Аргументы господина Кольта. (Военная техника)


Раздел 6. Техника периода становления индустриальной цивилизации






Аргументы господина Кольта. (Военная техника)


Стрелковое оружие

До 20-х годов XIX в. применялось в основном гладкоствольное ручное огнестрельное оружие с замком, снабженным кремневым курком, заряжавшееся с дула. Процесс заряжания был медленным. Обычно после тридцати выстрелов в боевых условиях требовалась замена кремня в курке. Сходное устройство имело и огнестрельное оружие, применяемое на дуэлях.

Усовершенствование ручного огнестрельного оружия началось с изобретения пистона, т. е. капсюля с составом, взрывающимся от удара при спуске курка. Предпосылкой для его создания явились успехи химии в конце XVIII в. В 1774 г. была открыта гремучая ртуть. В 1800 г. англичанин

Э. Хоуард предложил в качестве пистонов капсюли, наполненные смесью этого вещества с селитрой. Позднее в Англии и Франции появилось много предложений применения пистонов с различным составом взрывчатого вещества и новых типов устройства ружейного замка, действующего по ударному принципу.

Первоначально оружие нового типа стало применяться на охоте, затем поступило на вооружение западных армий. Стрелковое оружие оставалось гладкоствольным и по-прежнему заряжалось с дула.

В 1832 г. француз Лефошё ввел в употребление охотничьи ружья, заряжаемые с казенной части. Немец Дрейзе, несколько десятилетий работавший над усовершенствованием различных типов ружей, сконструировал в 1836 г. так называемое игольчатое ружье (по форме бойка, напоминающей иглу) со скользящим затвором, заряжаемое с казенной части унитарным патроном. 1


1 Унитарный патрон содержит пистон, заряд пороха и пулю.


Охотничье ружье Лефошё и патроны к нему

Параллельно с этими усовершенствованиями в 20-40-х годах, прежде всего во Франции, производились многочисленные опыты по созданию нарезных ружей (винтовок). Первые винтовки заряжались с дула. Лишь к концу 60-х годов XIX в. в прусской армии стало использоваться нарезное игольчатое ружье, что немало способствовало победам пруссаков над австрийцами в войне 1866 г.. В том же году сходное по конструкции нарезное ружье Шасспо было введено во французской армии.

Прусское игольчатое ружье

В процессе изысканий лучшей конструкции стрелкового оружия выяснилась необходимость изменения формы пули, которая издавна имела вид шарика. В итоге пуле была придана форма цилиндра с одним закругленным или заостренным концом.

В истории развития ручного оружия следует упомянуть имя американца С. Кольта. В 1835-1836 гг. он предложил свою систему револьвера, которая после улучшений, внесенных в конструкцию этого оружия, вошла в широкое употребление, а сам револьвер получил имя изобретателя. 2


2 B частности, русское слово «пуля» является измененным польским названием «куля» (kula — шар).


Револьвер Кольта

В 1849-1854 гг. С. Кольт совместно с Э. Рутом основал фабрику ручного автоматического оружия, работающего на принципах взаимозаменяемости частей. На ней применялось полуавтоматическое машинное оборудование. Система организации производства Кольта и Рута вскоре распространилась на многих других оружейных фабриках.

Артиллерия

Технический прогресс в артиллерии шел теми же путями, что и усовершенствование стрелкового оружия. В период наполеоновских войн и позже все еще применялись гладкоствольные пушки, заряжаемые сдула круглыми сплошными или разрывными снарядами. Материалом для изготовления крепостной и морской артиллерии служил чугун, для полевой — бронза. В качестве взрывчатого вещества по-прежнему применялся черный порох.

В последние десятилетия XVIII в. в конструкцию артиллерийских орудий, их лафетов и других частей были внесены существенные улучшения. Особенно плодотворно потрудился над этим французский инженер Ж.Б.В. Грибоваль. Английский генерал X. Шрапнел в 1803 г. ввел новый вид разрывного снаряда, получившего по его имени название шрапнели.

