Раздел 6. Техника периода становления индустриальной цивилизации






Содержание раздела


Текстильное производство эпохи промышленной революции

Обуздавшие энергию

Техника металлургии, металлообработки и машиностроения

Техника химического производства

От паруса к пару

По дорогам и бездорожью

От монгольфьера к самолету

Телеграф и семафор. (Связь и коммуникации)

Новые помощники фермера. (Сельскохозяйственная техника)

Индустриальное зодчество

Накануне эпохи «ремингтона». (Полиграфическое и бумажное производство)

Аргументы господина Кольта. (Военная техника)

Общая характеристика промышленного переворота

Термин «промышленный переворот» (или «промышленная революция») был введен в 40-х годах XIX в. Ф. Энгельсом и означал переход материального производства с мануфактурной (и обычно сопутствующей ей ремесленной ступени) на более высокую, машинную, ступень. Была создана материально-техническая основа крупного капиталистического производства. Машины заменяют человека не просто как обладателя мускульной силы, а как рабочего, выполняющего конкретную производственную операцию.

Только после внедрения в производство «развитых машинных устройств» 1 и налаживания их систематического воспроизводства фабрично-заводским (или даже иногда мануфактурным) способом можно говорить об осуществлении в какой-либо стране промышленного переворота.


1 Маркс К. Капитал. Т. 1. HМаркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. — М., 1956. — С. 384.

Промышленный переворот подготавливался и начинался в разных странах в разное время. В пределах отдельных стран, охватывая разные отрасли в неодинаковой последовательности, он проходил сходные этапы.

Промышленный переворот с самого начала был явлением не только производственно-техническим, но и социально-экономическим. Крупная фабрично-заводская промышленность вытесняла ремесло, и разоренные ремесленники пополняли резервную армию труда. Однако при этом до конца не уничтожались ни ремесленное производство, ни мануфактуры.

С 60-х годов XVIII в. и до первого десятилетия XIX в. промышленный переворот охватывал только Англию. Однако из этого не следует, что первенство в создании новых технических средств абсолютно принадлежало английским изобретателям. Так, идея парового двигателя была впервые не только выдвинута, но и осуществлена в России механиком И.И. Ползуновым. Воздухоплавание зародилось в 80-х годах XVIII в. во Франции, а первый пароход в 1807 г. стал совершать регулярные рейсы в США.

Творцами новой машинной техники становились, прежде всего, непосредственные работники производства, выходцы из простого народа, мастера, имевшие дело с механизмами и сложными устройствами мануфактурного периода: часовщики, мельничных и плотинных дел мастера, слесари, кузнецы, столяры и плотники. Образование их, как правило, было невысоким: грамота и арифметика, начала механики, умение чертить. Все они страстно любили технику и стремились принести пользу людям труда, нередко ими руководили и патриотические соображения. Нельзя, разумеется, игнорировать и личных стремлений многих из них выбиться из нужды, достичь более достойных условий жизни.

Изобретателем прядильной машины, положившей начало первому этапу промышленного переворота в Англии, был Джеймс Харгривс, совмещавший профессии ткача и плотника. Джордж Стефенсон, сделавший так много для победы пара на транспорте, был сыном кочегара при паровых машинах и до восемнадцати лет оставался неграмотным. Науку и технику того времени он освоил путем самообразования. Строитель первого действующего парохода Роберт Фултон был сыном разорившегося пенсильванского фермера. Он окончил лишь начальную школу на гроши, которые его рано овдовевшая мать выручала от поденной работы. Неудачливый ученик ювелира, бродячий живописец и чертежник — таковы были жизненные вехи Р. Фултона на пути к изобретательской деятельности.

Конструкторы новых металлообрабатывающих станков, сыгравшие исключительно важную роль в развитии британского машиностроения, Джозеф Брама и Генри Модели были также простого происхождения: первый — сыном йоркширского фермера, мастером-самоучкой, а второй — кузнецом. Джеймс Уатт (создатель универсального парового двигателя) был сыном корабельного плотника, а сам освоил ремесло мастера — механика математических инструментов.

В России многие наиболее видные изобретатели конца XVIII — первой половины XIX в. были по происхождению крепостными мастерами, или заводскими «служителями». «Вольные грамоты» они получали позднее, обычно в награду за большие заслуги. К их числу относится целая плеяда уральских новаторов техники, например механики братья Черепановы — выдающиеся конструкторы, всю жизнь боровшиеся за применение силы пара в заводском производстве и на транспорте, инженеры Ф.И. Швецов и П.П. Мокеев, механики и мастера П.С. Макаров, И.Ф. Макаров и др. Как в странах, где сохранялись феодально-абсолютистские порядки, так и в тех, где уже восторжествовал буржуазный уклад, новаторов техники — простолюдинов и разночинцев — беспощадно эксплуатировали капиталисты, третировали спесивые вельможи, у которых нужно было добиваться покровительства, или равнодушные чиновники. Часто (особенно на ранних этапах промышленного переворота) изобретатели подвергались гонениям со стороны скупщиков-предпринимателей, заинтересованных в сохранении старых форм мануфактурного производства. Нередко на них натравливали ремесленников, уничтожавших созданные машины.

Поскольку у изобретателей, как правило, не было своих средств на опытные разработки, а организовать публичный сбор денег (как это сделал, например, создатель водородного шара Ж.А. Шарль в 1783 г.) удавалось очень редко, то рассчитывать на успех они могли только при поддержке богатого компаньона или покровителя. Творческий гений таких людей, как Уатт или Стефенсон, не обеспечил бы им успеха, если бы первый не встретил умного и дальновидного дельца Мэтью Боултона, предоставившего в распоряжение Уатта технические и финансовые ресурсы своего процветающего предприятия, а второго не поддержали бы влиятельные капиталистические группы Манчестера и Ливерпуля.

Особенно трудным было положение изобретателей в тех странах, где еще сохранились крепостнические порядки, где заводчики и администрация казенных предприятий располагали дешевой крепостной рабочей силой и были мало заинтересованы во внедрении новой техники.


Показательна судьба инженера Ф.И. Швецова. Родившись крепостным (он получил свободу в возрасте 25 лет), он стал видным поборником новой техники в России во время начального периода промышленного переворота. Вместе с братьями Черепановыми он участвовал во внедрении на демидовских предприятиях паровых машин и чугунной дороги с паровой тягой. Швецов занимался усовершенствованием различных отраслей горно-металлургического производства. Особую важность имели его опыты по «использованию теряющегося жара» отходящих газов, а также по улучшению способов выделки железа и стали. Однако, несмотря на его огромные заслуги, заводовладелец А.Н. Демидов счел, что Швецов держится слишком независимо. В результате организованной против него травли Швецов потерял работу. Он умер в 1855 г., больной, не имея ни родных, ни знакомых, лишенный средств для приличного содержания и лечения.






Наверх