Введение в объектно-ориентированное программирование

Планирование уроков на учебный год (по учебнику Н.Д. Угриновича, 2017 г.)


Уроки 53 - 54
§4.3. Введение в объектно-ориентированное программирование


§4.3.1. Объекты: свойства и методы



Содержание урока

§4.3.1. Объекты: свойства и методы

§4.3.2. События

§4.3.3. Проекты и приложения


Объекты: свойства и методы


Объекты (Objects). Основной единицей в объектно-ориентированном программировании является программный объект, который объединяет в себе как описывающие его свойства, так и действия объекта (процедуры) — методы. Если говорить образно, то объекты — это «существительные», свойства объекта — это «прилагательные», а методы объекта — это «глаголы».

Программные объекты обладают свойствами, имеют методы и для них можно описать реакцию на события.

Классы объектов являются «шаблонами», определяющими наборы свойств, методов и событий, по которым создаются объекты. Основными классами объектов являются объекты, реализующие графический интерфейс проектов.

Объект, созданный по «шаблону» класса объектов, является экземпляром класса и наследует весь набор свойств, методов и событий данного класса. Каждый экземпляр класса имеет уникальное для данного класса имя. Различные экземпляры класса обладают одинаковым набором свойств, однако значения этих свойств у них могут различаться.

Свойства объектов (Properties). Каждый объект обладает определённым набором свойств. Существует несколько основных ситуаций, в которых можно менять свойства объектов. Во время разработки проекта [design] можно установить первоначальные значения свойств объекта.

В режиме выполнения проекта [run] можно устанавливать или менять значения свойств объекта в ходе исполнения программного кода. Для присваивания свойству объекта нового значения необходимо указать в левой части строки программного кода имя объекта, а затем — название свойства. В правой части строки необходимо записать конкретное значение свойства. Например, программный код вывода в поле с именем Label текста в различных языках программирования будет выглядеть следующим образом.


Язык Visual Basic .NET: 1)
Labell.Text ="Текст"

Язык Visual С#:
labell.Text ="Текст";

Язык Lazarus:
Labell.Caption := 'Текст';

В программном коде для доступа к свойствам и методам используется точечная нотация (dot-запись), при которой имена объектов, свойств и методов отделяются друг от друга знаком точки «.».

Методы объектов (Methods). Чтобы объект выполнил какую - либо операцию, необходимо применить метод, которым он обладает. Многие методы имеют аргументы, которые позволяют задать параметры выполняемых действий. Обратиться к методу объекта можно тоже с использованием точечной нотации, причём аргументы метода заключаются в скобки. Например, для добавления элемента в список в языках объектно-ориентированного программирования используется метод Add ().


Язык Visual Basic .NET:
ListBoxl.Items.Add("Элемент списка")

Язык Visual С#:
listBoxl.Items.Add("Элемент списка”);

Язык Lazarus:
ListBoxl.Items.Add('Элемент списка');


1) Набранные тексты этой и следующих программ размещены в электронном приложении к главе 4.


Вопросы и задания


1. Чем различаются понятия «класс объектов» и «экземпляр класса»?

2. В экземпляре класса можно изменить набор свойств? Набор методов? Значения свойств?

Следующая страница §4.3.2. События



Cкачать материалы урока







Наверх