Тем, кто идет по тайге
Содержание
"Встреча Солнца"
Ключ от сокровищ Сибири
Тайга
Главное - в тайге не затеряться
Безопасность в вашей власти
Таежная кладовая
Берегите тайгу
1. Список млекопитающих и птиц, внесенных в "Красную книгу" редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растеций СССР, на 1.1.1975 г.
2. Вариант сигналов, передаваемых движениями человека
3. Перечень ценных видов пушных зверей, добытых охотой, шкурки которых подлежат обязательной сдаче государству
4. Предельные сроки отстрела диких копытных животных на территории РСФСР
5. Перечень диких копытных животных, отстрел которых производится по разрешениям (лицензиям), и размер платы за выдаваемые разрешения (лицензии)
6. Шкала гражданских исков (в рублях), предъявляемых Организациям и лицам в возмещение ущерба охотничьему фонду РСФСР
7. Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный незаконной добычей или уничтожением морских млекопитающих
8. Некоторые грибы Сибири
9. Некоторые таежные полезные растения
"Встреча Солнца"
Азиатский материк в течение долгого времени оставался загадочным для европейцев. Достоверно никто не знал, что за земли лежат к востоку от Уральского хребта, как далеко они простираются, какие таят богатства и что за народы их населяют.
Впервые с этими неизведанными пространствами Сибири ознакомились в конце XI или в начале XII века простые русские люди, "промышленные и охочие людишки", уходившие за Урал от гнета князей и бояр, в поисках лучшей доли.
Позднее талантливые и мужественные сыны России проникали за Урал в просторные ворота, которые первым открыл в 1581 году герой народных песен и сказаний - Ермак Тимофеевич (Ермак Тимофеевич - отважный русский землепроходец, покоритель Сибири, спасавший со своей дружиной Русь от набегов хана Кучума. Погиб во время внезапного нападения в 1585 году, утонув в реке Вагай).
В неизмеримо тяжелых условиях, питаясь корой сосновой, ягодами, испытавая голод и лишения, проявляя отвагу и страстное стремление к познаниям, переправляясь через горы, хребты, тайгу, шли на Восток многие и многие землепроходцы. И, как писал дальневосточный поэт П. Комаров:
"Землепроходцы пришли босые,
Топором прорубая путь,
Не забудь их, моя Россия,
Добрым именем помянуть".
После похода Ермака произошло официальное включение "Новой Сибирской земли" в Московское царство, и с этого времени русские промышленники и казаки стали быстро осваивать новые, почти не заселенные земли, богатые пушным зверем. Рассказы очевидцев, сведения, полученные от коренного населения, и наша русская смекалка помогали им идти на восток, "встречь Солнца", проникать все Дальше и дальше в глухие лесные дали Сибири, Дальнего Востока.
Русские первопроходцы продвигались в Сибири "встречь Солнцу", переходя из притоков Оби в притоки Енисея, из них - в реки ленской системы и дальше. Водоразделы преодолевали волоками. В самом начале XVII века определился Маковский волок, по которому казацкие суденышки попадали из обской Кети в енисейскую речку Кемь. Пользовались им лет двести. Село Маковское на Кеми - первое русское поселение в "Енисейской землице".
Всего за неполных 60 лет отважные русские люди открыли всю Сибирь от Урала до Тихого океана, и эту гигантскую территорию, равную целому континенту, присоединили к владениям России. Огромный край Восточной Сибири площадью более 7 миллионов квадратные километров был "приращен" к Русскому государству в первой половине XVII века.
Землепроходцы России встретили за Уралом аборигенные, или коренные, народности Сибири, искони заселявшие пространства между Уралом и Тихим океаном. Эти народности явились представителями самостоятельных больших языковых семейств, особых культурно-этнических групп и "хозяйственно-культурных типов".
Группу угорских, или уральских, народностей составляли ханты и манси (раньше - вогулы и обские остяки), проживающие в лесных пространствах Западной Сибири. К ним примыкают самодийцы (раньше - самоеды), ненцы, селькупы.
