, работающее на основе современных производственных технологий
Характеризовать виды ресурсов, место ресурсов в проектировании и реализации технологического процесса. Объяснять, приводя примеры, принципиальную технологическую схему, в том числе характеризуя негативные эффекты.
Разрабатывать несложную технологию на примере организации действий и взаимодействия в быту. Находить и предъявлять информацию о нежелательных для окружающей среды эффектах технологий, поддерживающих жизнь в населённом пункте проживания
Раздел «Творческий проект» (2 ч)

Тема: Этапы выполнения творческого проекта (1 ч)
Творческий проект и этапы его выполнения. Процедура защиты (презентации) проекта. Источники информации при выборе темы проекта.

Тема: Реклама (1 ч)
Принципы организации рекламы. Способы воздействия рекламы на потребителя и его потребности.
Самостоятельная работа. Выбор товара в модельной ситуации

Обосновывать выбор изделия на основе личных и общественных потребностей. Находить необходимую информацию в учебнике, библиотеке кабинета технологии, в сети Интернет. Выбирать вид изделия.
Характеризовать рекламу как средство формирования потребностей. Осуществлять выбор товара в модельной ситуации
Раздел «Конструирование и моделирование» (6 ч)
Тема: Понятие о машине и механизме (2 ч)
Понятие о механизме и машине. Виды механизмов. Виды соединений деталей. Типовые детали.
Практические работы. Обсуждение результатов образовательного путешествия. Ознакомление с машинами, механизмами, соединениями, деталями.
Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации о машинах и механизмах, помогающих человеку в его жизни
Объяснять значение понятия «машина», характеризовать машины, преобразующие энергию в вид, необходимый потребителю. Характеризовать простые механизмы, типовые детали машин и их соединения. Знакомиться с профессиями машинист, водитель, наладчик
Тема: Конструирование машин и механизмов (2 ч)
Конструирование машин и механизмов. Технические требования.
Практические работы. Ознакомление с механизмами (передачами).
Конструирование моделей механизмов
Осуществлять сборку моделей с помощью образовательного конструктора по инструкции. Конструировать модель по заданному прототипу, проводить испытания и модернизацию модели.
Разрабатывать оригинальную конструкцию модели: проектировать, находить альтернативные варианты, конструировать, испытывать, анализировать результаты
Тема: Конструирование швейных изделий (2 ч)
Понятие о чертеже, выкройке, лекалах и конструкции швейного изделия. Экономичная и технологичная конструкция швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки.
Швейные изделия для кухни. Определение размеров швейного изделия. Особенности построения выкроек салфетки, подушки для стула, прихватки. Подготовка выкройки к раскрою. Правила безопасного пользования ножницами.
Практическая работа. Изготовление выкроек для образцов швов
Строить чертёж швейного изделия, выкроек для образцов швов в натуральную величину по меркам или по заданным размерам
Раздел «Материальные технологии» (26 ч)
Вариант А: Технологии обработки конструкционных материалов
Тема: Виды конструкционных материалов. Рабочее место и инструменты для обработки конструкционных материалов (2 ч)
Строение древесины, породы древесины. Виды пиломатериалов и древесных материалов. Металлы. Виды, получение и применение листового металла и проволоки. Искусственные материалы.
Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины и металлов. Правила безопасной работы у верстака. Основные инструменты для ручной обработки древесины, металлов и искусственных материалов. Профессии, связанные с ручной обработкой древесины и металла.
Практические работы. Распознавание древесины и древесных материалов. Ознакомление с образцами тонколистового металла, проволоки и пластмасс. Организация рабочего места для столярных работ. Ознакомление с устройством слесарного верстака и тисков.
Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации об искусственных материалах, применяемых человеком в науке, технике, повседневной жизни
Распознавать породы древесины, пиломатериалы и древесные материалы по внешнему виду.
Распознавать металлы, сплавы и искусственные материалы по образцам. Выбирать материалы для изделия в соответствии с его назначением.
Организовывать рабочее место для столярных и слесарных работ. Выбирать инструменты для обработки древесины, металлов и искусственных материалов в соответствии с их назначением.