Первоначально выстрел производился путем прикосновения палки с горящим фитилем к затравке запального канала в казенной части орудия. С начала 30-х годов в некоторых западных армиях на казенной части орудия стали устанавливать устройство, подобное ружейному замку: пистон разбивался бойком курка в отверстии затравки.

Однако это были лишь частные улучшения оружия прежнего типа. Радикальные перемены, опиравшиеся на достижения баллистической науки и практику военного дела, начались лишь в 50-60-е годы XIX в.

Попытки увеличить дальность полета снарядов и меткость огня посредством винтовой нарезки канала ствола орудий неоднократно предпринимались начиная с XVIII в. В 50-х годах XIX в. эти опыты вступили в решающую стадию. Одновременно пытались заменить круглые снаряды продолговатыми или цилиндро-коническими. Важные исследования по вопросу придания снарядам устойчивости во время полета проводил в 1856 г. русский ученый П.Л. Чебышев.

28-сантиметровая (11-дюймовая) стальная нарезная пушка русской береговой обороны (снизу — снаряды этой пушки и пробитая подобными снарядами броня, 1867 г.)

Параллельно велись изыскания по созданию различных типов орудийных замков, позволявших заряжать орудия с казенной части. Большой вклад в разработку орудий такого типа, а также нарезных внес русский ученый и конструктор Н.В. Маиевский.

Подлинным переворотом, происшедшим в артиллерии, была замена бронзовых и чугунных орудий стальными. Если описанные выше усовершенствования орудий были связаны с успехами машиностроения, то базой для производства стальных орудий явились достижения в металлургии — прежде всего введение способа Бессемера.


В России П.М. Обухов, создатель замечательных сортов стали и новых методов их выделки, начал в 1856 г. экспериментальное производство стальных пушек. В 60-х годах в Петербурге был построен Обуховский завод, где в 1867 г. была отлита первая 9-дюймовая (23 см) стальная пушка системы Маиевского. Основным видом тяги в артиллерии всех армий оставалась конная.



Первые опыты по применению паровых тягачей для военных нужд были проведены в середине XIX в. (например, «безрельсовый локомотив» английского инженера Д. Бойделла во время Крымской войны), но не имели существенного значения. Вытеснение конной тяги механической в условиях действующей армии оказалось возможным значительно позднее и только на основе применения двигателя внутреннего сгорания.

Американцы впервые установили артиллерийские орудия на железнодорожные платформы в 60-х годах XIX в., во время Гражданской войны в США. Во время франко-прусской войны железнодорожная артиллерия (но еще не бронепоезда) применялась обеими воюющими сторонами.

Новые взрывчатые вещества

Одновременно с усовершенствованием огнестрельного оружия вводились и новые взрывчатые вещества. Быстро развивающаяся химическая промышленность предоставляла для этого все новые возможности.

В 1845-1847 гг. были сделаны два важнейших открытия в производстве взрывчатых веществ: швейцарец Х.Ф. Шёнбейн изобрел пироксилин, итальянец А. Собреро — нитроглицерин. В 1862 г. швед А. Нобель наладил производство нитроглицерина в широком масштабе, а затем перешел к изготовлению динамита. В 70-х годах он изготовил еще ряд новых взрывчатых веществ.

Начало применения воздушных шаров для военных целей

Как уже отмечалось выше, привязные водородные аэростаты были впервые использованы якобинским Конвентом в целях военной разведки. 2 апреля 1794 г. был издан декрет Конвента об организации первой в истории военно-воздухоплавательной части («роты аэростьеров»).

Руководили ротой инженеры и изобретатели Ж.М.Ж. Кутель и Н.Ж. Контэ. Ввиду недостатка в стране сырья для получения водорода был применен способ разложения водяного пара, открытый еще прежде Лавуазье и Менье.

В последующие десятилетия применение воздушных шаров в военном деле имело ограниченное назначение преимущественно в наблюдательных целях.

