Планирование уроков на учебный год (ФГОС)



Урок 21
§13. Системы управления базами данных






Содержание урока:

13.1. Этапы разработки базы данных
13.2. СУБД и их классификация
13.3. Работа в программной среде СУБД
13.3. Работа в программной среде СУБД (продолжение)
САМОЕ ГЛАВНОЕ. Вопросы и задания
Материалы к уроку


liniya

САМОЕ ГЛАВНОЕ


Процесс разработки БД является примером решения задачи с использованием компьютера и предусматривает такие этапы, как:

1) постановка задачи;
2) проектирование БД;
3) создание БД;
4) эксплуатация созданной БД. Последние два этапа реализуются с помощью специального программного обеспечения — систем управления базами данных (СУБД).

В настоящее время существует множество СУБД. Они могут быть классифицированы по моделям данных (иерархические, сетевые, реляционные и др.), по размещению (локальные, распределённые) или по способу доступа к БД (файл-серверные, клиент- серверные, встраиваемые).

Работа в программной среде СУБД начинается с того, что создаётся файл новой БД. Далее, на основе модели «сущность- связь», создаётся структура БД, определяемая:

1) количеством таблиц БД и их структурой;
2) типами связей между объектами таблиц, если используется несколько таблиц;
3) видами и количеством других объектов БД (форм, запросов, отчётов).

Структура таблицы определяется набором и свойствами полей (столбцов таблицы), перечнем её ключевых полей.

Связь между таблицами осуществляется через общие поля. Связь «один к одному» — через общий первичный ключ; связь «один ко многим» — через первичный ключ в одной таблице и соответствующее поле, называемое внешним ключом, в другой таблице.

СУБД обеспечивает автоматический контроль согласованности взаимосвязанных данных в разных таблицах, что гарантирует целостность данных — одно из важнейших свойств БД.

Формы — это вспомогательные объекты БД, обеспечивающие удобный для пользователя интерфейс при вводе, просмотре или редактировании данных в БД.

Действия, выполняемые над данными, хранящимися в БД, называются манипулированием данных. К ним относятся такие действия, как: сортировка данных; обновление, удаление и добавление данных; выборка данных по некоторым условиям. Выполнение этих действий производится с помощью инструментов сортировки, фильтров и запросов.

Фильтр — это условие, по которому производится поиск и отбор записей. Фильтр «пропускает» записи, соответствующие заданным условиям, и «задерживает» (скрывает) записи, не соответствующие им.

Запросы являются одним из основных инструментов обработки данных в БД. Они могут обеспечивать не только поиск данных, соответствующих определённым критериям подобно тому, как это осуществляется во время фильтрации, но и одновременное выполнение операций над данными, и сохранение результатов.

Отчёты предназначены для вывода данных на экран или на принтер. В них предусмотрены специальные элементы оформления, характерные для печатных документов, а также средства обобщения, сортировки и группировки данных, выполнения расчётов.

Вопросы и задания


1. Вспомните основные этапы решения задачи на компьютере и этапы компьютерного моделирования. Сопоставьте их с этапами разработки БД. Какие выводы вы можете сделать?

2. Охарактеризуйте суть каждого из этапов разработки БД.

3. Как взаимодействуют специалисты в области разработки БД и специалисты из предметной области, для которой разрабатывается БД, а также предполагаемые пользователи этой БД? Попытайтесь представить схему этого взаимодействия графически.

4. Какие данные могут получить ученики и родители в БД «Электронный журнал»? Одинаковые ли права доступа к данным имеют учителя, ученики и родители?

5. Недостатками каких СУБД являются необходимость устанавливать иногда достаточно дорогие полные версии программ на каждый компьютер, высокая загруженность сети во время передачи данных, необходимость в достаточно мощных компьютерах на рабочих местах клиентов?

Cкачать материалы урока





Наверх