Соблюдение норм международного гуманитарного права




Международные военные трибуналы (Нюрнбергский и Токийский). Международные уголовные трибуналы для Югославии и Руанды. Международный уголовный суд



1 2 3 4 5


Международные военные трибуналы, созданные после Второй мировой войны, провели два процесса над главными военными преступниками. Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками проходил с 20 ноября 1945 г. по 1 октября 1946 г. Суду были преданы высшие государственные и военные руководители фашистской Германии, которым было предъявлено обвинение в совершении преступлений, указанных в ст. 6 Устава МВТ. Токийский процесс над главными японскими военными преступниками проходил с 3 мая 1946 г. по 12 ноября 1948 г. Перед судом предстали 28 государственных и военных руководителей, дипломаты Японии.

Значение уставов и приговоров Международных военных трибуналов состоит в том, что они закрепили принцип индивидуальной уголовной ответственности и сформулировали составы преступлений, за совершение которых такая ответственность наступает. Нюрнбергский приговор провозгласил, что "преступления против международного права совершаются людьми, а не абстрактными категориями, и только путем наказания отдельных лиц, совершающих такие преступления, могут быть соблюдены установления международного права". Принципы, изложенные в уставах и приговорах, стали общепризнанными принципами международного права. 25 мая 1993 г. Совет Безопасности ООН создал Международный уголовный трибунал для Югославии, а в ноябре 1994 г. - для Руанды.

В рамках ООН разработан и в 1998 г. принят Римский статут Международного уголовного суда, имеющего полномочия расследовать преступления геноцида, преступления против человечества и военные преступления и осуществлять преследование совершивших их лиц, представляет собой значительное достижение для мирового сообщества. МУС заполнит значительный пробел в современной международной правовой системе. Он будет обладать юрисдикцией по отношению к отдельным лицам в отличие от Международного суда ООН, который рассматривает лишь вопросы ответственности государств. Кроме того, в отличие от специальных трибуналов, учрежденных Советом Безопасности, таких как Международные трибуналы по бывшей Югославии и по Руанде (МУТЮ/МУТР), юрисдикция МУС не будет ограничиваться преступлениями, совершенными во время одного конкретного конфликта или одним конкретным режимом в течение конкретного периода, и сможет вступать в силу через меньшее время после совершения преступления. Однако МУС будет обладать юрисдикцией только по отношению к преступлениям, совершенным после того, как он будет создан (ст. 11).

Как учреждение, создание которого основано на договоре, МУС будет иметь особые отношения с системой ООН. Взаимоотношения между МУС и ООН будут подробно определены в специальном соглашении, которое будет обсуждено и одобрено Ассамблеей государств - участников Статута (ст. 2).

Эта Ассамблея, состоящая из представителей всех государств-участников, будет также отвечать за принятие решений по таким вопросам, как управление делами и бюджет Суда, а также принятие в будущем поправок к Статуту (ст. 112). Расходы Суда и Ассамблеи государств-участников будут покрываться из фондов Суда, которые предоставляются государствами-участниками по согласованной шкале начислений, а также ООН и любыми добровольными жертвователями (ст. ст. 114 - 116). Таким образом, государства - участники Римского статута будут играть значительную роль в управлении Судом. Чтобы Суд реализовал свой потенциал, ему необходима помощь государств в обеспечении соблюдения правил, законов и норм, запрещающих совершение серьезных преступлений, которые вызывают озабоченность всего мирового сообщества.

Однако МУС предназначен для того, чтобы дополнять, а не замещать национальные системы уголовного правосудия. Этот принцип дополнительности служит гарантией того, что Суд будет вмешиваться лишь в тех случаях, когда национальные суды будут сами не в состоянии или не пожелают начать или провести судебное разбирательство (эти обстоятельства тщательно изложены в Статуте, ст. 17 (1)). Поэтому Суд не будет посягать на юрисдикцию каждого отдельного государства в отношении преступлений, входящих в Статут.

В статье 5 Статута перечислены преступления, которые подпадают под юрисдикцию Суда: геноцид, преступления против человечности, военные преступления и преступление агрессии. Статья 6 предусматривает, что преступление геноцида для целей судопроизводства в МУС будет определяться так же, как оно сейчас определяется согласно ст. 2 Конвенции о геноциде 1948 г. Как преступления против человечности (ст. 7), так и военные преступления (ст. 8) подробно определяются в Статуте и включают преступления, упомянутые в различных договорах и обычных источниках, которые 120 государств на Римской конференции согласились считать "самыми серьезными преступлениями, вызывающими озабоченность всего международного сообщества" (ст. 5). Когда Статут вступит в силу, Суд будет обладать юрисдикцией по отношению ко всем преступлениям, за исключением агрессии.