Выполнять уборку рабочего места.
Знакомиться с профессиями столяр, слесарь
Тема: Графическое изображение деталей и изделий из конструкционных материалов (2 ч)
Понятия «эскиз», «чертёж», «технический рисунок». Материалы, инструменты, приспособления для построения чертежа. Способы графического изображения изделий из древесины, металлов и искусственных материалов. Масштаб. Виды. Линии изображений. Обозначения на чертежах.
Практические работы. Чтение чертежа. Выполнение эскиза или технического рисунка детали из древесины.
Графическое изображение изделий из тонколистового металла и проволоки
Читать и оформлять графическую документацию. Выполнять эскизы или технические рисунки деталей из конструкционных материалов. Знакомиться с профессией инженер-конструктор
Тема: Технологии изготовления изделий (2 ч)
Этапы создания изделий из древесины. Понятие о технологической карте. Ознакомление с технологическими процессами создания изделий из листового металла, проволоки, искусственных материалов.
Практические работы. Разработка последовательности изготовления детали из древесины. Разработка технологии изготовления деталей из металла и искусственных материалов.
Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации о технологических процессах изготовления деталей из древесины, тонколистового металла, проволоки
Составлять последовательность выполнения работ при изготовлении деталей из древесины.
Разрабатывать технологическую последовательность изготовления деталей из металлов и искусственных материалов на основе анализа эскизов и чертежей.
Находить в сети Интернет и предъявлять информацию о технологических процессах изготовления деталей из древесины, тонколистового металла, проволоки.
Знакомиться с профессией технолог
Тема: Технологические операции обработки конструкционных материалов (10 ч)
Разметка заготовок из древесины, металла, пластмасс (2 ч)
Назначение разметки. Правила разметки заготовок из древесины, металла, пластмасс на основе графической документации. Инструменты для разметки.
Приёмы разметки заготовок. Приёмы ручной правки заготовок из проволоки и тонколистового металла. Инструменты и приспособления. Правила безопасной работы.
Практические работы. Разметка заготовок из древесины.
Разметка заготовок из металлов и искусственных материалов.
Выполнять разметку заготовок из древесины, тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов по чертежу с использованием разметочных инструментов. Контролировать качество разметки. Выравнивать заготовки деталей из тонколистового металла и проволоки с помощью правки. Контролировать качество правки. Знакомиться с профессиями слесарьразметчик, слесарь-инструментальщик.
Технология резания заготовок из древесины, металла, пластмасс (2 ч)
Инструменты для пиления заготовок из древесины и древесных материалов. Правила пиления заготовок.
Приёмы резания заготовок из проволоки, тонколистового металла, пластмасс.
Инструменты и приспособления. Правила безопасной работы.
Практические работы. Пиление заготовок из древесины.
Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.
Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации о технологиях резания заготовок из древесины и металла.
Выполнять пиление размеченных заготовок, соблюдая правила безопасного труда.
Выполнять по разметке резание заготовок из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов с соблюдением правил безопасной работы. Контролировать качество вырезанных деталей. Знакомиться с профессиями станочник-распиловщик, резчик.
Технология строгания заготовок из древесины (2 ч)
Инструменты для строгания заготовок из древесины. Правила закрепления заготовок. Приёмы строгания. Проверка качества строгания. Правила безопасной работы со строгальными инструментами.
Практическая работа. Строгание заготовок из древесины.
Строгать шерхебелем и рубанком заготовки из древесины для придания им формы будущих деталей. Контролировать качество отстроганных поверхностей. Знакомиться с профессией станочник-строгальщик.
Технология гибки заготовок из тонколистового металла и проволоки (2 ч)
Приёмы гибки заготовок из проволоки и тонколистового металла. Инструменты и приспособления.
Правила безопасной работы.
Практическая работа. Гибка заготовок из листового металла и проволоки.
Выполнять по чертежам гибку заготовок из тонколистового металла и проволоки на столе верстака и в тисках с помощью инструментов и приспособлений с соблюдением правил безопасной работы. Знакомиться с профессией штамповщик.
Технология получения отверстий в заготовках из конструкционных материалов (2 ч)
Сверление отверстий в заготовках из древесины.
