Планирование уроков на учебный год



Уроки 32 - 41
Оператор ветвления. Логические операции на Паскале
(§ 12. Алгоритмы с ветвящейся структурой. § 13. Программирование ветвлений на Паскале. § 14. Программирование диалога с компьютером)
Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций




Содержание урока

Уроки 32 - 33. Алгоритмы с ветвящейся структурой

Уроки 34 - 35. Программирование ветвлений на Паскале

Уроки 36 - 37. Программирование диалога с компьютером

Уроки 36 - 37. Компьютерный практикум ЦОР. Программирование диалога с компьютером (Задание 1 - 6)

Уроки 36 - 37. Компьютерный практикум ЦОР. Программирование диалога с компьютером (Задание 7 - 13)

Уроки 38 - 41. Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций


Уроки 36 - 37
Программирование диалога с компьютером








Что такое диалог с компьютером


Если вы исполняли рассмотренные выше программы на компьютере, то почувствовали определенное неудобство при работе с машиной. Во-первых, непонятно, когда машина начинает ожидать ввода данных, какие данные и в каком порядке нужно вводить (это ведь можно и забыть). Во-вторых, результаты получаются в виде чисел на экране, без всяких пояснений их смысла. Ясно, что люди между собой так не общаются.

imageЛюбую программу составлять нужно так, чтобы ее исполнение реализовывало диалог между компьютером и пользователем в понятной для человека форме.

Прежде чем начать составление программы, нужно продумать сценарий такого диалога.

Например, составим сценарий работы программы, вычисляющей сумму двух целых чисел. На экране компьютера последовательно должны появляться следующие строки (для примера предположим, что будем вводить числа 237 и 658):

Введите первое слагаемое: А = 237

Введите второе слагаемое: В = 658

А + В = 895

Пока!

Здесь курсивом записаны символы, которые выводит компьютер по программе, а прямым жирным шрифтом — символы, вводимые пользователем.

imageЛюбой вывод на экран происходит по оператору вывода, записанному в программе.

Следовательно, с помощью оператора вывода на экран выносятся не только результаты решения задачи, но и все элементы диалога со стороны компьютера.

Вот программа, которая реализует наш сценарий:

image

В этой программе используется возможность включать в список вывода символьные строки (они заключаются в апострофы) и арифметические выражения. Выражение А + В сначала вычисляется, а потом полученное число выводится на экран. Конечно, для вычисления суммы можно было написать отдельный оператор присваивания, но можно сделать и так, как в этом примере.

Еще обратите внимание на оператор writeln без списка вывода. Он обеспечивает пропуск строки на экране.

Пример программирования диалога


Компьютерная программа совсем не обязательно должна иметь математическое содержание. Вот пример сценария, судя по которому, компьютер выполняет роль электронной няньки, заботящейся о здоровье школьника. Приводятся два варианта развития сценария, в зависимости от ответа ребенка.

Вариант 1:

Ты вчера был болен. Измерь-ка температуру!

Сообщи, какая у тебя температура: 36.5

Ты здоров, дружок! Можешь идти в школу.

Желаю успехов!

Вариант 2:

Ты вчера был болен. Измерь-ка температуру!

Сообщи, какая у тебя температура: 37.3

Ты еще болен! Раздевайся и ложись в постель.

Поправляйся, дружок!

image

Алгоритм этой программы содержит ветвление. Идея алгоритма состоит в том, что значение температуры ребенка сравнивается с величиной нормальной температуры человека: 36,6 °С. И если у ребен ка температура выше, то он нездоров. Вот соответствующий алгоритм на АЯ:

image

По этому алгоритму получается следующая программа на Паскале:

image

Обратите внимание на два момента: во-первых, перед словом else ни в коем случае нельзя ставить точку с запятой; во-вторых, в записи и при вводе вещественных чисел целая и дробная части числа отделяются десятичной точкой.

Составляя подобную программу, вы сами организуете интерфейс компьютера с пользователем вашей программы. Этот интерфейс обязательно должен быть дружественным. Содержание диалога должно быть понятным и удобным. 

Коротко о главном


Сценарий работы программы — это описание ее общения с пользователем (пользовательского интерфейса). Интерфейс обязательно должен быть дружественным.

Любой символьный вывод на экран программируется с помощью оператора write или writeln.

Вопросы и задания


1. Что означает понятие «диалоговый характер программы»?

2. Какими средствами программируется диалог между пользователем и компьютером?

3. Что означает понятие «дружественный интерфейс»?

4. Выполните на компьютере все программы, приведенные в данном параграфе.

5. Постройте алгоритм и составьте программу, по которой будет реализован следующий сценарий: компьютер запрашивает номер дня недели, после ввода компьютер сообщает название этого дня. Например, если ввели 1, то выведется фраза «Это понедельник» и т. д.




Следующая страница Уроки 36 - 37. Компьютерный практикум ЦОР. Программирование диалога с компьютером (Задание 1 - 6)








Наверх