Положения Римского статута, касающиеся процедуры, были разработаны таким образом, чтобы создать оптимальный баланс между следующими приоритетами: 1) необходимостью иметь независимый, не носящий политического характера, репрезентативный международный Суд, который мог бы эффективно и компетентно действовать в области предания правосудию лиц, ответственных за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность всего международного сообщества; 2) правом государств, если они желают и могут это сделать, в первую очередь нести ответственность за преследование этих лиц; 3) необходимостью предоставить соответствующее возмещение и компенсацию жертвам подобных преступлений; 4) необходимостью защитить права обвиняемых и 5) ролью Совета Безопасности в поддержании международного мира и безопасности, в соответствии с его полномочиями согласно главе VII Устава ООН. Все эти соображения были отражены в установленных в Статуте положениях, касающихся функций и полномочий Суда, а также его взаимоотношений с другими организациями.

МУС состоит из следующих органов: Президиум, Отделение предварительного производства, Судебное отделение, Апелляционное отделение, Канцелярия прокурора и Секретариат (ст. 34).

Председатель и первый и второй вице-председатели избираются абсолютным большинством голосов судей, и срок их пребывания на этих постах ограничен (ст. 38). Ассамблея государств-участников избирает судей после выдвижения кандидатур государствами-участниками (ст. 36). Избранные судьи работают в Суде максимум в течение 9 лет (ст. 36 (9)).

Критериями для избрания судей являются: 1) высокие моральные качества, беспристрастность и независимость; 2) обладание квалификацией, требуемой в их соответствующих государствах для назначения на высшие судебные должности; 3) признанная компетентность в области уголовного и процессуального права и необходимый опыт работы в качестве судьи, прокурора, адвоката или в ином аналогичном качестве в сфере уголовного судопроизводства, или признанная компетентность в соответствующих областях международного права, таких как международное гуманитарное право и право прав человека, а также обширный опыт профессиональной юридической деятельности, имеющей отношение к предмету судебной деятельности Суда; и 4) прекрасное знание по крайней мере одного из рабочих языков Суда, т.е. английского или французского, и свободное владением им (ст. 36 (3) и 50 (2)).

Ассамблея государств-участников может избирать лишь одного судью от одного государства (ст. 36 (7), а описанный в Статуте процесс отбора требует, чтобы Ассамблея учитывала необходимость обеспечения в составе Суда: 1) представительства основных правовых систем мира; 2) справедливого географического представительства; 3) справедливого представительства судей женского и мужского пола и 4) наличия судей, обладающих опытом юридической деятельности по специальным вопросам, таким как насилие по отношению к женщинам и детям (ст. 36 (8)). Следовательно, при отборе судей будут обеспечены высочайшие стандарты компетентности и репрезентативности.

Ассамблея государств-участников избирает также прокурора и заместителей прокурора на основании тех же критериев, что применяются и при избрании судей (ст. 42). Судьи избирают Секретаря (ст. 43 (4)), который будет нести ответственность за учреждение в структуре Секретариата специальной Группы по оказанию помощи потерпевшим и свидетелям, куда будут входить сотрудники, имеющие опыт работы по вопросам, относящимся к травмам (ст. 43 (6)).

Судьи МУС, прокурор, заместители прокурора и секретарь пользуются независимостью при исполнении своих обязанностей, и в Статуте предусмотрено, что им предоставляются такие привилегии и иммунитеты, что и главам дипломатических представительств, когда они участвуют в деятельности Суда или в отношении такой деятельности (ст. 48). Однако они могут быть отрешены от должности в связи с серьезным проступком или серьезным нарушением своих обязанностей по Статуту (ст. 46). Эти санкции применяются и в отношении заместителя Секретаря, хотя за отрешение от должности судей и сотрудников Прокуратуры отвечает Ассамблея государств-участников, а решение об отрешении от должности секретаря или заместителя секретаря принимается абсолютным большинством судей (ст. 46 (2) и (3)).