Инструменты и приспособления для сверления.
Приёмы пробивания и сверления отверстий в заготовках из тонколистового металла. Инструменты и приспособления. Правила безопасной работы.
Практические работы. Сверление заготовок из древесины.
Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов
Сверлить по разметке коловоротом или ручной дрелью сквозные и глухие отверстия в заготовках из древесины. Пробивать отверстия в заготовках из тонколистового металла пробойником.
Сверлить ручной дрелью отверстия в заготовках из металлов и искусственных материалов. Знакомиться с профессией станочник-сверловщик
Тема: Технологии сборки деталей из конструкционных материалов (4 ч)
Технология соединения деталей из древесины с помощью гвоздей, шурупов, клея (2 ч)
Виды сборки деталей из древесины. Инструменты для соединения деталей из древесины. Виды гвоздей, шурупов, саморезов. Приёмы соединения деталей с помощью гвоздей, шурупов, саморезов.
Клеевые составы, правила подготовки склеиваемых поверхностей. Технология соединения деталей из древесины клеем.
Практические работы. Соединение деталей из древесины гвоздями.
Соединение деталей из древесины с помощью шурупов (саморезов). Соединение деталей из древесины с помощью клея.
Самостоятельная работа. Поиск и изучение примеров технологических процессов сборки деталей из древесины и древесных материалов.
Осуществлять сборку изделия, соединяя детали из древесины с помощью гвоздей, шурупов, саморезов. Проверять качество сборки. Соединять детали из древесины клеем с последующим закреплением в струбцине. Знакомиться с профессиями плотник, столяр-сборщик.
Технология сборки изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов (2 ч)
Соединение металлических и пластмассовых деталей в изделии с помощью заклёпок. Соединение деталей из тонколистового металла фальцевым швом. Использование инструментов и приспособлений для сборочных работ. Правила безопасной работы.
Практическая работа. Соединение деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов
Осуществлять сборку деталей из тонколистового металла фальцевым швом.
Соединять детали из листовой пластмассы и металла на заклёпках, детали из проволоки — скруткой.
Контролировать качество соединения деталей.
Знакомиться с профессией жестянщик
Тема: Технологии отделки изделий из конструкционных материалов (2 ч)
Технология зачистки поверхностей деталей из конструкционных материалов (1 ч)
Инструменты для зачистки поверхностей деталей из древесины. Рабочее место, правила работы. Приёмы зачистки заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмасс. Инструменты и приспособления.
Правила безопасной работы.
Практические работы. Зачистка деталей из древесины. Зачистка деталей из тонколистового металла, проволоки, пластмассы.
Зачищать поверхности деталей из древесины, тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов напильником и шлифовальной шкуркой.
Контролировать качество зачищенных деталей.
Знакомиться с профессией шлифовщик.
Технология отделки изделий из конструкционных материалов (1 ч)
Тонирование и лакирование как методы окончательной отделки изделий из древесины. Приёмы тонирования и лакирования изделий. Защитная и декоративная отделка поверхности изделий из металла.
Контроль и оценка качества изделий.
Практическая работа. Отделка изделий из древесины. Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.
Самостоятельная работа. Поиск и изучение способов окрашивания металлических деталей на производстве (например, кузовов автомобилей на автозаводе)
Отделывать изделия из древесины тонированием и лакированием. Контролировать качество отделки.
Лакировать или окрашивать поверхности изделий из металлов и искусственных материалов.
Выявлять и устранять дефекты отделки. Знакомиться с профессией лакировщик
Тема: Технологии художественно-прикладной обработки материалов (4 ч)
Выпиливание лобзиком (2 ч)
Материалы, инструменты, приспособления для выпиливания лобзиком. Организация рабочего места. Правила безопасного труда. Приёмы выполнения работ.
Практическая работа. Выпиливание изделий из древесины лобзиком.
Осуществлять поиск необходимого для выпиливания рисунка в учебнике, библиотеке кабинета технологии, в сети Интернет или выполнять рисунок самостоятельно. Подготавливать материалы и инструменты к работе. Выпиливать изделия из древесины и искусственных материалов лобзиком.
