§4.3.1. Объекты: свойства и методы
Объекты (Objects). Основной единицей в объектно-ориентированном программировании является программный объект, который объединяет в себе как описывающие его свойства, так и действия объекта (процедуры) — методы. Если говорить образно, то объекты — это «существительные», свойства объекта — это «прилагательные», а методы объекта — это «глаголы».
Программные объекты обладают свойствами, имеют методы и для них можно описать реакцию на события.
Классы объектов являются «шаблонами», определяющими наборы свойств, методов и событий, по которым создаются объекты. Основными классами объектов являются объекты, реализующие графический интерфейс проектов.
Объект, созданный по «шаблону» класса объектов, является экземпляром класса и наследует весь набор свойств, методов и событий данного класса. Каждый экземпляр класса имеет уникальное для данного класса имя. Различные экземпляры класса обладают одинаковым набором свойств, однако значения этих свойств у них могут различаться.
Свойства объектов (Properties). Каждый объект обладает определённым набором свойств. Существует несколько основных ситуаций, в которых можно менять свойства объектов. Во время разработки проекта [design] можно установить первоначальные значения свойств объекта.
В режиме выполнения проекта [run] можно устанавливать или менять значения свойств объекта в ходе исполнения программного кода. Для присваивания свойству объекта нового значения необходимо указать в левой части строки программного кода имя объекта, а затем — название свойства. В правой части строки необходимо записать конкретное значение свойства. Например, программный код вывода в поле с именем Label текста в различных языках программирования будет выглядеть следующим образом.
Язык Visual Basic .NET: 1) Labell.Text ="Текст" Язык Visual С#: labell.Text ="Текст"; Язык Lazarus: Labell.Caption := 'Текст';
В программном коде для доступа к свойствам и методам используется точечная нотация (dot-запись), при которой имена объектов, свойств и методов отделяются друг от друга знаком точки «.».
Методы объектов (Methods). Чтобы объект выполнил какую - либо операцию, необходимо применить метод, которым он обладает. Многие методы имеют аргументы, которые позволяют задать параметры выполняемых действий. Обратиться к методу объекта можно тоже с использованием точечной нотации, причём аргументы метода заключаются в скобки. Например, для добавления элемента в список в языках объектно-ориентированного программирования используется метод Add ().
Язык Visual Basic .NET: ListBoxl.Items.Add("Элемент списка") Язык Visual С#: listBoxl.Items.Add("Элемент списка”); Язык Lazarus: ListBoxl.Items.Add('Элемент списка');
1) Набранные тексты этой и следующих программ размещены в электронном приложении к главе 4.
1. Чем различаются понятия «класс объектов» и «экземпляр класса»?
2. В экземпляре класса можно изменить набор свойств? Набор методов? Значения свойств?
Следующая страница §4.3.2. События