Планирование уроков на учебный год (по учебнику К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина, базовый уровень)



Урок 23
Формальные исполнители
§ 30. Способы записи алгоритмов
§ 31. Примеры исполнителей




Содержание урока

§ 30. Способы записи алгоритмов

Словесная запись

Запись по шагам

Блок-схемы алгоритмов

Ручная прокрутка

Языки программирования

Выводы. Интеллект-карта

Вопросы и задания

Практическая работа № 19 «Алгоритм "О" в Кумире»

§ 31. Примеры исполнителей

§ 30. Способы записи алгоритмов


Ручная прокрутка


Иногда для того, чтобы разобраться в работе алгоритма или найти ошибку в нём, выполняют «ручную прокрутку» («проигрывание») алгоритма. Ручную прокрутку называют трассировкой.

Ручная прокрутка (трассировка) — это выполнения алгоритма человеком вручную.

Выполним вручную все шаги алгоритма «О» при а = 19 и 6 = 5. Чтобы не держать в памяти все промежуточные результаты, составим таблицу, в которой будем записывать выполняемые шаги, а также изменения величин а и 6 (табл. 6.2).

Таблица 6.2. Исходные данные

Как вы знаете, алгоритм выполняется по шагам (свойство дискретности). В первом столбце таблицы записаны шаги-действия. Это может быть, например, изменение значения какой-то величины (например, в строке 3 изменяется значение а) или проверка условия.

Остальные столбцы показывают изменения значений величин. В строке 1 записаны начальные значения а и b. После выполнения действия в строке 3 изменилось значение величины а, поэтому в столбце «а» в этой строке мы записываем новое значение а — число 14 и т. д.

Какие значения имеют величины а и Ь после выполнения действия в строке 5 в табл. 6.2? Как вы рассуждали?

Выполнение алгоритма начинается с шага 1 — проверки условия а < b (строка 2 в таблице). Для начальных значений а и b условие неверно (ложно), поэтому перехода к шагу 4 (строка 9 в таблице) нет. Далее выполняется шаг 2: значение а уменьшается на величину b, получается 14. Записываем это новое значение в третий столбец. Затем переходим к шагу 1 алгоритма (строка 4 в таблице), условие а < b снова ложно, и т. д.

Работа в парах. Придумайте два числа (меньших 20) и предложите своему соседу выполнить для них алгоритм «О» с ручной прокруткой. Проверьте решения друг друга.

При ручной прокрутке алгоритма мы видели, что величины а и b изменяются, им присваиваются новые значения. Такие величины в информатике называются переменными.

Переменная — это величина, значение которой можно изменять во время работы алгоритма.

Вместо записи «а ← a - b» часто используют другую форму: «а := а - b». Эта операция называется присваиванием нового значения переменной.

Следующая страница Языки программирования



Cкачать материалы урока








Наверх