Выжигание по дереву (2 ч)
Основные сведения о декоративной отделке изделий из древесины с помощью выжигания (пирографии).
Инструменты, приёмы работы.
Практическая работа. Декоративная отделка изделий из древесины выжиганием.
Самостоятельная работа. Поиск и изучение видов декоративно-прикладного творчества, распространённых в районе проживания
Осуществлять поиск необходимого для выжигания рисунка в различных печатных изданиях, в сети Интернет или выполнять рисунок самостоятельно.
Выполнять отделку изделий издревесины выжиганием. Изготовлять изделия декоративно-прикладного творчества по эскизам и чертежам. Проводить презентацию результатов труда
Раздел «Материальные технологии» (26 ч)
Вариант Б: Технологии обработки текстильных материалов
Тема: Текстильное материаловедение (2 ч)
Понятие о ткани. Волокно как сырьё для производства ткани. Виды волокон. Понятие о прядении и ткачестве. Современное прядильное, ткацкое и красильно-отделочное производство. Долевые (основа) и поперечные (уток) нити. Ткацкий рисунок, ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Раппорт. Отбелённая, гладкокрашеная и набивная ткань. Долевая нить в ткани.
Лицевая и изнаночная стороны ткани. Нетканые материалы, их виды и назначение. Швейные нитки и тесьма. Профессии: оператор прядильного производства, ткач.
Практические работы. Определение направления долевой нити в ткани.
Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.
Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации о технологиях изготовления пряжи и ткани в старину в домашних условиях в районе проживания
Составлять коллекции тканей, нетканых материалов.
Определять направление долевой нити в ткани. Исследовать свойства нитей основы и утка. Определять лицевую и изнаночную стороны ткани.
Знакомиться с характеристикой различных видов волокон и материалов: тканей, нетканых материалов, ниток, тесьмы, лент по коллекциям.
Определять виды переплетения нитей в ткани.
Проводить анализ прочности окраски тканей. Находить и предъявлять информацию о производстве нитей и тканей в домашних условиях, инструментах и приспособлениях, которыми пользовались для этих целей в старину.
Находить и предъявлять информацию о натуральных красителях для тканей.
Знакомиться с профессиями оператор прядильного производства, ткач
Тема: Технологические операции изготовления швейных изделий (6 ч)
Раскрой швейного изделия (2 ч)
Рабочее место и инструменты для раскроя. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учётом направления долевой нити. Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя.
Правила безопасного обращения с иглами и булавками. Профессия закройщик.
Практическая работа. Выкраивание деталей для образца швов.
Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации об истории создания ножниц.
Выполнять экономную раскладку выкройки на ткани с учётом направления долевой нити, ширины ткани, обмеловку с учётом припусков на швы.
Выкраивать детали швейного изделия.
Находить и предъявлять информацию об истории создания ножниц для раскроя.
Знакомиться с профессией закройщик.
Швейные ручные работы. Перенос линий выкройки, смётывание, стачивание (2 ч)
Инструменты и приспособления для ручных работ.
Понятие о стежке, строчке, шве. Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка. Основные операции при ручных работах: перенос линий выкройки на детали кроя портновскими булавками и мелом, прямыми стежками; временное соединение деталей — смётывание; постоянное соединение деталей — стачивание. Ручная закрепка.
Практическая работа. Изготовление образца ручных работ: сметывания и стачивания.
Изготовлять образец ручных работ: перенос линий выкройки на детали кроя с помощью портновских булавок и мела, прямыми стежками; смётывание; стачивание вручную петлеобразными стежками.
Швейные ручные работы. Обмётывание, замётывание (2 ч)
Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания — обмётывание; временное закрепление подогнутого края — замётывание (с открытым и закрытым срезами).
Практическая работа. Изготовление образца ручных работ: обмётывания и замётывания.
Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации об истории создания иглы и напёрстка
Изготовлять образец ручных работ: обмётывания косыми и петельными стежками; заметывания вподгибку с открытым срезом и вподгибку с закрытым срезом
Тема: Операции влажно-тепловой обработки (2 ч)
Рабочее место и оборудование для влажно-тепловой обработки ткани. Правила выполнения влажно-тепловых работ. Основные операции влажно-тепловой обработки: приутюживание, разутюживание, заутюживание. Правила безопасной работы утюгом.
