Накануне эпохи «ремингтона». (Полиграфическое и бумажное производство)




Раздел 6. Техника периода становления индустриальной цивилизации




Накануне эпохи «ремингтона». (Полиграфическое и бумажное производство)


Полиграфическая техника

В XVIII в. первенство в книжном деле переходит от Голландии к Франции. Немаловажны были полиграфические достижения и в других странах Европы. На рубеже XVIII и XIX вв. немцем Алоисом Зенефельдером была изобретена литография (1796-1799 гг.), позволившая воспроизводить как текст, так и рисунки любой сложности.


В России литографическое искусство начинает распространяться с 1816 г., когда разносторонний новатор техники П.Л. Шиллинг основал первую подобную мастерскую — «литографию». Он разработал новые способы печати для воспроизведения самых сложных восточных текстов.



С первых десятилетий XIX в. быстрый рост производства и активизация общественно-политической жизни предъявили новые требования к полиграфии, т. е. к отрасли промышленности, занятой изготовлением различных видов печатной продукции. Появилось много типов наборных машин, преимущественно в Англии (машина Черча в 1822 г. и др.). Был усовершенствован и сам типографский станок (Ф. Кёнигом в 1811 г. и др.), превратившийся в скоропечатную машину. Следующим шагом было введение в 50-60-х годах XIX столетия в США и Европе ротационных машин, печатающих одновременно на обеих сторонах бумажной ленты, разматываемой с рулона и прижимаемой к двум барабанам с надетыми на них печатными формами.

Одной из технических предпосылок создания ротационных машин были успехи стереотипии — процесса получения стереотипных матриц — типографского набора в виде цельных пластинок, которые можно надевать на цилиндр ротационной машины.

В результате всех этих усовершенствований резко возросла производительность крупнейших типографий. В полиграфическом деле получают также применение химические и фотомеханические способы изготовления клише. В последнем случае полиграфия использовала достижения гальванопластики и фотографии.

Производство бумаги

Развитие полиграфической промышленности стимулировало бурный рост бумажного производства. Совершается переход от ручной выделки бумаги к машинной. За первой «самочерпалкой» (бумагоделательной машиной), запатентованной французским рабочим Луи Робером в 1799 г., последовал целый ряд других изобретений, обеспечивших быструю выработку бумаги. В этой области производства особенно рано стала проявляться тенденция к непрерывному и автоматизированному технологическому процессу. Меняется сырье, используемое при выделке бумаги. Традиционное применение тряпья, правда, сохранилось (разборка грязного тряпья была одной из самых опасных для здоровья операций ручного труда), но наряду с этим все шире стала распространяться выделка бумаги из целлюлозы (древесной массы), впервые предложенная в Германии Ф. Келлером в 1844 г.

Открытие фотографии

Одно из выдающихся научно-технических открытий XIX в. — фотография, т. е. получение устойчивых изображений на светочувствительных материалах под действием световых лучей, явилось результатом долгих изысканий многих ученых и изобретателей. В 30-х годах XIX в. решающих успехов добились французские исследователи Ж.Н. Ньепс и Л.Ж.М. Дагер. По имени последнего способ получил названи е В 1839 г. он был куплен французским правительством и с этого времени приобрел широкую известность во всех странах.

Ho дагеротипия давала при каждом сеансе фотографирования лишь одно изображение на непрозрачной пластинке, покрытой светочувствительным составом. Она требовала долгой выдержки при снимке (вначале до получаса). Аппаратура, применявшаяся при этом, была громоздкой — до 50 кг. Поэтому дагеротипия не получила значительного распространения.

Дагеротип (середина XIX в.)

После появления в 40-х годах усовершенствованных методов фотографирования, позволяющих получить негатив на стеклянной пластинке, а затем любое количество позитивных отпечатков на светочувствительной бумаге, началось широкое применение фотографии.

Сразу же после изобретения фотографии были предприняты попытки создать объектив для фотокамеры, позволяющий сократить время экспозиции. Австрийский ученый И. Пецваль предложил в 1840 г. так называемый портретный объектив, превосходящий по светосиле другие виды объективов и имевший хорошую коррекцию.

Фотография стала использоваться не только в полиграфии, но и в различных отраслях науки, не говоря уже о ее широком личном применении.

Совершенствование письменных принадлежностей

На протяжении всего рассматриваемого периода в странах Европы писали птичьими (обычно гусиными) перьями. Эта практика получила отражение в сохранившемся до наших дней названии «перочинный нож» (перо необходимо было очинить, т. е. срезать его конец, очистить и расщепить срез). Для нужд учреждений и личного употребления требовалось очень много перьев. В России первой половины XIX в. мелкие чиновники порой специализировались на очинке перьев.

В 1808 г. англичанин Б. Донкин запатентовал способ изготовления стальных перьев, а в 1828 г. Дж. Гиллот в Бирмингеме наладил их фабричное производство. К 1830 г. они приобрели знакомую нам форму. С этого времени начинается конкуренция стальных перьев с гусиными.


Мысль о замене птичьего пера металлическим возникла еще в XVI в. К середине XVIII в. относится предложение И. Янсена из г. Аахен делать перья из стали. В 1780 г. в Бирмингеме началось изготовление стальных перьев, которые стоили тогда очень дорого. Известно, что стальными перьями пользовался, например, английский ученый Дж. Пристли. Впрочем, в истории письменных принадлежностей Пристли известен как автор предложения применять резинку для стирания карандашных записей (1770).



Любопытно, что предшественники нынешней авторучки — «вечные», или «дорожные», перья, как их тогда называли, были предложены еще в XVII в. Чернила вводились внутрь полой ручки, заканчивавшейся пером. Особенно много патентов на такие ручки было зарегистрировано во второй половине XVIII — начале XIX в. Однако ни один из них в то время не получил распространения.

Что касается карандашей, то еще на протяжении предшествующего периода в европейских странах применялись графитные карандаши. В русском языке это слово тюркского происхождения: от «кара» — черный и «таш» — камень. В 1794 г. француз Ж. Контэ заменил при производстве карандашей прежнюю практику изготовления цельных графитных стержней выделкой их из особой смеси графитного порошка с глиной.

Принципиально новым моментом в оборудовании процесса писания явилось появление пишущей машинки. Первый патент на нее был взят англичанином Г. Миллем в 1714 г. На протяжении XVIII и XIX вв. было предложено много типов пишущих машинок, причем значительная их часть предназначалась для слепых. Все они были сложны, громоздки и не обеспечивали нужной скорости работы. Наиболее удачную конструкцию пишущей машинки предложил американский типограф К.Л. Шоулз (1867 г.). Однако средств на продолжение опытов у него не хватило, он вынужден был продать патенты капиталисту Ремингтону, который в 70-х годах XIX в. организовал промышленное производство машинок, получивших название «ремингтон».

Французская пишущая машинка «Дактиль»

Вопросы и задания:


1. Опишите своими словами устройство и принцип работы наборной машины Черча. Какие технические задачи пришлось решать создателю этой машины?

2. Как работает печатная машина Ф. Кенига?

3. Какие изменения произошли в производстве бумаги в первой половине XIX в.?

4. Существует мнение, что прогресс в печатном деле препятствовал развитию обычных пишущих средств. Согласитесь или опровергните это мнение.

5. Какими результатами развития полиграфической техники пользовался А.С. Пушкин? Н.В. Гоголь?










Наверх