Существуют три способа, которыми МУС может начать расследование: 1) государство-участник может передать "ситуацию" прокурору, когда, как представляется, были совершены одно или несколько преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда (ст. 13 (а) и 14); 2) Совет Безопасности может передать "ситуацию" прокурору, действуя согласно гл. VII Устава ООН, когда, как представляется, были совершены одно или несколько преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда (ст. 13 (b)) или 3) прокурор может начать расследование proprio motu на основании полученной из любого надежного источника информации о совершении преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда (ст. 13 (c) и 15).

Прокурор несет ответственность за принятие решения о том, в отношении каких лиц следует проводить расследование и в связи с какими именно преступлениями, когда "ситуация" передается государством-участником или Советом Безопасности. Однако в Статуте установлены строгие процедуры для обеспечения того, чтобы решение прокурора продолжать расследование было рассмотрено Палатой предварительного производства, чтобы все государства-участники были извещены о любых проводимых МУС расследованиях, которые были начаты на основе передачи дел государствами-участниками или прокурором proprio motu, и чтобы у государств была возможность оспорить определенные решения Палаты предварительного производства в этом отношении (ст. ст. 15 - 19). Совет Безопасности также может обратиться к Суду с просьбой отсрочить расследование или уголовное преследование на 12 месяцев, приняв резолюцию на этот счет согласно главе VII Устава ООН (ст. 16).

Суд может осуществлять свою юрисдикцию, только если предполагаемое преступление было совершено после вступления в силу Римского статута (ст. 11 (a)); и в большинстве случаев, когда: 1) предполагаемое преступление было совершено на территории государства-участника; или 2) преступление было предположительно совершено гражданином государства-участника (ст. 12). Однако государства, не являющиеся участниками, могут принять юрисдикцию Суда в отношении конкретных преступлений, совершенных на их территории или их гражданами, с помощью заявления, представленного секретарю (ст. 12 (3)). Если государство становится участником после вступления

Статута в силу, Суд может осуществлять свою юрисдикцию только в отношении преступлений, совершенных после вступления Статута в силу для данного государства, если государство ранее, не являясь участником, не сделало заявления в соответствии со ст. 12 (3) в отношении рассматриваемого преступления (ст. 11 (b), см. также статью 126 (2)). Кроме того, когда Совет Безопасности передает ситуацию Суду, прокурор может осуществлять расследование и уголовное преследование в связи с преступлениями, которые были совершены на территории или гражданами государств, не являющихся участниками, и Суд будет обладать юрисдикцией в отношении подобных дел (ст. ст. 12 и 13).

Статут включает действующие международные стандарты и принципы уголовного преследования.

Например, никто не будет подвергаться уголовному преследованию или наказанию со стороны Суда в связи с деянием, которое не являлось преступлением или не предусматривало такого наказания в момент его совершения (ст. ст. 22 и 23). Кроме того, никто не будет подвергаться уголовному преследованию со стороны Суда за деяние, составляющее основу состава преступления, в отношении которого данное лицо уже было признано виновным или оправдано Судом или другим судом, при условии что разбирательство в другом суде не имело целью оградить это лицо от уголовной ответственности, что оно было независимым и беспристрастным в соответствии с нормами должного судопроизводства, признанными международным правом, и что оно проводилось таким образом, что не было несовместимым с целью предать это лицо правосудию (ст. 20). Статья 26 также предусматривает, что уголовному преследованию не будут подвергаться лица, не достигшие 18-летнего возраста на момент предполагаемого совершения преступления.

Статут предусматривает индивидуальную уголовную ответственность, включая ответственность для пособников в совершении преступления или лиц, каким-либо иным образом содействующих его совершению или покушению на него (ст. 25). Однако, согласно ст. 25 (1), Суд обладает юрисдикцией только в отношении физических лиц. Следовательно, его юрисдикция не распространяется на корпорации per se (как это может происходить в национальном законодательстве, когда право причисляет корпорации к юридическим лицам). В результате корпорации не могут обвиняться или подвергаться преследованию Судом. Однако не следует путать это положение с положением о должностных лицах и сотрудниках корпораций, которые могут нести индивидуальную уголовную ответственность за геноцид, преступления против человечности и военные преступления или в качестве "командиров" или "начальников" согласно ст. 28. В этой статье особо предусматривается ответственность командиров и других начальников за действия их подчиненных при определенных обстоятельствах.

В то же время Статут признает определенные основания для освобождения от уголовной ответственности, такие как самооборона, психическое расстройство и ошибка в факте (ст. ст. 31 и 32).

