Материалы к урокам 5 класса (ФГОС)



Урок 14
Форматирование текста. Форматируем текст




Ключевые слова:

• текст
• текстовый документ
• текстовый редактор
• правила ввода текста
• редактирование
• форматирование

На этапе форматирования совершаются различные операции по оформлению документа.

Вначале абзацы текста выравниваются.



Когда текст выровнен влево, левая граница абзаца образует прямую линию. При этом все строки имеют одинаковые отступы от края страницы. Данный абзац выровнен влево.



Когда текст выровнен вправо, правая граница абзаца образует прямую линию. Каждая строка абзаца заканчивается на одном и том же расстоянии от края страницы. Данный абзац выровнен вправо.



Выровненный по центру, или центрированный, текст располагается так: с обеих сторон каждой строки ширина —— свободного пространства одинакова.

С обеих сторон края абзаца получаются неровными. Данный абзац выровнен по центру.



Многие редакторы текстов «умеют» автоматически разбивать текст на страницы и нумеровать их. Они могут следить за размером полей и регулировать расстояние между строками, предлагают на выбор различные варианты шрифтов.

Шрифт — это полный набор букв алфавита с общим стилем их изображения.

Нормальный шрифт ничем не выделяется.

• Полужирный шрифт темнее, он хорошо заметен.
• Курсивный шрифт имеет наклон.
• А так выглядит подчёркнутый шрифт.

Размер шрифта, или кегль, — это высота шрифта, измеряемая от нижнего края самой низкой буквы (например, «р» или «у») до верхнего края самой высокой буквы (например, «б»). Размер шрифта измеряется в пунктах. Один пункт — это очень маленькая единица, равная 1/72 дюйма1 (0,3 мм), т. е. шрифт в 72 пункта имеет высоту 1 дюйм. В большинстве книг чаще всего используется шрифт размером 10-12 пунктов.

--------------------------------------
1 Дюйм — единица длины в английской системе мер, равна 2,54 см.

Дополнительную информацию о шрифтах вы найдёте в электронном приложении к учебнику.

Для вывода документа на бумагу к компьютеру подключается печатающее устройство — принтер. Существуют различные типы принтеров.

Матричный принтер печатает с помощью металлических иголок, которые прижимают к бумаге красящую ленту. Ударяя по ленте, они оставляют на бумаге узор из точек — матрицу буквы.

Струйный принтер наносит буквы на бумагу, распыляя над ней капли жидких чернил.

В лазерном принтере для печати символов используется лазерный луч. Это позволяет получать типографское качество печати.

Важная информация о создании текстовых документов на компьютере изложена в видеолекции «Приёмы работы с текстом», размещённой в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (sc.edu.ru).

САМОЕ ГЛАВНОЕ


Текст — это любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме.

Информация, представленная в форме письменного текста, называется текстовой информацией.

Для обработки текстовой информации предназначены специальные программы — текстовые редакторы.

Любой текст, созданный с помощью текстового редактора, вместе с включёнными в него нетекстовыми материалами называют документом.

Подготовка документа на компьютере состоит из таких этапов, как ввод (набор), редактирование и форматирование.

Вопросы и задания


1. Расскажите о текстовой форме представления информации. Какие другие формы представления информации вы знаете? Расскажите о преимуществах или недостатках представления информации в виде текста по сравнению с описанной вами.

2. С какой целью вы создаёте тексты? Приведите два-три примера.

3. Приведите примеры текстов, различающихся по размеру, по оформлению, по назначению.

4. Какие принципиальные изменения в процесс создания текста внёс компьютер?

5. Как вы понимаете смысл высказывания: «Что написано пером, то не вырубить топором»? Согласны ли вы с этим?

6. Что общее и в чём различие возможностей текстового процессора и текстового редактора?

7. Что вы понимаете под текстовым документом?

8. Перечислите основные этапы подготовки текстового документа на компьютере.

9. Какие правила необходимо соблюдать при наборе (вводе) текста?

10. Как можно преобразовать текст на этапе его редактирования?

11. Какие способы «перемещения» по большому текстовому документу вам известны?

12. Для чего необходимо осуществлять форматирование текста? Как можно преобразовать текст на этом этапе?

13. Как называется устройство для вывода документа на бумагу?

14. Какой способ создания текста — компьютерный или рукописный — вам нравится больше? Свой выбор обоснуйте.

15. Одно из значений слова «редактор» — лицо, исправляющее рукопись с согласия автора. Попытайтесь на основе этой информации объяснить, почему компьютерные программы для создания текстов назвали текстовыми редакторами.

Электронное приложение к уроку




Компьютерный практикум



Выполнить работу №8 «Форматируем текст»



Cкачать материалы урока






Наверх