Содержание урока:
16.1. Всемирная паутина
16.2. Поиск информации в сети Интернет
16.2. Поиск информации в сети Интернет (продолжение)
16.3. О достоверности информации, представленной на веб-ресурсах
САМОЕ ГЛАВНОЕ. Вопросы и задания
Материалы к уроку
Веб-страница с точки зрения её разработчика — это файл, содержащий собственно текст, несущий определённую информацию для пользователя, и служебную информацию для браузера (тэги разметки) на языке HTML (англ. HyperText Markup Language — язык разметки гипертекста).
HTML — один из веб-стандартов, по которым разрабатываются сайты во всём мире. Ещё одним из таких стандартов является технология CSS (англ. Cascading Style Sheets — каскадные таблицы стилей) — формальный язык описания внешнего вида документа, составленного с использованием языка разметки. Технология CSS позволяет принципиально разделить содержание и представление документа: описание содержания и логической структуры веб-страницы производится с помощью HTML или других языков разметки, а описание внешнего вида веб-страницы производится с помощью CSS.
Веб-страницы предназначены для воспроизведения на самых разных экранах самых разных компьютеров. Поэтому они не имеют «жёсткого» форматирования. Оформление веб-страницы выполняется непосредственно во время её воспроизведения на компьютере клиента в соответствии с настройками используемого браузера.
Поисковая система — это программно-аппаратный комплекс, предназначенный для поиска информации во Всемирной паутине. Поисковая машина — программная часть поисковой системы; комплекс программ, предназначенный для поиска информации.
По принципу действия различают такие типы поисковых систем, как: поисковые каталоги, управляемые человеком; системы, использующие поисковых роботов; гибридные поисковые системы.
Необходимо чётко представлять себе, что именно вы ищете, и проверять все важные данные, найденные в Интернете. Основными способами проверки найденной информации являются: выяснение репутации сайта; получение информации об авторе материала; проверка фактического материала по данным из авторитетных источников.
1. Что представляет собой веб-страница с точки зрения пользователя и с точки зрения её разработчика?
2. В чём, по вашему мнению, состоит одно из основных отличий веб-страницы от обычного текстового документа?
3. Кому принадлежит идея гипертекста? Подготовьте краткое сообщение на эту тему.
4. Назовите два основных веб-стандарта. Для чего предназначен каждый из них?
5. Какие способы поиска документа во Всемирной паутине вам известны?
6. Что такое поисковая система? Что такое поисковая машина?
7. Какие типы поисковых систем можно выделить в зависимости от принципа их действия?
8. Почему, если мы не можем найти что-либо в одной поисковой системе, имеет смысл поискать нужный материал в другой?
9. Может ли случиться так, что поисковая система найдёт документ, который не существует?
10. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Для обозначения логической операции ИЛИ в запросе используется символ «|», а для логической операции И — «&». Расположите номера запросов в порядке возрастания количества страниц, которые найдёт поисковый сервер по каждому запросу.
11. Известны запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет:
Чему равен х, если все запросы выполнялись практически одновременно, т. е. во время выполнения запросов набор страниц, содержащих все искомые слова, не изменился?
12. Зная, что такое точность информации, дайте определение парному понятию «информационный шум».
13. Зная, что такое полнота информации, дайте определение парному понятию «потери информации».
14. Какая информация называется релевантной? Как связаны полнота и точность с качеством (эффективностью) поиска?
15. Можно ли безоговорочно доверять такому популярному ресурсу, как Википедия?
16. Кто такие блогеры? Можно ли безоговорочно доверять публикуемой ими информации?
17. В чём суть основных способов проверки достоверности информации, найденной в сети Интернет?
18. Найдите в сети Интернет не менее трёх авторитетных источников, содержащих информацию по одной из следующих тем:
• «Системы искусственного интеллекта и машинное обучение»;
• «Принципы построения и редактирования трёхмерных моделей»;
• «Представление о системах автоматизированного проектирования».
Почему вы считаете, что этим источникам можно доверять? На основе найденных материалов подготовьте небольшое сообщение по выбранной теме.
Дополнительные материалы к главе смотрите в авторской мастерской.