Задачи и организационная структура ГО, принципы ее организации и ведения, степени готовности и их краткая характеристика
2. Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении вощеных действий или вследствие этих действий.
Оповещение населения является одной из основных задач органов власти всех уровней, организующих его защиту в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. В сущности защита населения и начинается с его своевременного оповещения и информирования о возникновении или угрозе возникновения какой либо опасности.
Оповестить население означает, что оно должно быть своевременно предупреждено о надвигающейся опасности, а также проинформировано о порядке поведения в создавшихся условиях. Своевременное оповещение и информирование позволяет резко сократить возможные потери, препятствуют возникновению паники и неуверенности. Недаром говорят: оповещенный - наполовину спасен.
С этой целью в стране созданы и содержатся в постоянной готовности системы оповещения ГО, в которых используются сети всех видов вещания (радио, телевещание, проводного вещания), как государственных, так и коммерческих.
Хотелось бы подчеркнуть, что только комплексное использование всех видов вещания позволяет в максимальной степени охватить население страны. Особое место в информировании населения занимает сеть проводного вещания, которое, к сожалению, теряет свои позиции, особенно в сельской местности. Резкое сокращение этих сетей в сельской местности, связанное с избыточностью их содержания, не только мешает сельское население часто единственной возможности получения информации, но и резко сокращает сроки их своевременного оповещения.
Основная масса существующих систем оповещения были построены еще в 70-е годы, и уже основательно физически и морально устарела. Нельзя доводить дело до выхода из строя уже устаревших систем оповещения, а необходимо искать способы поддержания их в рабочем состоянии и одновременно решать задачи их модернизации. МЧС РФ в настоящее время предпринимает необходимые шаги по их реконструкции на банковых технологий. Конечно дело упирается в финансирование.
После аварии на Чернобыльской АЭС поставлен вопрос о создании специальных (локальных) систем оповещения населения, проживающих в районах размещения потенциально опасных объектов (химически опасных, атомных станций, гидроузлов с напорным фронтом).к сожалению эта работа проводится крайне медленно.
Ответственность за создание и поддержание в готовности систем оповещения населения несут начальники гражданской обороны соответствующих уровней.
Организация и порядок оповещения населения определяются Положением о системе оповещения гражданской обороны, утверждаемым НГО РФ и соответствующими его указаниями.
3. Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
Подготовка эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы включает:
- разработку планов эвакомероприятий. Создание и подготовку необходимых органов;
- планирование и подготовку работы транспорта;
- подготовку районов для размещения эвакуируемого населения и материальных ценностей;
- подготовку мероприятий по обеспечению эвакуируемого населения продуктами питания, водой, коммунально-бытовыми услугами и обеспечению медицинского обслуживания;
- подготовку мер по охране общественного порядка в ходе эвакуационных мероприятий.
Эвакуация населения планируется эвакоорганами, создаваемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и администрациями организаций, во взаимодействии с органами, осуществляемыми управление гражданской обороной, и проводится в случае угрозы для жизни и здоровья людей, когда другие способы защиты невозможны или малоэффективны.
Планирование и подготовка мероприятий должна обеспечить:
- эвакуацию населения в минимально короткие сроки (до 24 часов);
- персональный учет эвакуируемого населения его жизнеобеспечения в районах размещения;
- не нарушать сложившуюся систему государственного управления.
Эвакуация населения в безопасные районы предусматривает вывод (отселение) населения из приграничных районов, возможных зон заражения радиоактивными и аварийно химически опасными веществами, зон возможного катастрофического затопления, а также из категорированных городов при угрозе ядерного нападения.
Основной источник: Краткий курс лекций по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины)».: Учебное пособие для студентов колледжей.
// Составители: Кислицина З.В., Коленникова О.В. – Омск: ФГОУ СПО «ОмКПТ», 2008. - с.156.
Дополнительный материал: |
||
Учебные материалы по ГО | Гражданская оборона | Книги по ГО |