§4.7. Графический интерфейс
Практическая работа 4.2. Создание проекта «Переменные»
Практическая работа 4.3. Создание проекта «Отметка»
Практическая работа 4.4. Создание проекта «Перевод целых чисел»
Система объектно-ориентированного программирования позволяет визуализировать процесс создания графического интерфейса разрабатываемого проекта. Графический интерфейс необходим для реализации интерактивного диалога пользователя с исполняемым проектом.
Форма. Основой для создания графического интерфейса разрабатываемого проекта является форма, представляющая собой окно, в котором размещаются элементы управления. Необходимо отметить, что графический интерфейс проекта может включать в себя несколько форм.
Форма — это объект, представляющий собой окно на экране, в котором размещаются элементы управления.
Элементы управления. Визуальное конструирование графического интерфейса проекта состоит в том, что на форму с помощью мыши помещаются и «рисуются» те или иные элементы управления.
Перечислим классы элементов управления и их назначение в графическом интерфейсе проекта:
• текстовые поля TextBox (Edit в языке Lazarus), надписи Label и списки ListBox и ComboBox для ввода и вывода данных;
• графические поля PictureBox (Image в языке Lazarus) для вывода графики;
• командные кнопки Button, переключатели RadioButton и флажки CheckBox для организации интерактивного диалога пользователя с проектом;
• главное меню MainMenu для создания меню формы;
• панель инструментов ToolBar для создания панели инструментов формы;
• коллекция изображений ImageList для хранения изображений;
• диалоги ColorDialog и FontDialog для выбора цвета и шрифта;
• диалоги OpenFileDialog и SaveFileDialog для выбора файла при открытии и сохранении.
На форму может быть помещено несколько экземпляров одного класса элементов управления. Например, несколько кнопок, каждая из которых обладает индивидуальными значениями свойств (надпись, размеры и др.).
Элементы управления — это объекты, являющиеся элементами графического интерфейса проекта и реагирующие на события, производимые пользователем или другими программными объектами.
Форма и каждый класс элементов управления обладают определённым набором свойств, методов и событий. Однако есть свойства, методы и события, которыми обладают формы и большинство элементов управления. С помощью свойств Width и Height устанавливается размер формы или элемента управления; с помощью метода Show () можно показать форму или элемент управления; на событие Click они реагируют.
Системы объектно-ориентированного программирования Visual Basic .NET и Visual C# имеют одинаковый набор элементов управления, который практически совпадает с набором элементов управления языка Lazarus (табл. 4.2). Это позволяет конструировать практически одинаковые графические интерфейсы проектов во всех вышеперечисленных системах объектно-ориентированного программирования.
Таблица 4.2
Автоматическая генерация кода элементов графического интерфейса. При размещении на форме элементов управления в системах объектно-ориентированного программирования производится автоматическая генерация программного кода. Устанавливаются значения свойств формы и элементов управления, которые определяют местоположение элемента графического интерфейса, его размеры, цвет, параметры шрифта и др.
В языках программирования Visual Basic .NET и Visual C# этот программный код сохраняется в файле программного кода формы в разделе Код, автоматически созданный конструктором форм Windows. В языке Lazarus этот программный код сохраняется в отдельном файле project1.Ipr, связанном с формой.
1. Какие элементы управления целесообразно использовать при конструировании графического интерфейса проекта, если необходимо: вводить и выводить данные? Организовать диалог с пользователем?
2. Что происходит в системе программирования после помещения на форму элемента управления?
Следующая страница Практическая работа 4.2. Создание проекта «Переменные»