Планирование уроков на учебный год (по учебнику Н.Д. Угриновича, профильный уровень)



Уроки 13 - 16
§1.5. Биологические модели развития популяций






Содержание урока

1.5.1. Информационные модели развития популяций

Формальная модель «Численность популяций»

Модель ограниченного роста с отловом

Контрольные вопросы

1.5.2. Компьютерные модели развития популяций на языке Visual Basic
1.5.3. Компьютерные модели развития популяций на языке Turbo Delphi
1.5.4. Компьютерные модели развития популяций в электронных таблицах

1.5.1. Информационные модели развития популяций


Модель ограниченного роста с отловом


В модели ограниченного роста с отловом учитывается, что на численность популяций промысловых животных оказывает влияние величина ежегодного отлова. Если величина ежегодного отлова равна с, то формула принимает вид:

xn+1 = (а - bхn)хn - c .

Популяции обычно существуют не изолированно, а во взаимодействии с другими популяциями. Наиболее важным типом является взаимодействие между жертвами и хищниками (например, караси-щуки, зайцы-волки и т. д.). В модели «жертва—хищник» количество жертв хn и количество хищников yn связаны между собой. Количество встреч жертв с хищниками можно считать пропорциональным произведению собственно количеств жертв и хищников, а коэффициент f характеризует возможность гибели жертвы при встрече с хищниками. В этом случае численность популяции жертв уменьшается на величину fхnуn, и формула для расчета численности жертв принимает вид:

xn+1 = (а - bхn)хn - c - fхnуn.

Численность популяции хищников в отсутствие жертв (в связи с отсутствием пищи) уменьшается, что можно описать рекуррентной формулой

yn+1 = dyn ,

где значение коэффициента d < 1 характеризует скорость уменьшения численности популяции хищников.

Увеличение популяции хищников можно считать пропорциональной произведению собственно количеств жертв и хищников, а коэффициент g характеризует величину роста численности хищников за счет жертв. Тогда для численности хищников можно использовать формулу:

yn+1 = dyn + gxnyn .



Следующая страница Контрольные вопросы



Cкачать материалы урока





Наверх