В 1849 г. австрийцы использовали неуправляемые шары типа монгольфьеров для бомбардировки Венеции. Анализу возможностей «военных воздушных шаров» для метания фугасных или зажигательных бомб посвятил специальную статью русский ученый К.И. Константинов (1853 г.).

Использование ракетного оружия

В исторической перспективе большой интерес представляет развитие ракетного оружия. Ракеты издавна применялись как боевое средство в Индии. С оружием такого рода столкнулись английские завоеватели Индии в конце XVIII в. Поэтому британское военное ведомство обратило особое внимание на ракеты как на новый вид оружия.

Английский конструктор У. Конгрив разработал несколько типов зажигательных ракет, принятых на вооружение в английской армии и на флоте. Наряду с зажигательными ракетами были созданы и фугасные (гранатные), снабженные колпаком со взрывчатым составом и картечью.


В России в 1815 г. над усовершенствованием боевых ракет начал работать артиллерийский офицер А.Д. Засядко — сподвижник Суворова и Кутузова, участник Отечественной войны 1812 г. Засядко разработал новые типы зажигательных и фугасных ракет нескольких калибров, создал пусковой станок для ведения залпового огня одновременно шестью ракетами. В 1827 г. по его инициативе была сформирована «ракетная рота № 1», впоследствии именуемая «ракетной батареей». Начальником ее назначен был подпоручик П.П. Ковалевский. Боевое крещение батарея получила во время русско-турецкой войны 1828-1829 гг. на балканском театре военных действий. В 1832—1836 гг. П.П. Ковалевский участвовал в опытах новатора военной техники генерала К.А. Шильдера, разработавшего новую систему обороны крепостей. В этой системе большое внимание уделялось применению ракет.



Опыты по применению ракет в различных видах военных действий производились и в 1841-1843 гг. при участии будущего героя Севастопольской обороны, военного инженера Э.И. Тотлебена. В 1847 г. к усовершенствованию ракетного дела приступил К.И. Константинов, который был убежден, что вследствие большой легкости, подвижности, скорострельности и массированности ракетному оружию предстоит сыграть особую роль в грядущих сражениях.

Одним из важнейших изобретений в области ракетной техники, сделанных Константиновым в 1847-1850 гг., было создание ракетного электробаллистиче- ского маятника, т. е. прибора, посредством которого можно было с математической точностью измерять и исследовать движущую силу ракет и действие этой силы в различные моменты сгорания ракетного заряда. Важные усовершенствования были внесены Константиновым и в конструкцию боевых ракет.

Ракеты Константинова. На переднем плане — зажигательная (с дальностью полета около 3 км), на заднем плане — осветительная на пусковом станке

К.И. Константинов уделял также внимание применению ракет в мирных целях, прежде всего в качестве спасательного средства. В начале 60-х годов он разработал для этого новый тип ракеты, способный доставлять спасательный канат на суда.

Военно-морской флот

Войны и колониальные экспедиции, которыми был так богат период победы и утверждения капитализма, стимулировали рост военно-морских вооружений великих держав.

Первый военный пароход был построен Р. Фультоном в 1814 г. Ho наличие гребных колес по бортам делало военные паровые суда слишком уязвимыми. Лишь в 40-х годах XIX в., после введения пароходного винта, военные суда в дополнение к парусам начинают снабжать паровыми двигателями.

Наиболее интенсивно строился военный флот в Англии. Однако после долгого периода усовершенствования деревянных парусных военных судов британское адмиралтейство приступило к сооружению опять-таки деревянных кораблей, снабженных и парусами, и паровыми двигателями. Крупнейшими из них были четырехпалубные корабли «Дьюк оф Уеллингтон» (1852 г.; тоннаж 3,8 тыс. т, длина орудийной палубы — 73 м) и «Мальборо» (1855 г.), вооруженные 131 пушкой каждый.

