Планирование уроков на учебный год



Уроки 32 - 41
Оператор ветвления. Логические операции на Паскале
(§ 12. Алгоритмы с ветвящейся структурой. § 13. Программирование ветвлений на Паскале. § 14. Программирование диалога с компьютером)
Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций






Содержание урока

Уроки 32 - 33. Алгоритмы с ветвящейся структурой

Уроки 32 - 33. Сложные ветвящиеся алгоритмы

Уроки 32 - 33. Вопросы и задания

Уроки 32 - 33. Компьютерный практикум ЦОР. Алгоритмы с ветвящейся структурой (Задание 1 - 6)

Уроки 32 - 33. Компьютерный практикум ЦОР. Алгоритмы с ветвящейся структурой (Задание 7 - 12)

Уроки 32 - 33. Компьютерный практикум ЦОР. Алгоритмы с ветвящейся структурой (Задание 13 - 19)

Уроки 34 - 35. Программирование ветвлений на Паскале

Уроки 36 - 37. Программирование диалога с компьютером

Уроки 38 - 41. Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций


Уроки 32 - 33
Алгоритмы с ветвящейся структурой







Представление ветвлений на АЯ. Трассировка ветвящихся алгоритмов


Рассмотрим несколько задач, решение которых на компьютере получается с помощью ветвящихся алгоритмов.

Первая задача: даны два числа; выбрать большее из них.

Пусть исходными данными являются переменные А и B. Их значения будут задаваться вводом. Значение большего из них должно быть присвоено переменной С и выведено на экран компьютера. Например, если А = 5, В = 8, то должно получиться: С = 8.

Блок-схема алгоритма решения этой задачи изображена на рис. 2.2.

Нетрудно понять смысл этого алгоритма. Если значение переменной А больше, чем В, то переменной С присвоится значение А. В противном случае, когда А ≤ B, переменной С присвоится значение B.

Условием, по которому разветвляется алгоритм, является отношение неравенства А > B. Изучая базы данных и электронные таблицы, вы узнали, что такое отношение является логическим выражением. Если оно справедливо, то результатом будет логическая величина «истина» и выполнение алгоритма продолжится по ветви «да»; в противном случае логическое выражение примет значение «ложь» и выполнение алгоритма пойдет по ветви «нет».

image

До выполнения на компьютере правильность алгоритма можно проверить путем заполнения трассировочной таблицы. Вот как будет выглядеть трассировка нашего алгоритма для исходных значений А = 5, В = 8.

image

Ветвление является структурной командой. Его исполнение происходит в несколько шагов: проверка условия (выполнения логического выражения) и выполнение команд на одной из ветвей «да» или «нет». Поэтому в трассировочной таблице записываются не команды алгоритма, а отдельные операции, выполняемые компьютером на каждом шаге.

В алгоритме на рис. 2.2 используется полное ветвление. Эту же самую задачу можно решить, применяя структурную команду неполного ветвления. Блок-схема такого алгоритма изображена на рис. 2.3.

image

Выполните самостоятельно трассировку этого алгоритма для вариантов 1) А = 0,2, В = 0,3; 2) А = 7, Б = 4; 3) А = 5, В = 5. Если вы всё проделаете правильно, то убедитесь, что алгоритм верный.

А теперь запишем рассмотренные алгоритмы на АЯ. Во-первых, нужно решить вопрос о том, как описать переменные в этом алгоритме. Для всех переменных в алгоритме на АЯ необходимо указать их тип.

Переменные А, В, С — числовые величины. В этой задаче они могут принимать любые значения. В программировании числовые величины, которые могут иметь любые значения — целые, дробные, называются вещественными. Им ставится в соответствие вещественный тип. На АЯ этот тип указывается служебным словом вещ.

Как выглядит команда ветвления, вы уже знаете. Вот два алгоритма на АЯ, соответствующие блок-схемам на рис. 2.2 и 2.3.

image

Под сокращенным названием алгоритмов ВИД подразумевается «Большее из двух».

Для программирования характерно то, что одна и та же задача может быть решена с помощью разных алгоритмов. И чем сложнее задача, тем больше можно придумать различных алгоритмов ее решения. Для больших задач (производственных, научных) практически невозможно точное совпадение алгоритмов, составленных разными программистами.

Следующая задача: упорядочить значения двух переменных X и Y по возрастанию. Смысл этой задачи следующий: если для исходных значений переменных справедливо отношение X ≤ Y (например, X = 1, Y = 2), то оставить их без изменения; если же X > Y (например, X = 2, Y = 1), то выполнить обмен значениями.

Алгоритм обмена значениями двух переменных был рассмотрен в предыдущем параграфе. Вспомним, что для обмена мы использовали третью, вспомогательную переменную.

В алгоритме решения данной задачи используется неполное ветвление. Приведем блок-схему (рис. 2.4) и алгоритм на АЯ.

image

Здесь роль вспомогательной переменной для обмена выполняет С.




Следующая страница Уроки 32 - 33. Сложные ветвящиеся алгоритмы








Наверх