Практическая работа. Проведение влажно-тепловых работ.
Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации об истории создания утюга
Применять правила безопасной работы утюгом.
Проводить влажно-тепловую обработку образца ручных работ.
Находить и предъявлять информацию об истории утюга
Тема: Технологии лоскутного шитья (4 ч)
Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутов. Возможности техники лоскутного шитья, её связь с направлениями современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и др.
Материалы для лоскутного шитья, подготовка их к работе. Инструменты и приспособления. Технология лоскутного шитья по шаблонам: изготовление шаблона из плотного картона; выкраивание деталей лоскутного изделия; технологии соединения деталей лоскутного изделия вручную с помощью прямых, петлеобразных и косых стежков.
Практическая работа. Изготовление образца лоскутного узора (лоскутный верх).
Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации об истории лоскутного шитья
Знакомиться с различными видами техники лоскутного шитья.
Разрабатывать узор для лоскутного шитья на компьютере с помощью графического редактора.
Изготовлять шаблоны из картона или плотной бумаги.
Подбирать лоскуты ткани соответствующего цвета, фактуры, волокнистого состава для создания лоскутного изделия.
Изготовлять образцы лоскутных узоров.
Обсуждать наиболее удачные работы.
Находить и предъявлять информацию об истории лоскутного шитья
Тема: Технологии аппликации (4 ч)
Аппликация на лоскутном изделии. Соединение деталей аппликации с лоскутным изделием вручную петельными и прямыми потайными стежками.
Практическая работа. Изготовление образца лоскутного узора (аппликация)
Знакомиться с различными видами аппликации.
Разрабатывать узор для аппликации.
Подбирать лоскуты ткани соответствующего цвета, фактуры, волокнистого состава для аппликации.
Подбирать нитки для аппликации.
Выполнять аппликацию на лоскутном изделии.
Обсуждать наиболее удачные работы
Тема: Технологии стёжки (4 ч)
Понятие о стёжке (выстёгивании). Соединение лоскутного верха, прокладки и подкладки прямыми ручными стежками.
Практическая работа. Изготовление образца лоскутного узора (стёжка)
Подбирать нитки для стёжки.
Выполнять стёжку лоскутного изделия.
Обсуждать наиболее удачные работы
Тема: Технологии обработки срезов лоскутного изделия (4 ч)
Виды обработки срезов лоскутного изделия. Технология обработки срезов лоскутного изделия двойной подгибкой.
Практическая работа. Изготовление образца лоскутного узора (обработка срезов)
Знакомиться со способами обработки срезов лоскутного изделия.
Обрабатывать срезы лоскутного изделия двойной подгибкой.
Обсуждать наиболее удачные работы
Раздел «Технологии кулинарной обработки пищевых продуктов» (12 ч)
Тема: Санитария, гигиена и физиология питания (2 ч)
Санитария и гигиена на кухне (1 ч)
Понятие «кулинария». Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд.
Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Правила и последовательность мытья посуды.
Уход за поверхностью стен и пола. Моющие и чистящие средства для ухода за посудой, поверхностью стен и пола.
Безопасные приёмы работы на кухне. Правила безопасного пользования газовыми плитами, электронагревательными приборами, горячей посудой и жидкостью, ножом и приспособлениями. Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком.
Самостоятельная работа. Поиск и ознакомление с информацией о значении понятия «гигиена».
Овладевать навыками личной гигиены при приготовлении и хранении пищи.
Организовывать рабочее место для приготовления пищи. Определять набор безопасных для здоровья моющих и чистящих средств для мытья посуды и кабинета.
Осваивать безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячей посудой, жидкостью.
Оказывать первую помощь при порезах и ожогах.
Физиология питания (1 ч)
Питание как физиологическая потребность. Пищевые (питательные) вещества. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека.
Пищевая пирамида. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах. Пищевые отравления. Правила, позволяющие их избежать. Первая помощь при отравлениях. Режим питания.
Практическая работа. Определение качества питьевой воды.