В степях и лесостепях Южной Сибири обитали тюркоязычные народности. Из них наиболее многочисленны алтайцы (алтай-кижи), хакасы, тувинцы. В число тюркских народностей Сибири входят самые северные в мире тюрки и якуты (саха); лишь они одни из всех северных народов мира умели вести скотоводческое хозяйство.
Обширнейшие пространства тайги и лесотундры к востоку от Енисея издревле занимали лесные охотники и оленеводы - эвены и эвенки (раньше их называли тунгусы). Небольшие группы этих племен кочевали между Енисеем, Северным Ледовитым океаном и Байкалом, уходя на восток от Байкала, в степи Забайкалья и Маньчжурии. Здесь источником их существования были уже не охота, рыболовство и оленеводство, а разведение лошадей. Это были "конные тунгусы", со временем перенявшие от своих соседей бурятский язык.
К числу тунгусоязычных племен принадлежали обитатели Приамурья - нанайцы (раньше - гольды), а также их соседи - ульчи.
В Прибайкалье и за Байкалом, начиная с реки Уды - притока Ангары в ее низовьях и реки Оки, плотно расселены были полуоседлые скотоводы - буряты, разводившие в отличие от якутов не только лошадей и крупный рогатый скот, но также овец и коз. Буряты говорят на языке монгольской группы. В XVII веке русские видели у них верблюдов, а в Агинских степях верблюды встречаются и теперь.
На крайнем северо-востоке Азии обитают северо-восточные палеоазиаты: чукчи (раньше - луораветланы), коряки (раньше - нымылланы). Одни из них живут оседло и занимаются промыслом морского зверя (оседлые - "сидячие" чукчи и коряки). Другие кочуют вместе с оленями по тундре. Вдоль берегов Амура в нижнем его течении и на острове Сахалин обитают амурские "палеоазиаты" (арктические племена, не имевшие по языку ничего общего с другими большими группами народов Азиатского материка) - нивхи (раньше-гиляки).
Вдоль Берингова пролива тянется узкая полоса поселений прибрежных морских зверобоев - эскимосов, юитов - родичей эскимосских племен, с незапамятных времен освоивших берега Аляски, Лабрадора и Гренландии,
Между Леной и Колымой бродили группы юкагиров - одулов, маленького, но широко распространенного некогда народа. Там же жили загадочные по происхождению и культуре палеоазиаты Центральной Сибири - кеты и сохранившиеся малочисленные народности на Енисее и в Саянах - арины, ассаны, котты.
На берегах озера Байкал тысячелетиями сменялись племена, народы и культуры, слышалась разноязычная речь тюрков, тунгусов, монгольских племен и не дошедших до нас этнических групп далекого прошлого Сибири.
Пробиваясь в далекую Сибирь, русские люди давно начали прокладывать самый большой в России Московско-Сибирский тракт.
Сначала "государева" дорога прошла из Москвы на Вологду, через Великий Устюг на Соликамск, Чердынь. Спустя многие годы путь от Чердыни прошел через Расвесной Камень по неОБЖ (ОБЗР)итым местам Северного Урала к Лозьвинскому городку, что возник на Лозьве, у впадения в нее реки Ивдель. Дальше дорога потянулась на Тюмень и через всю Сибирь. Этот путь затем стремились сократить. Так, в 1597 году соликамский Артемий Бабинов открыл наиболее короткую дорогу от Соликамска через Урал в верховья Туры и далее сквозь дремучие леса, по гатям и росчистям - в Сибирь.
Через год на главной Сибирской дороге был заложен город Верхотурье, ставший узловым и главным таможенным пунктом Урала.
В 1735 году началось строительство тракта от Екатеринбурга до Тобольска.
В 1753 году, с упразднением Верхотурской таможни, почтовый тракт сместился к югу и прошел от Перми через Кунгур к Екатеринбургу.
Большой Сибирский тракт через Урал был официально узаконен лишь в 1783 году и вот тогда таежная глушь огласилась перезвоном колокольчиков почтовых троек...
