(курс 68 ч.) §15. Табличные модели. Диаграммы | Анализ диаграмм (informatika_09_68_pol) (68 часов в уч. год)

Планирование уроков на учебный год (по учебнику К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина, углубленный уровень)


Урок 24
§15. Табличные модели. Диаграммы



Содержание урока

Таблицы «объект - свойство»

Таблицы «объект - объект»

Оптимальный маршрут

Анализ диаграмм

Выводы

Вопросы и задания


Анализ диаграмм


Данные таблиц можно наглядно представить в виде диаграмм. Посмотрим, как можно обрабатывать информацию, «закодированную» в форме диаграмм.

Вспомните, какие типы диаграмм вы знаете. В каких случаях используется каждый из них?

Задача 1. Биологи пересчитали лосей, белок и зайцев на трёх участках заповедника и построили диаграмму (рис. 3.4).

Рис. 3.4

Рис. 3.4

Какая из диаграмм на рис. 3.5 правильно отражает соотношение общего числа животных разных видов по всему заповеднику?

Рис. 3.5

Рис. 3.5

Сначала нужно «снять» данные со столбчатой диаграммы и записать их в таблицу (табл. 3.5).

Таблица 3.5


Участок I Участок II Участок III
Лоси 15 30 15
Белки 30 20 10
Зайцы 10 15 15

Теперь добавим справа один столбец и сосчитаем, сколько было всего животных каждого вида и их общее количество (табл. 3.6).

Таблица 3.6


Участок I Участок II Участок III Всего
Лоси 15 30 15 60
Белки 30 20 10 60
Зайцы 10 15 15 40
Всего 160

Изучите последний столбец таблицы на табл. 3.6. Ответьте на вопросы.

— Для каких животных соответствующие секторы на круговой диаграмме должны быть равны по площади?
— Есть ли ещё какие-то простые соотношения между секторами (например, какой-то сектор составляет 1/2, 1/3, 1/4 от общего количества или от площади другого сектора)?

Ответ: правильная диаграмма показана на рис. 3.5, б.

Задача 2. В фирме «Слонопотам» работают менеджеры, рабочие и охрана. Они ездят на машинах четырёх марок: «Лада», «Форд», «Тойота» и «Ауди», каждый имеет только одну машину. На диаграмме 1 (рис. 3.6) показано количество работников, имеющих машины определённой марки, а на диаграмме 2 — соотношение менеджеров, рабочих и охраны.

Какие из этих утверждений следуют из анализа диаграмм?

а) Все «форды» могут принадлежать менеджерам.
б) Все охранники могут ездить на «ауди».
в) Все «тойоты» могут принадлежать рабочим.
г) Все рабочие могут ездить на «фордах».

Рис. 3.6

Рис. 3.6

Изучите диаграммы на рис. 3.6. Определите общее количество работников фирмы. Затем определите, какую часть составляют от общего количества менеджеры, охрана и рабочие. Потом вычислите, сколько в фирме менеджеров, охранников и рабочих.

Теперь рассмотрим предложенные утверждения.

а) Все «форды» (40 штук) не могут принадлежать менеджерам, так как менеджеров только 25 и каждый имеет одну машину.
б) Все охранники (25 человек) не могут ездить на «ауди», потому что этих машин всего 20.
в) Все «тойоты» (30 штук) могут принадлежать рабочим (их 50 человек).
г) Все рабочие (50 человек) не могут ездить на «фордах» (их всего 40).

Таким образом, верно только утверждение в).

Следующая страница Выводы



Cкачать материалы урока







Наверх