§47. Объекты и классы | Объектно-ориентированный анализ (11 кл. 136 ч.)

Планирование уроков на учебный год (по учебнику К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина, полный углублённый курс, по 4 часа в неделю)


Урок 88
Что такое ООП? Объекты и классы
(§46. Что такое ООП? §47. Объекты и классы)



Содержание урока

§46. Что такое ООП?
§47. Объекты и классы

Введение

Объектно-ориентированный анализ

Метод

Вопросы и задания

Задачи


§47. Объекты и классы


Объектно-ориентированный анализ


Этап разработки модели, на котором решаются перечисленные выше задачи, называется объектно-ориентированным анализом (ООА). Он выполняется до того, как программисты напишут самую первую строчку кода, и во многом определяет качество и надёжность будущей программы.

Рассмотрим объектно-ориентированный анализ на примере простой задачи. Пусть нам необходимо изучить движение автомобилей на шоссе, например, для того, чтобы определить, достаточна ли его пропускная способность. Как построить объектную модель этой задачи? Прежде всего, нужно разобраться, что такое объект.

Объектом можно назвать то, что имеет чёткие границы и обладает состоянием и поведением.

Состояние объекта определяет его возможное поведение. Например, лежачий человек не может прыгнуть, а незаряженное ружьё не выстрелит.

В нашей задаче объекты — это дорога и двигающиеся по ней машины. Машин может быть несколько, причём все они, с точки зрения нашей задачи, имеют общие свойства.

Поэтому нет смысла подробно описывать каждую машину по отдельности: достаточно один раз определить их общие черты, а потом просто сказать, что все машины ими обладают.

В ООП для этой цели вводится специальный термин — «класс».

Класс — это множество объектов, имеющих общую структуру и общее поведение.

Например, в рассматриваемой задаче можно ввести два класса — Дорога и Машина. По условию, дорога одна, а машин может быть много.

Будем рассматривать прямой отрезок дороги, в этом случае объект «дорога» имеет два свойства, важных для нашей задачи: длину и ширину — число полос движения (рис. 7.3). Эти свойства определяют состояние дороги. «Поведение» дороги может заключаться в том, что число полос меняется, например, из-за ремонта покрытия, но в нашей простейшей модели объект «дорога» не будет изменяться.

Рис. 7.3

Рис. 7.3

Схематично класс Дорога можно изобразить в виде прямоугольника с тремя секциями: в верхней записывают название класса, во второй части — свойства, а в третьей — возможные действия, которые называют методами. В нашей модели дороги два свойства и ни одного метода (рис. 7.4).

Рис. 7.4

Рис. 7.4



Следующая страница Метод



Cкачать материалы урока







Наверх