В конце XIX века несколько инициативных сибирских купцов (среди них М. Сидоров и А. Сибиряков, которые не раз вкладывали средства в организацию северных экспедиций) добились строительства канала. Нашли место, где притоки великих рек Оби и Енисея сходятся совсем близко, всего километров восемь. "На Орловой гагара кричит - на Касе слышно", - говорили селькупы - местные жители. Но потребовалось несколько шлюзов (длиной 20 и шириной 10 метров). Их рубили из лиственничных бревен. Закончили строительство через 10 лет, но оказалось, что на Енисее и судов таких нет, которые втиснулись бы в шлюзы. Но все же "сибирская Мариинка" работала около 15 лет. Называли ее Кеть-Касским каналом или еще громче - Обь-Енисейским.
Воплощение в жизнь заманчивой идеи слить Обь с Енисеем было отодвинуто строительством великого Московско-Иркутского гужевого тракта. Прошло по каналу всего несколько десятков судов (с рельсами, цементом) во время строительства великой Сибирской железной дороги. По иронии судьбы железная дорога и погубила канал окончательно. Речной путь через тайгу совсем забыли.
Со строительством и пуском в 1900 году железной дороги от Москвы до Владивостока значение Большого Сибирского тракта резко снизилось. Прекратили свое существование почтовые станции, ушли в прошлое ямщики, обозники.
При проникновении в области Сибири русские пользовались путями, указанными проводниками - коренными жителями края, хорошо знавшими местные условия и гидрографическую сеть. В тот период основными путями сообщения в Восточной Сибири были реки. Их широкое использование было возможно благодаря удобному расположению сибирских рек, сближавшихся своими притоками.
С расширением русских поселений на Дальнем Востоке все больше давала знать себя их оторванность, трудности сухопутных сношений с Россией через Сибирь. Перевозки товаров были сопряжены с бесчисленными перегрузками и нередко утратой груза. Иногда караваны гибли в пути или попадали в руки разбойников.
Товары перевозили по рекам в стругах и дощаниках; шли на веслах, на шестах, на парусах, бечевой поднимались против течения рек, на порогах тянули суда волоком. Зимой товары везли на собаках и на лошадях по льду замерзших рек или сквозь дикую таежную глухомань. Нужно было держать более 4 тысяч вьючных лошадей, так как между Якутском и Охотском на расстоянии более тысячи километров был только вьючный караванный путь.
Отсутствие дорог, болота, горы и быстрые реки, через которые приходилось переправляться вплавь, вызывали большие потери, порчу и ломку вещей. Корабельные канаты, например, приходилось разрубать, якоря распиливать, а затем заново скреплять в Охотске. Предметы первой необходимости доставлялись не ранее чем через два, три года после отправки и в недостаточном количестве.
Чрезвычайные трудности поглощали значительную часть прибылей кампаний. Огромные расходы на перевозку товаров резко повышали их стоимость; например, хлеб, привезенный из России, в поселениях стоил в десять раз дороже.
Еще в середине XIX века И. А. Гончаров, возвращаясь с Амура после путешествия на фрегате "Паллада", писал: "Вы, конечно, не удивляетесь, что я не говорю ни о каких встречах на дороге? Здесь никто не живет, начиная от Ледовитого океана до китайских границ, кроме кочевых тунгусов, разбросанных кое-где на этих пространствах. Даже птицы и те мимолетом здесь".
Долгое время обширные таежные пространства Сибири оставались вне интересов земледелия, промышленности и градостроительства. Серьезное внимание вопросу заселения таежных пространств было уделено только в 1893-1895 годах, когда вообще расширились мероприятия по заселению Сибири.
С развитием автомобильного транспорта значение старейшей дороги вновь возросло. Многие ее участки были модернизированы и благоустроены. От Большого тракта на многие сотни километров протянулись новые дороги в стороны юга и севера.
В связи с идеей направить часть стока Оби при поддержке Енисея на юг в Среднюю Азию - речной путь вновь привлекает внимание. Может быть, следует вспомнить, и в этих целях все-таки выгоднее проложить канал по старинному Московскому волоку или использовать Кеть-Касскую систему каналов и шлюзов?