Следует, однако, отметить, что лицо не может выдвигать в качестве основания для освобождения от ответственности то обстоятельство, что оно действовало по приказу правительства или начальника, если: 1) это лицо не было юридически обязано исполнять приказы данного правительства или начальника; 2) лицо знало, что приказ был незаконным; 3) приказ не был явно незаконным. Далее Статут предусматривает, что приказы, требующие от лица совершить геноцид или преступления против человечности, являются явно незаконными (ст. 33). Следует также отметить ст. 30, которая предусматривает, что намерение совершить преступление или знание о преступлении должно быть доказано согласно соответствующим определениям в Статуте.

После обращения прокурора Палата предварительного производства принимает решение о выдаче ордера на арест и передачу лица, подозреваемого в совершении преступления, подпадающего под юрисдикцию МУС. В Статуте указывается ряд факторов, которые Палата должна принять во внимание перед выдачей такого ордера, в том числе разумные основания полагать, что это лицо совершило преступление, в отношении которого ведется расследование (ст. 58). От государств-участников требуется оказывать содействие Суду, исполняя его просьбы об аресте и передаче лиц МУС (ст. ст. 59 и 89). Когда лицо предстает перед Судом, добровольно или на основании ордера, Палата предварительного производства должна провести слушание, чтобы убедиться в том, что Прокурор обладает достаточными доказательствами для подтверждения каждого пункта обвинения (ст. 61 (5)).

Лицо имеет право ходатайствовать о временном освобождении на нескольких этапах до начала судебного разбирательства (ст. 59 (3) и 60 (2)). Существуют также несколько возможностей для обвиняемого, прокурора и государств обратиться к Палате предварительного производства с просьбой о пересмотре различных решений прокурора и ОБЖ (ОБЗР)аловать определенные решения Палаты предварительного производства перед началом судебного разбирательства (см., например, ст. ст. 19 и 53).

В Статуте гарантируется право на справедливое судопроизводство. Статья 67 устанавливает права обвиняемого на справедливое публичное слушание, проводимое в соответствии со стандартами, вытекающими из Международного пакта о гражданских и политических правах и других широко признанных международных документов. Легко уязвимые свидетели и потерпевшие также пользуются защитой во время любого судебного разбирательства, и Суд решает, какие доказательства допустимы или недопустимы (ст. ст. 68 и 69). Суд также будет иметь возможность преследовать лиц, которые пытаются помешать отправлению правосудия, например, давая ложные показания, предлагая взятку судьям или угрожая им (ст. 70).

Суд в виновности обвиняемого, не подлежащей сомнению на разумных основаниях (ст. 66 (2) и (3)).

Статья 74 предусматривает, что все судьи Судебной палаты должны присутствовать на каждой стадии судебного разбирательства и в ходе всех совещаний и должны стремиться достичь единодушия в своем решении. Их решения должны выноситься в письменном виде и быть обоснованными (ст. 74 (5)).

Статья 76 (4) предусматривает, что любой вынесенный приговор должен оглашаться публично и, когда это возможно, в присутствии обвиняемого. В Статуте также допускается ОБЖ (ОБЗР)алование различных решений Судебной палаты, таких как решение о признании лица виновным или о вынесении ему определенного приговора (ст. ст. 81 - 84). Все подобные ходатайства будут заслушаны Апелляционной палатой, которая состоит из председателя и еще четырех судей в каждой инстанции (ст. 39). Суд может назначить лицу, признанному виновным, следующие меры наказания: 1) лишение свободы на срок, не превышающий 30 лет; или 2) пожизненное лишение свободы, когда это оправдано исключительно тяжким характером преступления и индивидуальными обстоятельствами лица, признанного виновным в его совершении; и/или 3) штраф; и/или 4) конфискацию доходов, полученных в результате преступления (ст. 77).

Кроме того, Суд может вынести постановление о возмещении осужденным ущерба потерпевшим в форме реституции, компенсации или реабилитации (ст. 75 (2)).

Статут предусматривает, что Суд имеет собственные Правила процедуры и доказывания, окончательный вариант которых будет принят Ассамблеей государств-участников (ст. 51). В этих Правилах будут более подробно изложены положения, касающиеся проведения всех процедур МУС.

