Планирование уроков на учебный год (по учебнику К.Ю. Полякова, Е.А. Еремина, базовый уровень)



Урок 9
Этапы моделирования
(§8. Этапы моделирования)






Содержание урока

Постановка задачи

Разработка модели

Тестирование модели

Эксперимент с моделью

Анализ результатов

Вопросы и задания


Анализ результатов


Во-первых, нужно убедиться, что результаты моделирования не противоречат известным из теории фактам, например не нарушаются законы сохранения.

Во-вторых, необходимо проверить результаты моделирования на реальном объекте — провести эксперимент с оригиналом. Если нам удалось решить поставленную задачу (поведение оригинала соответствует 1 поведению модели), можно считать модель адекватной и работу законченной.


1 Часто считается, что допустимо расхождение результатов эксперимента и моделирования не более 10%.



Если же результаты нас не устраивают (поведение объекта и оригинала значительно различаются, задачу решить не удалось), требуется вернуться к одному из предыдущих этапов и повторить моделирование, например:

• изменить алгоритм или условия моделирования;
• изменить модель: учесть дополнительные свойства, которые ранее считались несущественными;
• изменить постановку задачи (если выяснилось, что решили не ту задачу, которую нужно было решать).

Возможно, что несоответствие вызвано принятыми допущениями. Так в задаче с полётом мяча полезно ответить на следующие вопросы, которые помогут выяснить причину неудачи:

• Всегда ли Вася сможет попасть в мишень?
• Что изменится, если начальная скорость будет отличаться от заданной?
• Что изменится, если мяч и мишень не считать материальными точками?
• Насколько сильно сопротивление воздуха влияет на результат?
• Что изменится, если мишень качается? И т. д.

Следующая страница Вопросы и задания



Cкачать материалы урока






Наверх