В 1913 году совершил большое путешествие по России известный полярный исследователь Фритьоф Нансен. Ему довелось быть очевидцем и летописцем строительства Транссибирской железнодорожной магистрали, и в своей книге "В страну будущего" (которую сейчас называют первым экономическим исследованием Сибири), он писал: "Здесь лежат бесконечные пространства, таящие блестящие возможности, и только ждут приложения творческих сил человека. И таких мест попадалось все больше и больше по мере нашего приближения к Дальнему Востоку".
Мечты об освоении Сибири, Дальнего Востока волновали землепроходцев XVII, XVIII, XIX и начала ХХ столетий, но заявить о себе "краю будущего" в полный голос в те времена, было не суждено.
Как географическое название слово "Сибирь" в наших памятниках впервые упоминается с 1483 года. Это слово прежде всего ассоциировалось с представлениями о необычайной отдаленности, трудной доступности, тяжелых условиях жизни. Недаром царское правительство ссылало сюда каторжников.
Во имя уничтожения в России крепостного права и самодержавия 14 декабря 1825 года восстали первые революционеры страны - декабристы. Восстание в Петербурге было разгромлено. Пестель, Рылеев, Сергей Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин и Каховский были казнены, а другие декабристы - свыше ста человек - сосланы в Сибирь на каторгу и поселение. В селе Урик, неподалеку от Иркутска, жили Лунин Михаил Сергеевич, Сергей Волконский, Никита и Александр Муравьевы, в соседнем Оёке - Трубецкой, в Тельме - Одоевский, в Олонках - Раевский.
... "Во глубине сибирских руд, - писал А. С. Пушкин декабристам, - Храните гордое терпенье...".
Мы свято храним благодарную память о первенцах свободы России.
В комедии И. В. Гоголя "Ревизор", когда купцы жалуются на городничего, чиновник из Петербурга - Иван Александрович Хлестаков говорит: "Ах, какой мошенник! Да за это, просто, в Сибирь".
Разгневанный городничий - Антон Антонович Сквозник-Дмухановский грозится почтмейстеру - Ивану Кузьмичу Шпекину: "...я в самую Сибирь законопачу?", а тот ему укоризненно отвечает: "Эх, Антон Антонович, что Сибирь? далеко Сибирь...".
Под названием Сибирь до установления Советской власти понимались все азиатские владения России, за исключением Закавказья, Закаспийской области и Туркестана. Границами ее считались: на севере - Северный Ледовитый океан, на востоке - Берингово и Охотское моря, области Приморская и Амурская, далее Монголия, к югу - Китайская империя, к западу - река Иртыш (Иртышская линия) до Омской крепости, затем Ишимская и Горькая линии до Оренбургской губернии, и наконец - Уральские горы до берегов Северного Ледовитого океана.
В настоящее время Сибирь - это территория площадью около 10 миллионов квадратных километров, занимающая большую часть Северной Азии от Урала на западе до горных хребтов Тихоокеанского водораздела на востоке и от берегов Северного Ледовитого океана на севере до холмистых степей Казахской ССР и границы к Монгольской Народной Республикой и Китайской Народной Республикой на юге.
В пределах Сибири расположены Бурятская АССР, Тувинская АССР и Якутская АССР; Алтайский и Красноярский края; Тюменская, Курганская, Омская, Новосибирская, Томская, Кемеровская, Иркутская и Читинская области РСФСР.
Основными природными областями Сибири являются Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, горы Южной Сибири и система гор Северо-Восточной Сибири. В состав гор Южной Сибири входят Алтай, Западные Саяны, Восточные Саяны, горы Тувинской АССР, Прибайкалья, Забайкалья.
Горы Северо-Восточной Сибири обрамляются Верхоянским хребтом и Колымским нагорьем, образующим гигантскую дугу, внутри которой располагаются цепи горных хребтов, ^высоко приподнятые плоскогорья и обширные низменности (вдоль рек Яны, Индигирки, Колымы).