Суду необходимы сотрудничество и помощь государств в ходе всего процесса расследования, судебного преследования и исполнения приговора (ст. ст. 86 - 103). Государства-участники должны исполнять просьбы Суда о помощи, если при этом не возникает реальной угрозы национальной безопасности (ст. 72) и за исключением других определенных ситуаций, число которых очень ограничено. От государств-участников также может потребоваться помощь в исполнении постановлений о штрафе, конфискации или возмещении ущерба (ст. ст. 75(5) и 109). Кроме того, любое государство может принимать лиц, которым вынесен приговор, и осуществлять надзор за ними (ст. ст. 103 - 107).

Однако это государство не может изменить наказание лица или освободить лицо до истечения срока наказания по приговору, вынесенному Судом (ст. ст. 105 и 110).

Статут воплощает традиционную концепцию правосудия, которая предусматривает уголовное преследование и наказание виновных и обязует Суд установить принципы, касающиеся возмещения ущерба потерпевшим или в их отношении, в том числе реституции, компенсации и реабилитации (ст. 75).

Более того, ст. 79 предусматривает учреждение решением Ассамблеи государств-участников Целевого фонда. Фонд будет управляться в соответствии с критериями, определяемыми Ассамблеей (ст. 79 (3)).

Суд может вынести решение о возмещении ущерба потерпевшим через этот Фонд или распорядиться, чтобы денежные средства и другое имущество, изъятые посредством штрафов или конфискации, были переданы в Фонд (ст. ст. 75 (2) и 79 (2)).

Статут идет дальше и предоставляет слово потерпевшим, которые могут давать показания, участвовать во всех стадиях разбирательства в Суде, а также имеют право на защиту их безопасности, интересов, личности и личной жизни. Такое их участие отражает принципы Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью (ООН 1985 г.), которых должны придерживаться национальные судебные системы. Положения Статута требуют от Суда предоставить такие права и защиту во время его разбирательств (например, ст. 68). Включение этих положений в Статут свидетельствует о важности роли потерпевших во всем процессе, и можно надеяться, что Суд станет инструментом эффективной борьбы против несправедливости по отношению к потерпевшим во всем мире.

Участники Римской конференции были особенно озабочены тем, чтобы учесть гендерный вопрос во всех аспектах функций Суда. В Статут включены важные положения, касающиеся уголовного преследования в связи с преступлениями, связанными с сексуальным и гендерным насилием.

Изнасилование, обращение в сексуальное рабство, принуждение к проституции, принудительная беременность, принудительная стерилизация и любые другие формы сексуального насилия определяются как преступления против человечности и военные преступления. Среди сотрудников Суда будут специалисты по вопросам, связанным с насилием, совершаемым против женщин, а также будет существовать справедливое представительство судьями женского и мужского пола в Суде.

Другой формой уголовной ответственности военных преступников является их привлечение к суду отдельных государств . В связи с этим возникает вопрос о выдаче военного преступника тому государству, на территории которого им было совершено преступное деяние. Государства обязаны выдавать таких преступников независимо от того, являются ли они иностранцами или гражданами собственной страны, и независимо от наличия двусторонних соглашений о выдаче. На военных преступников не распространяются сроки давности, на что прямо указано в ст. 1 Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечности от 26 ноября 1968 г. На военных преступников не распространяются нормы, регулирующие право убежища (ст. 1 п. 2 Декларации о территориальном убежище от 14 декабря 1967 г.).

Новой формой международной уголовной юрисдикции следует считать Специальный суд по Сьерра-Леоне, который был создан на основе двустороннего соглашения между ООН и Правительством Сьерра-Леоне от 16 января 2002 г. на основе Резолюции СБ ООН N 1315 (2000) от 14 августа 2000 г.

Юрисдикция Суда распространяется не только на судебное преследование лиц, совершивших серьезные нарушения международного гуманитарного права, но и на лиц, совершивших серьезные нарушения национального законодательства Сьерра-Леоне, в том числе миротворческий контингент. Вместе с тем приоритетная юрисдикция в отношении миротворцев установлена для национальных судов посылающих их государств.

Таким образом, в МГП прослеживается тенденция перехода от создания международных органов уголовной юстиции ad hoc (на различной международно-правовой основе) в целях реализации принципа личной уголовной ответственности физических лиц за серьезные нарушения норм МГП в ходе межгосударственных и внутригосударственных вооруженных конфликтов к утверждению единого постоянно действующего органа уголовного правосудия Международного уголовного суда. Юрисдикция внутригосударственных судов в отношении преступлений против мира и безопасности человечества носит восполняющий характер.

Основной источник:
Международное гуманитарное право (Батырь В.А., 2011)
Международное гуманитарное право



1 2 3 4 5





Наверх