(курс 68 ч.) §15. Табличные модели. Диаграммы | Оптимальный маршрут (informatika_09_68_pol) (68 часов в уч. год)

Планирование уроков на учебный год (по учебнику К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина, углубленный уровень)


Урок 24
§15. Табличные модели. Диаграммы



Содержание урока

Таблицы «объект - свойство»

Таблицы «объект - объект»

Оптимальный маршрут

Анализ диаграмм

Выводы

Вопросы и задания


Оптимальный маршрут


Рассмотрим задачу, которая требует анализа табличных данных: определение оптимального (самого лучшего) маршрута поездки.

Задача. Путешественник прибыл в посёлок Берёзовое в 8 утра по местному времени и увидел следующее расписание автобусов (табл. 3.4).

Таблица 3.4


Отправление из Прибытие в Время отправления Время прибытия
Берёзовое Лесное 07:30 10:00
Берёзовое Осиновое 11:50 14:10
Лесное Берёзовое 12:50 15:20
Полевое Лесное 13:20 14:40
Осиновое Полевое 14:00 17:15
Лесное Осиновое 14:20 15:30
Осиновое Лесное 14:40 15:50
Берёзовое Полевое 16:00 17:50
Лесное Полевое 16:10 17:30
Полевое Осиновое 17:40 19:55

Определите самое раннее время, когда он может попасть в посёлок Полевое, и как ему нужно ехать.

Из расписания видно, что автобусы ходят между четырьмя населёнными пунктами. Нарисуем схему, показывающую все возможные способы переезда из посёлка Березовое в посёлок Полевое. Буквы в кружках обозначают посёлки (Б — Берёзовое, П — Полевое, Л — Лесное и О — Осиновое), а слева и справа от них записано время отправления и прибытия автобусов согласно расписанию (рис. 3.3).

Рис. 3.3

Рис. 3.3

Сравните таблицу 3.1 и схему на рис. 3.3. Ответьте на вопросы.

— Что означают буквы Б, П, Л и О в кружках?
— Что обозначают числа справа и слева от кружков?
— Что обозначают штриховые линии, перечёркнутые крестиками?
— Какие варианты маршрута есть у путешественника? Сколько их?
— Какой из этих вариантов позволяет быстрее добраться до Полевого?

Обратите внимание, что при поиске оптимального решения мы построили графическую модель задачи в виде дерева — многоуровневой структуры. С деревьями вы знакомы из курса 7 класса, скоро мы снова с ними встретимся.

Следующая страница Анализ диаграмм



Cкачать материалы урока







Наверх