Самостоятельная работа. Поиск и ознакомление с информацией о значении витаминов, их содержании в различных продуктах питания. Анализ качества своего питания, составление своей пищевой пирамиды и на её основе — дневного рациона
Находить и предъявлять информацию о содержании в пищевых продуктах витаминов, минеральных солей и микроэлементов.
Осуществлять поиск значения понятия «витамины».
Находить и предъявлять информацию о витаминах, содержащихся в различных продуктах.
Закреплять исследовательские навыки при проведении лабораторных работ по определению качества питьевой воды.
Составлять индивидуальный режим питания и дневной рацион на основе пищевой пирамиды
Тема: Технологии приготовления блюд (10 ч)
Бутерброды и горячие напитки. Бытовые электроприборы (2 ч)
Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Инструменты и приспособления для нарезки.
Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов.
Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, горячий шоколад). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Влияние эфирных масел, воды на качество напитка. Технология заваривания, подача чая. Сорта и виды кофе. Устройства для размола зерён кофе. Технология приготовления, подача кофе. Приборы для приготовления кофе. Получение какао-порошка. Технология приготовления, подача напитка какао. Профессия повар.
Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ), посудомоечной машины.
Практические работы. Приготовление бутербродов. Приготовление горячих напитков.
Самостоятельная работа. Изучение потребности в бытовых электроприборах на домашней кухне; поиск информации об истории микроволновой печи, гигиенической уборке холодильника, значении слова «цикорий» и пользе напитка из него.
Приготовлять и оформлять бутерброды. Определять вкусовые сочетания продуктов в бутербродах. Подсушивать хлеб для бутербродов в жарочном шкафу или тостере. Находить пословицы о хлебе. Знакомиться с профессией повар.
Приготовлять горячие напитки (чай, кофе, какао).
Проводить сравнительный анализ вкусовых качеств различных видов чая и кофе.
Находить и предъявлять информацию о растениях, из которых можно приготовить горячие напитки. Дегустировать бутерброды и горячие напитки.
Изучать потребность в бытовых электроприборах на домашней кухне.
Находить и представлять информацию об истории бытовых электроприборов для кухни.
Читать маркировку и штриховые коды на упаковках.
Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий (4 ч)
Виды круп, бобовых и макаронных изделий, применяемых в питании человека. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Посуда для приготовления блюд. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Требования к качеству каши. Применение бобовых в кулинарии.
Подготовка к варке. Время варки. Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд.
Практическая работа. Изучение маркировки и штриховых кодов на упаковках круп и макаронных изделий. Приготовление блюда из крупы или макаронных изделий.
Самостоятельная работа. Поиск информации об устройствах кастрюля-кашеварка, мультиварка.
Выполнять механическую кулинарную обработку крупы, бобовых. Определять экспериментально оптимальное соотношение крупы и жидкости при варке гарнира из крупы.
Готовить рассыпчатую, вязкую и жидкую кашу.
Определять консистенцию блюда.
Готовить гарнир из бобовых или макаронных изделий.
Находить и предъявлять информацию о крупах; о блюдах из круп, бобовых и макаронных изделий.
Дегустировать блюда из круп, бобовых и макаронных изделий.
Блюда из яиц (2 ч)
Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами. Способы определения свежести яиц.
Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления для взбивания. Способы варки куриных яиц: всмятку, в «мешочек», вкрутую. Подача варёных яиц. Жарение яиц: приготовление яичницы-глазуньи, омлета натурального.
Подача готовых блюд.
Практические работы. Определение свежести яиц.
Приготовление блюда из яиц.
Самостоятельная работа. Поиск информации о способах хранения яиц без холодильника, истории оформления яиц к народным праздникам.
Определять свежесть яиц с помощью овоскопа или подсоленной воды.
Готовить блюда из яиц. Дегустировать блюда из яиц.
Находить и предъявлять информацию о способах хранения яиц без холодильника, блюдах из яиц, способах оформления яиц к народным праздникам.
Меню завтрака. Сервировка стола к завтраку (2 ч)
Меню завтрака. Понятие о калорийности продуктов.
Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами.
