Что такое матрицы?
Многие программы работают с данными, организованными в виде таблиц. Например, при составлении программы для игры в крестики-нолики нужно запоминать состояние каждой клетки квадратной доски. Можно поступить так: пустым клеткам присвоить код -1, клетке, где стоит нолик, — код 0, а клетке с крестиком — код 1. Тогда информация о состоянии поля может быть записана в виде таблицы (рис. 8.14).
Рис. 8.14
Такие таблицы называются матрицами или двумерными массивами. Каждый элемент матрицы, в отличие от обычного (линейного) массива, имеет два индекса — номер строки и номер столбца. На рисунке 8.14 серым фоном выделен элемент, находящийся на пересечении второй строки и третьего столбца.
Матрица — это прямоугольная таблица, составленная из элементов одного типа (чисел, строк и т. д.). Каждый элемент матрицы имеет два индекса — номера строки и столбца.
При объявлении матриц указывают два диапазона индексов (для строк и столбцов):
Каждому элементу матрицы можно присвоить любое значение, допустимое для выбранного типа данных. Поскольку индексов два, для заполнения матрицы нужно использовать вложенный цикл. Далее в примерах будем считать, что объявлена матрица из N строк и М столбцов, a i и j — целочисленные переменные, обозначающие индексы строки и столбца. В следующем примере матрица заполняется случайными числами и выводится на экран:
Такой же двойной цикл нужно использовать для перебора всех элементов матрицы. Вот как вычисляется сумма значений всех элементов:
Следующая страница Обработка элементов матрицы