Задачи и организационная структура ГО, принципы ее организации и ведения, степени готовности и их краткая характеристика
15. Обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.
Создание, подготовка и обеспечение постоянной готовности сил и средств для проведения комплекса аварийно-спасательных и других неотложных работ включает:
- создание мобильных сил регионального и федерального уровня;
- создание гражданских организаций гражданской обороны;
- создание сил и средств и подготовку всестороннего обеспечения их действий в очагах поражения;
- оснащение сил современными техническими средствами, разработку высокоэффективных технологий при проведение спасательных работ;
- морально-психологическую и профессиональную подготовку личного состава сил гражданской обороны;
- привлечение сил других ведомств и организаций, привлекаемых к участию в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- развитие системы мониторинга и наблюдения за обстановкой в военное время.
Состав группировки сил гражданской обороны определяется исходя из расчета потребности с учетом возможного объема выполняемых аварийно-спасательных и других неотложных работ для условий ведения войны с использованием обычного высокоточного оружия и возможным ограничением применения ядерного оружия.
Готовность развертывания группировки сил – 12 часов. Таковы задачи гражданской обороны на военное время.
Настоящим законом определены и закреплены принципы организации и ведения гражданской обороны. Основными из них в современных условиях являются:
1. Всеобщая обязательность: ГО является обязательной функцией всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, всеобщей обязанностью, почетным долгом и делом всего народа и каждого гражданина.
2. Территориально-производственный: ГО организуется по территориально-производственному принципу на всей территории страны, это означает, что система руководства и организационная структура ГО сверху до низу построена применительно к существующим в стране государственным и местным органом власти, а также к системе управления народным хозяйством.
3. Универсальность: мероприятия ГО организуются и осуществляются с учетом возможности возникновения любого из видов вооруженных конфликтов нашего времени, в том числе актов терроризма и применения всех современных средств поражения. Включая оружия массового поражения.
4. Единоначалие: осуществление руководства мероприятиями ГО на всех уровнях государственного и местного самоуправления первыми лицами органов управления (председатель правительства, глава администрации, руководитель любого ранга и уровня).
5. Разумная достаточность: мероприятия ГО планируются и организуются с учетом разумной возможности и потребности объемов и сроков, оперативно-стратегической и экономической обоснованности.
6. Разграничение функций: ГО строится предметов ведения и технологий между федеральными органами, органами субъектов РФ и местного самоуправления при сочетании централизма с сохранением за нижестоящими уровнями достаточной самостоятельности.
7. Организация и поддержание тесного взаимодействия между органами военного командования и органами управления ГО.
Две главы Закона “О гражданской обороне” посвящены полномочиям органов государственной власти (президента, правительства, федеральных органов исполнительной власти, исполнительной власти субъектов РФ; органов местного самоуправления, организаций).
Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативно правовыми актами РФ:
- планируют и организуют проведение мероприятий ГО;
- проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
- осуществляют обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;
- создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных и иных средств.
Организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения ЧС поддерживают их в состоянии постоянной готовности.
Обязанности граждан в области ГО:
- проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области ГО.
В соответствие с федеральным Законом “О гражданской обороне” руководство гражданской обороной в РФ осуществляет Правительство РФ.
В Федеральных органах исполнительной власти и организациях руководство ГО осуществляют их руководители, а на территориях субъектов и муниципальных образованиях – соответственно главы органов исполнительной власти субъектов РФ и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности соответствующими начальниками гражданской обороны.
В пределах своей компетенции НГО имеют приказы и распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными им начальниками гражданской обороны, а на территориях субъектов РФ и муниципальных образований – всеми начальниками гражданской обороны организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Основной источник: Краткий курс лекций по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности (безопасности и защиты Родины)».: Учебное пособие для студентов колледжей.
// Составители: Кислицина З.В., Коленникова О.В. – Омск: ФГОУ СПО «ОмКПТ», 2008. - с.156.
Дополнительный материал: |
||
Учебные материалы по ГО | Гражданская оборона | Книги по ГО |