Введение в объектно-ориентированное программирование3

Планирование уроков на учебный год (по учебнику Н.Д. Угриновича, 2017 г.)


Уроки 53 - 54
§4.3. Введение в объектно-ориентированное программирование


§4.3.3. Проекты и приложения



Содержание урока

§4.3.1. Объекты: свойства и методы

§4.3.2. События

§4.3.3. Проекты и приложения


Проекты и приложения


Проект (Project). С одной стороны, система объектно-ориентированного визуального программирования является системой программирования, так как позволяет кодировать алгоритмы на данном языке. С другой стороны, система объектно-ориентированного визуального программирования является средой проектирования, так как позволяет осуществлять визуальное конструирование графического интерфейса.

Результатом процессов программирования и проектирования является проект, который объединяет в себе программный код и графический интерфейс.

В объектно-ориентированном программировании проект может включать несколько форм, причём каждой форме, с помощью которой реализуется графический интерфейс проекта, соответствует свой программный модуль формы. Подробно о графическом интерфейсе проекта рассказано в параграфе 4.7.

Кроме того, в состав проекта могут входить отдельные самостоятельные программные модули.

Проект включает в себя программные модули форм и самостоятельные программные модули в виде отдельных файлов.

Проект может быть запущен на выполнение только из системы объектно-ориентированного программирования.

Решения (Solution). В системах объектно-ориентированного программирования Visual Basic .NET и Visual C# проекты объединяются в решения, а в системе Lazarus — в группы. Решение (группа) включает один или несколько проектов, которые в упорядоченном виде в системах Visual Basic .NET и Visual C# отображаются в Обозревателе решений, а системе Lazarus — в окне Обозреватель кода. Решение (группа) создаётся автоматически при создании нового проекта, а при необходимости к решению можно добавлять новые проекты. Решения (группы) позволяют работать с несколькими проектами в пределах одного экземпляра системы объектно-ориентированного программирования.

Интерпретаторы и компиляторы. Чтобы процессор мог выполнить программу, эта программа и данные, с которыми она работает, должны быть загружены в оперативную память.

Итак, мы создали программу на языке программирования (некоторый текст) и загрузили её в оперативную память. Теперь мы хотим, чтобы процессор её выполнил, однако процессор «понимает» команды на машинном языке, а наша программа написана на языке программирования.

Как быть?

Необходимо, чтобы в оперативной памяти находилась программа-переводчик (транслятор), автоматически переводящая нашу программу с языка программирования на машинный язык. Компьютер может выполнять программы, написанные только на том языке программирования, транслятор которого размещён в оперативной памяти компьютера.

Трансляторы языков программирования бывают двух типов: интерпретаторы и компиляторы.

Интерпретатор — это программа, которая обеспечивает последовательный «перевод» инструкций программы на машинный язык с одновременным их выполнением. Поэтому при каждом запуске программы на выполнение эта процедура повторяется. Достоинством интерпретаторов является удобство отладки программы (поиска в ней ошибок), так как возможно пошаговое её исполнение, а недостатком — сравнительно малая скорость выполнения.

Компилятор действует иначе. Он переводит весь текст программы на машинный язык и сохраняет его в исполняемом файле (обычно с расширением ехе). Затем этот уже готовый к исполнению файл, записанный на машинном языке, можно запускать на исполнение многократно. Достоинством компиляторов является большая скорость выполнения программы, а недостатком — трудоёмкость отладки, так как невозможно пошаговое выполнение программы.

Системы объектно-ориентированного программирования позволяют программисту контролировать в интегрированной среде выполнение программ с помощью отладчика. Это даёт возможность отлаживать программу пошагово.

Итак, как мы отмечали ранее, сохранённый проект может выполняться только в самой системе программирования. Чтобы преобразовать проект в приложение, которое может выполняться непосредственно в среде операционной системы, необходимо выполнить компиляцию проекта, в процессе которой приложение сохраняется в исполняемом файле (с расширением ехе).

Приложение интегрирует программный код и графический интерфейс в одном исполняемом файле, который может запускаться непосредственно в операционной системе.

Этапы разработки проектов. Создание проектов и приложений в системах объектно-ориентированного программирования можно условно разделить на несколько этапов.

1. Создание графического интерфейса проекта. На форму помещаются элементы управления, которые должны обеспечить взаимодействие проекта с пользователем.

2. Установка значений свойств объектов графического интерфейса. В режиме конструирования задаются значения свойств формы и элементов управления, помещённых ранее на форму.

3. Создание и редактирование программного кода. Создаются заготовки обработчиков событий (двойной щелчок мышью по элементу управления вызывает заготовку обработчика события, которое для данного элемента управления используется наиболее часто). Затем в редакторе программного кода производится ввод и редактирование программного кода обработчиков событий.

4. Сохранение проекта. Так как проекты включают в себя несколько файлов, рекомендуется для каждого проекта создать отдельную папку на диске. Сохранение проекта производится с помощью пунктов меню Файл.

5. Компиляция проекта в приложение. Создаётся приложение — исполняемый файл (ехе).

Вопросы и задания


1. В чём состоит различие между интерпретаторами и компиляторами?

2. В чём состоит различие между проектом и приложением?

Cкачать материалы урока







Наверх