§10. Модели и моделирование | Компьютерное моделирование (11 кл. ФГОС)

Планирование уроков на учебный год (ФГОС)


Урок 16
§10. Модели и моделирование



Содержание урока:

10.1. Общие сведения о моделировании
10.2. Компьютерное моделирование
10.3. Списки, графы, деревья и таблицы
10.3. Списки, графы, деревья и таблицы (продолжение)
САМОЕ ГЛАВНОЕ. Вопросы и задания
Материалы к уроку


liniya

10.2. Компьютерное моделирование


Информационные модели, реализованные с помощью систем программирования, электронных таблиц, специализированных математических пакетов или программных средств для моделирования, называются компьютерными моделями.

Компьютерное моделирование включает в себя процесс реализации информационной модели на компьютере и исследование с помощью этой модели объекта моделирования — проведение вычислительного эксперимента.

С помощью компьютерного моделирования решаются многие научные и производственные задачи:

• прогнозирование погоды и климатических изменений;
• конструирование транспортных средств и дизайн лекарственных препаратов;
• стратегическое управление организациями и прогнозирование цен на финансовых рынках;
• прогнозирование прочности конструкций и исследование поведения зданий, конструкций и деталей под механической нагрузкой;
• многие другие задачи.

Рассмотрим основные этапы компьютерного моделирования более подробно (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Основные этапы компьютерного моделирования


На первом этапе в результате анализа условия задачи определяется объект моделирования и цель создания модели. После этого в объекте моделирования выделяются параметры (свойства, основные части), существенные с точки зрения поставленной цели. Далее уточняется, какие результаты и в каком виде должны быть получены, а также какие исходные данные для этого нужны.

На втором этапе определяются параметры модели и связи между ними; приводится математическое описание зависимостей между параметрами модели.

На третьем этапе выбирается или разрабатывается алгоритм получения из исходных данных результатов, подбираются программные средства реализации алгоритма на компьютере и создаётся компьютерная модель.

На четвёртом этапе осуществляется работа непосредственно с полученной компьютерной моделью. Сначала на заранее разработанных тестах (наборах исходных данных, для которых заранее известны результаты) осуществляется проверка правильности (тестирование) модели, и при необходимости модель дорабатывается. После тестирования, когда есть уверенность в правильности функционирования модели, переходят непосредственно к компьютерному эксперименту — целенаправленным действиям пользователя над компьютерной моделью. В ходе такого экспериментирования сознательно изменяются условия функционирования модели и накапливаются данные о её «поведении». В процессе проведения эксперимента может выясниться, что нужно усовершенствовать или изменить используемый алгоритм, уточнить информационную модель или внести изменения в постановку задачи. В таких случаях происходит возвращение к соответствующему этапу, и процесс начинается снова.

На пятом этапе результаты эксперимента анализируются, на их основе делаются выводы о моделируемом объекте. На основе всестороннего анализа полученных результатов принимается некоторое решение, что и является конечной целью моделирования.

Компьютерное моделирование даёт возможность:

• существенно расширить круг исследуемых объектов (моделирование прошлого и будущего, несуществующего или невоспроизводимого в реальных условиях);
• исследовать процессы в развитии, при необходимости ускоряя или замедляя их и проводя эксперименты многократно;
• находить оптимальные решения без затрат на изготовление пробных экземпляров;
• проводить эксперименты без риска негативных последствий для здоровья человека или окружающей среды;
• визуализировать получаемые результаты.

Cкачать материалы урока






Наверх