§2.1. Понятие «информация» в науках о неживой и живой природе, обществе и технике | Урок 25 часть 21

Планирование уроков на учебный год (по учебнику Н.Д. Угриновича, профильный уровень)


Уроки 25 - 28
§2.1. Понятие «информация» в науках о неживой и живой природе, обществе и технике



Содержание урока

2.1.1. Информация в физике
2.1.2. Информация в биологии
2.1.3. Информация в общественных науках

Социально-значимые свойства информации

Информация и знания

Контрольные вопросы

2.1.4. Информация в кибернетике

2.1.3. Информация в общественных науках


Информация и знания


Человек получает информацию из окружающего мира с помощью органов чувств, анализирует ее и выявляет существенные закономерности с помощью мышления, хранит полученную информацию в памяти. Процесс систематического научного познания окружающего мира приводит к накоплению информации в форме знаний (фактов, научных теорий и т. д.). Таким образом, с точки зрения процесса познания информация может рассматриваться как знания.

Процесс познания можно наглядно изобразить в виде расширяющегося круга знания (такой способ придумали еще древние греки). Вне этого круга лежит область незнания, а окружность является границей между знанием и незнанием (рис. 2.9). Парадокс состоит в том, что чем большим объемом знаний обладает человек, чем шире круг знаний, тем больше он ощущает недостаток знаний, и тем больше граница нашего незнания, мерой которого в этой модели является длина окружности.

Рис. 2.9. Знание и незнание

Так, объем знаний выпускника школы гораздо больше, чем объем знаний первоклассника, однако и граница его незнания существенно больше. Действительно, первоклассник ничего не знает о законах физики и его это не очень волнует, тогда как выпускник школы при подготовке к экзаменам по физике может обнаружить, что существуют физические законы, которые он не знает или не понимает.

Информацию, которую получает человек, можно считать мерой уменьшения неопределенности знания. Если некоторое сообщение приводит к уменьшению неопределенности нашего знания, то можно говорить, что такое сообщение содержит информацию.

Например, после сдачи экзамена по информатике вы мучаетесь неопределенностью, вы не знаете, какую оценку получили. Наконец, экзаменационная комиссия объявляет результаты экзамена и вы получаете сообщение, которое приносит полную определенность, теперь вы знаете свою оценку. Происходит переход от незнания к полному знанию, значит сообщение экзаменационной комиссии содержит информацию.

Следующая страница Контрольные вопросы



Cкачать материалы урока







Наверх