Среди многочисленных озер Сибири выделяются Байкал, Таймыр, Чаны, Телецкое.
Крупнейший орографический комплекс Восточной Сибири получил в литературе название Саяно-Байкальского станового нагорья. В его состав входят внутриконтинентальная впадина озера Байкал (рис. 1) и горные хребты, окружающие впадину. Основную часть северовосточного Прибайкалья занимает Баргузинский хребет: его западный байкальский склон значительно длиннее и положе восточного склона, очень крутого, что обусловлено тектоникой.
Коренной сибиряк - Дмитрий Павлович Давыдов (родился в городе Ачинске в 1811 году) - издает в 1843 году составленный им "Якутско-русский словарь" для пользы отечества, а в конце 50-х годов в петербургских газетах появляются его стихотворения, одному из которых - "Думы беглеца на Байкале" - суждено было стать замечательной народной песней. "Славное море- привольный Байкал", - начиналась она у автора.
Явные признаки нынешних движений земной коры на побережье Байкала дали основание причислить озеро к ряду мировой системы рифтовых зон. Возможно, на дне Байкала происходит образование новой коры, которая сейчас подстилает дно существующих океанов. При этом полагают, что берега озера каждый год раздвигаются на два сантиметра. Может быть через десятки миллионов лет привычка сибиряков называть озеро Байкал "славным морем" перестанет быть преувеличением.
Как полагают ученые, Байкал находится в самой начальной стадии развития, если рассматривать его как рифтовую зону. Поэтому следует узнать, вписывается ли Байкал в так называемую новую глобальную тектонику, или тектонику плит.
Рис. 1. Озеро Байкал
Согласно современным воззрениям, верхний сейсмически активный слой Земли разделен на стабильные участки - гигантские литосферные плиты. Таких плит насчитывают всего шесть - семь, одни из них делятся на более мелкие. Некоторые из пограничных областей плит как раз и являются рифтовыми зонами, которые чаще всего представляют собой донные срединноокеаническне хребты. Эти рифтовые зоны "живут" - есть среди них молодые и старые, растущие и застывшие.
Если ученые обнаружат на байкальском дне признаки океанической рифтовой зоны, сходство с ней, то, тем самым, не только сумеют достоверно установить историю образования этого уникального озера, но и сделают крупный вклад в развитие современной теории строения Земли. В этих целях на Байкал привезли подводные аппараты "Пайссис-7" и "Пайссис-11" (длина 7 метров, вес 11,5 тонны), изготовленные в Канаде, способные спускаться практически на любые глубины озера (глубочайшая впадина Байкала близ острова Ольхой - 1620 метров), записывать все увиденное на видеомагнитофон; фотографировать, брать пробы грунта и воды, держать постоянную связь с исследовательским судном. Все это поможет приоткрыть взору исследователей действительную картину экологической обстановки и проверить гипотезу, согласно которой Байкал в грядущие геологические эпохи может стать морем или даже океаном.
Плещется Байкал, водоем с самобытной флорой и фауной, вместилище невиданных живых существ, нигде больше не встречающихся, великая природная лаборатория, где и сейчас происходит формирование одних видов и угасание других.
Не догадываясь, а восторгаясь сибирским чудом, еще протопоп Аввакум (бунтарь и художник), в середине XVII века, первым описавший Байкал, пророчески писал, что в Байкале "вода пресная, и нерпы и зайцы великия в нем, в океане-море большом".
Для охраны природы Байкала и Забайкалья делается очень многое. Прекращен молевой сплав леса по рекам, впадающим в Байкал, построены и вступили в строй десятки очистных сооружений, в том числе в крупнейшем промышленном центре Улан-Удэ. Ведется очистка рек, впадающих в Селенгу, - Баргузина, Чикоя, Хилока.
Землетрясение 1862 года в районе дельты Селенги погрузило под воду большую площадь, на которой находилось четыре бурятских улуса, и на этом месте образовался залив "Провал". Об активности недр свидетельствуют и выходящие из глубин земли на поверхность более 30 минеральных источников, в основном горячих (до 100 градусов по Цельсию), и высокий в этой местности тепловой поток, идущий из глубин, источник которого пока неизвестен.