Самостоятельная работа. Поиск информации о калорийности продуктов, входящих в состав блюд для завтрака
Подбирать столовое бельё для сервировки стола к завтраку.
Подбирать столовые приборы и посуду для завтрака.
Составлять меню завтрака. Рассчитывать количество и стоимость продуктов для завтрака.
Выполнять сервировку стола к завтраку, овладевая навыками эстетического оформления стола.
Складывать салфетки.
Находить и предъявлять информацию о калорийности блюд для завтрака.
Участвовать в ролевой игре «Хозяйка и гости за столом»
Раздел «Технологии растениеводства и животноводства» (8 ч)
Тема: Растениеводство (6 ч)
Выращивание культурных растений (2 ч)
Общая характеристика и классификация культурных растений. Условия внешней среды, необходимые для выращивания культурных растений. Признаки и причины недостатка питания растений.
Практическая работа. Проведение подкормки растений.
Самостоятельные работы. Поиск информации о масличных растениях.
Фенологическое наблюдение за растениями.
Определять основные группы культурных растений.
Проводить фенологические наблюдения за комнатными растениями.
Проводить визуальную диагностику недостатка элементов питания культурных растений.
Проводить подкормку комнатных растений.
Осуществлять поиск информации о культурных растениях в Интернете.
Вегетативное размножение растений (2 ч)
Технологии вегетативного размножения культурных растений: черенками, отводками, прививкой. Современная биотехнология размножения растений культурой ткани. Понятие «полевой опыт». Виды полевых опытов: агротехнические и сортоиспытательные. Методика (технология) проведения полевого опыта.
Практическая работа. Размножение комнатных растений черенками.
Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации о технологиях вегетативного размножения усами, клубнями, спорами.
Осваивать способы и методы вегетативного размножения культурных растений (черенками, отводками, прививкой, культурой ткани) на примере комнатных декоративных культур.
Находить и предъявлять информацию о технологиях вегетативного размножения усами, клубнями, спорами.
Выращивание комнатных растений (2 ч)
Традиционная технология выращивания растений в почвенном грунте. Современные технологии выращивания растений: гидропоника, аэропоника. Технологический процесс выращивания комнатных растений. Технологии пересадки и перевалки. Профессия садовник.
Практическая работа. Перевалка (пересадка) комнатных растений.
Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации о гидропонике, аэропонике и технологии выращивания растений с применением гидрогеля.
Образовательное путешествие (экскурсия) на животноводческую ферму
Осваивать технологические приёмы выращивания комнатных растений.
Выполнять перевалку (пересадку) комнатных растений.
Находить и предъявлять информацию о современных технологиях выращивания растений: «гидропоника», «аэропоника», с применением гидрогеля.
Знакомиться с профессией садовник
Тема: Животноводство (2 ч)
Животные организмы как объект технологии. Понятия «животноводство», «зоотехния», «животноводческая ферма». Потребности человека, которые удовлетворяют животные. Технологии одомашнивания и приручения животных. Отрасли животноводства. Технологии преобразования животных организмов в интересах человека и их основные элементы. Технологии выращивания животных и получения животноводческой продукции. Профессия животновод (зоотехник).
Практическая работа. Ознакомление с технологией производства животноводческой продукции (обсуждение результатов образовательного путешествия)
Собирать информацию и приводить примеры разведения животных для удовлетворения различных потребностей человека.
Знакомиться с технологией производства животноводческой продукции.
Находить и предъявлять информацию об устройстве животноводческой фермы, механизации работ на ферме
Раздел «Исследовательская и созидательная деятельность» (8 ч)
Тема: Разработка и реализация творческого проекта (8 ч)
Работа над творческим проектом. Реализация этапов выполнения творческого проекта. Выполнение требований к готовому проекту. Расчёт стоимости проекта. Защита (презентация) проекта
Работать над проектом. Находить необходимую информацию с использованием Интернета. Выполнять необходимые эскизы. Составлять учебные технологические карты. Контролировать качество выполнения этапов проекта. Оценивать стоимость проекта. Разрабатывать варианты рекламы. Подготавливать пояснительную записку. Оформлять проектные материалы. Проводить презентацию проекта




Наверх