Графические редакторы
Настольные издательские системы
Графические редакторы — это программы для создания и редактирования изображений. Изображения, хранящиеся в компьютере, делятся на растровые и векторные (см. § 16). С ними нужно работать по-разному, поэтому существуют отдельные программы для редактирования растровой и векторной графики, которые часто называют растровыми и векторными графические редакторами.
Растровые редакторы предназначены для: обработки фотографий; подготовки изображений к печати; создания и редактирования изображений для веб-сайтов.
Лучшим профессиональным растровым редактором считается программа Adobe Photoshop (www.adobe.com). Существуют её версии для операционных систем Windows и Mac OS (для компьютеров фирмы Apple). Стандартным приложением Windows является растровый редактор Paint, но для сложной обработки (например, для цветокоррекции фотографий) его возможности недостаточны.
Бесплатная программа Gimp (gimp.org) — кроссплатформенная, она работает как в Windows, так и в Linux. На рисунке 6.5 показано окно программы Gimp.
Рис. 6.5
Среди бесплатных растровых редакторов широкими возможностями обладает Paint.NET (www.getpaint.net), но он пока устойчиво работает только в среде Windows.
В последнее время были созданы бесплатные «онлайновые» редакторы (например, www.pixlr.com), которые позволяют обрабатывать изображения на специальной веб-странице в Интернете, без установки дополнительного ПО на компьютер пользователя.
Векторные редакторы используются для подготовки:
• художественных иллюстраций;
• технических иллюстраций (схем, графиков);
• логотипов, визиток, плакатов;
• изображений для веб-сайтов (иконок, кнопок).
Среди профессиональных векторных редакторов можно назвать двух лидеров — программы Adobe Illustrator (www.adobe.com) и CorelDraw (www.corel.com). В свободно распространяемый пакет OpenOffice.org входит векторный редактор & OpenOffice.org Draw. Бесплатный редактор Inkscape (www.inkscape.org) — ещё одна кроссплатформенная программа, работающая как в Windows, так и в Linux. На рисунке 6.6 показано окно редактора Inkscape.
Рис. 6.6
Во многих графических редакторах, например в Adobe Photoshop и Corel Draw, можно создавать документы, содержащие как растровую, так и векторную графику. Текстовые процессоры (Microsoft Word, OpenOffice.org Writer) позволяют вставлять в документ растровые и векторные рисунки.
Во многих областях деятельности двумерных рисунков недостаточно, и необходимо представить объект в трёхмерном пространстве. Такие задачи возникают, прежде всего, в архитектуре, кино, телевидении и компьютерных играх. С помощью трёхмерной графики (англ. 3D — 3 dimensions — «3 измерения») создаются многие современные мультфильмы.
Для работы с трёхмерными объектами используют программы специального класса — программы 3D-моделирования (рис. 6.7), которые позволяют:
• художественных иллюстраций;
• определить форму (геометрию) объектов сцены;
• задать материалы для объектов; установить источники света;
• определить точки наблюдения (виртуальные камеры); создать анимацию с трёхмерными объектами;
• выполнить рендеринг, т. е. построить изображение трёхмерных объектов и сцены на плоскости или последовательность кадров анимации с учётом свойств объектов и источников света.
Рис. 6.7
Среди программ 3D-моделирования, работающих в системе Windows, наиболее популярна 3D Studio MAX (usa.autodesk. com). В области кино и телевидения стандартом считается кроссплатформенная программа Мауа (www.autodesk.com/maya), у которой существуют версии для операционных систем Windows, Linux и Mac OS. Среди свободно распространяемых программ наиболее известна кроссплатформенная программа Blender (www.blender.org).
Алгоритмы работы с трёхмерной графикой достаточно сложны и требуют большого объёма вычислений. Поэтому для нормальной работы программ SD-моделирования, особенно для выполнения рендеринга, требуется быстродействующий процессор и много оперативной памяти.
Следующая страница Настольные издательские системы