Как исторический район Сибирь включает в себя в настоящее время и Дальний Восток. В то же время Дальний Восток - это общее наименование территорий и государств (восточные части СССР и Китая, Корея, Япония, Филиппины), расположенных на востоке Азии.
Дальневосточный экономический район СССР включает Приморский и Хабаровский края, Амурскую, Камчатскую, Магаданскую и Сахалинскую области. Он омывается морями: Лаптевых, Восточно-Сибирским, Чукотским, Беринговым, Охотским, Японским, а также Тихим океаном. Свыше трех четвертей территории района имеет горный рельеф: хребты Сихотэ-Алинь, Буреинский. Становой, Джагды, Тукурингра, Джугджур, Срединный, Черского. Среди них протекают крупнейшие реки: Амур с притоками - Зея, Бурея, Уссури, Камчатка.
Большой интерес представляет составленная коллективом ученых тектоническая карта Дальнего Востока. Ученые получили право сказать, что 180 миллионов лет назад там, где в настоящее время находятся Сахалин, Приморье и значительная часть Хабаровского края, был океан, глубоко врезавшийся в материк. Чукотку от Азии отделял пролив. А Дальний Восток образовался в результате монолитной стыковки четырех древних материков.
Континентальная часть Дальнего Востока сейчас "прибавляет" в размерах благодаря различным тектоническим процессам, ежегодно увеличивая свою площадь на 5-7 тысяч квадратных метров. Приходится удивляться тому, что строящаяся сегодня Байкало-Амурская магистраль к концу века "сама собой" удлинится на... полметра из-за того, что ее конечные станции Усть-Кут и Комсомольск-на-Амуре стоят на разных материковых блоках.
Ленинский план ГОЭЛРО предусматривал не только электрификацию, но и строительство новых железных дорог России. Здесь были строки о необходимости сооружения электрической сверхмагистрали от Москвы в глубь Сибири. И проектирование такой магистрали началось в тридцатые годы. Она называлась БАМ и сохранила память о проектировании и строительстве тех лет в названии одной из станций - "БАМ" - на Транссибе в честь будущей магистрали. Из БАМа в Тынду ходили уже поезда, но война отодвинула планы созидания на более позднее время.
Если теперь проехать по Транссибу, то вашему взору предстанут города - научные и индустриальные центры: Тюмень, Омск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Чита, Хабаровск, Владивосток; крупнейшие гидроэлектростанции, воздушные, речные и океанские порты, шоссейные дороги, заводы и фабрики, горно-обогатительные и домостроительные комбинаты, лесопромышленные комплексы, прииски, рудники, электростанции, линии электропередачи, совхозные и колхозные поля, ставшие явью благодаря грандиозной программе коммунистического строительства в СССР.
В наши дни строится новая БАМ, почти параллельная Транссибу, она проходит по территории щедрых природных богатств, по сложному направлению: Среднесибирскому плоскогорью, Северо-Байкальскому и Становому нагорьям с глубокими крутосклонными речными долинами и замкнутыми котловинами, по Зейско-Селемджинскому плато, Селемджинско-Буреинскому нагорью и Нижнеамурской равнине, сквозь глухую тайгу (которой посвящена настоящая книга), по болотам, марям, гарям, преодолевая водные преграды и горы. Байкало-Амурская магистраль от Байкала к Амуру и океану протяженностью 3145 километров должна вовлечь в экономическую жизнь нашей страны огромные целинные пространства.
Ввод в эксплуатацию Байкало-Амурской магистрали позволит поставить на службу народному хозяйству практически еще не тронутые богатства на территории Забайкалья, Южной Якутии, Амурской области и Хабаровского края.
Перспективы развития производительных сил Сибири связаны с формированием крупнейших союзного значения территориально-производственных комплексов: Среднеобского, Братско-Усть-Илимского, Саянского, а также новых комплексов Забайкалья и Приамурья, создание которых связано со строительством БАМ.