Последним спущенным на воду парусным деревянным военным судном был трехпалубный 130-пушечный корабль «Виктория» (1859 г.). Первый полностью железный британский военный корабль фрегат «Уориер» («Боец»), развивавший скорость 14 узлов (26 км/ч), был сооружен в 1861 г. Корабль имел полную парусную оснастку в дополнение к паросиловой установке и гребному винту.

В конце 50-х годов XIX в. появились первые, правда еще очень громоздкие и тихоходные, броненосцы, которые правильнее было бы назвать плавучими батареями. Три французских броненосца применялись во время Крымской войны.

Новое развитие броненосцы получают в Америке, в годы Гражданской войны Севера и Юга. Особенное значение имело сооружение в 1861 г. по проекту Дж. Эриксона броненосца, названного «Монитор», имя которого стало нарицательным для подобного типа судов. 1 Его низкие открытые борта были защищены солидной броней, а над палубой возвышалась вращающаяся орудийная башня. Применение таких башен исключило возможность снабжения бронированных судов парусной оснасткой.


1 Это слово, имеющее несколько значений, в данном случае можно перевести: «Способный научить уму-разуму», что звучало угрозой противнику.

Подводные лодки и электрические мины

В рассматриваемый период в странах Европы и в США уже проводились опыты с подводными лодками. В 1797-1806 годах изобретатель Р. Фультон предлагал сначала французскому, а затем английскому правительству построить подводную лодку и проводил соответствующие эксперименты. Однако проектами Фультона никто не заинтересовался. Все механизмы его деревянной лодки (гребные винты, насосы, вентиляторы) были рассчитаны на мускульную силу команды. Зато имя, которое Фультон собирался дать своему подводному судну — «Наутилус» 2 — приобрело самую широкую известность после того, как Жюль Верн назвал «Наутилусом» подводный корабль будущего в романе «20 тысяч лье под водой» (1868 г.).


2 Наутилусом, или корабликом, называется головоногий моллюск южных морей, способный плыть и по воде, и под водой.

В России опытная подводная лодка была построена целиком из железа К.А. Шильдером в 1831-1836 гг. Конструктор воплотил в ней ряд интересных и плодотворных технических идей. Ho так как ее движители должны были обслуживаться мускульной силой, лодка также не имела практического применения.

Устройство подводной лодки Шильдера с электрической миной (чертеж 1836 г.)

Такова же была судьба и других проектов подводных лодок. Ни паровая машина, ни первые электрические и магнитоэлектрические генераторы со слабыми аккумуляторами и примитивными электродвигателями не могли быть использованы в качестве двигателей подводных судов.

В то же время значительное развитие получило минное дело. В 20-х годах XIX в. П.Л. Шиллинг предложил взрывать мины на суше и под водой посредством электрического запала. Источником тока служили переносные электрические батареи. Эта идея получила поддержку у таких передовых военных специалистов, как К.А. Шильдер. К 1840 г. в армии уже формировались электро- минные подразделения, и мина Шиллинга находилась на вооружении саперных батальонов. Шильдер пытался вооружить электроминами и свои подводные лодки. Ему принадлежал и еще более смелый замысел — о пуске с подводных лодок боевых ракет.

Преемником Шиллинга в развитии электроминного дела в России был Б.С. Якоби (с 1840 г.). Особо важное значение имели предложения Якоби о применении мин при обороне портов. К сожалению, достижения ученых в области минного дела были недостаточно использованы командованием русской армии во время Крымской войны.

Вопросы и задания:


1. Существует мнение, что А.С. Пушкин был неплохо знаком с дуэльным оружием. Согласитесь или опровергните это мнение.

2. Составьте тезисы «История рождения винтовки».

3. Составьте таблицу «Вклад российских ученых в развитие стрелкового и ракетного оружия первой половины XIX в.».

4. Составьте каталог «Военные суда первой половины XIX в.».

5. Выскажите мнение, в чем Ж. Верн следовал за научной мыслью своего времени, в чем обгонял ее. Была ли подводная лодка «Наутилус» плодом чистой фантазии?







Наверх