Сибирская земля вдохновляла людей, а они озаряли бескрайнюю суровую природу. В них, кто в давние времена "во глубине сибирских руд" мечтал "о заре пленительного счастья", кто зажег зарю новой эпохи в октябре 1917 года, кто сегодня, врубаясь в тайгу, строит новые заводы и города, - источник великой энергии, преобразующей исполинский край.
В судьбе Сибири ярко и впечатляюще выразился созидательный дух ленинизма, его пафос строительства нового мира.
В наши дни часто приходится слышать от молодых, да и не очень молодых людей: "Я еду на Дальний Восток"; "Меня посылают на работу в Сибирь"; "Я много читал о тайге, мне хочется самому испытать ее трудности и романтику".
Без сомнения, молодому романтику особенно хочется работать в зоне северных и горнотаежных районов очагового освоения, ну, в крайнем случае - в южнотаежной зоне районов интенсивного нового освоения.
Конечно, каждый понимает, что недостаточно раскрыть атлас и посмотреть на карту, чтобы полностью представить себе особенности тех мест, куда он намерен отправиться на работу. А предварительная подготовка ведь всегда и везде необходима.
Тот, кто идет по тайге, - геолов, топограф, изыскатель, строитель, охотник, рыболов, лесник, краевед, турист, - не должен отступать перед трудностями, а их преодоление требует определенных, разносторонних знаний и навыков.
Мы видим и ощущаем по существу Сибирь наших дней - в размахе изыскательских и строительных работ.
По нашей огромной территории странствуют изыскатели: геологи в поисках полезных ископаемых - руды, угля, нефти, газа и другого полезного сырья; по трассам линейных инженерных сооружений идут топографы, геологи, гидрологи, обследуя пересекаемые реки и ручьи; геодезисты, - изучая площадки будущих электростанций, других зданий и сооружений; ботаники, - открывающие дикорастущие богатства; делают раскопки археологи; ведут исследования географы, лесоводы, геофизики, геохимики, климатологи, океанологи и многие другие.
В этих специальностях изыскателей у каждого есть своя специфика, своя романтика походной жизни, но у всех много и общего. Это общее заключается в том, что работают они все, как говорится: "в поле", которым может быть не только степь, пустыня, но и болота, льды, тундра, таежные леса, горы.
Всеми изыскателями руководит любознательность, желание найти новое, неизвестное, полезное для страны, любовь и бережное отношение к родной природе.
Процесс изыскания - это большая умственная работа с выводом логических заключений на основе вдумчивого анализа иногда противоречивых фактов и умением расшифровать поверхностные и внутренние "записи Земли". Поэтому изыскателю необходимо обладать даром предвидения, опирающегося на современные достижения науки, на терпеливые наблюдения и достаточно глубокие обобщения.
Методы полевых исследований в изысканиях прошли разные стадии развития, все более совершенствуя свою техническую вооруженность.
Сначала, изыскатели ходили преимущественно пешком, затем ездили верхом, потом передвигались на автомобилях и, наконец, полетели на самолетах и вертолетах. Если когда-то изыскатели хорошо разбирались в лошадях, умели за ними ухаживать, то в дальнейшем они овладели искусством водить автомашины, стали аквалангистами и моряками, а в самое последнее время они сдружились и с авиацией.
Неизмеримо пополнился арсенал технического вооружения изыскателей, позволяющий в краткие сроки не только обозревать поверхность Земли, но и глубоко проникать в ее недра.
В настоящее время изыскательские специализированные крупные комплексные подразделения имеют все виды транспорта, радиостанции, геофизические приборы и походные химические лаборатории. К их услугам и самолеты, и вертолеты, и самоходные буровые установки, а также сложные, очень чувствительные измерительные приборы и другая аппаратура.
Наряду с бамовцами, в освоении пространств Сибири принимают участие представители многих министерств, ведомств, учреждений, организаций, институтов, но в первую очередь огромная армия изыскателей, проектировщиков и строителей всех профилей и специальностей. Эти смелые, умелые, мужественные, героические люди должны пройти множество испытаний, выдержать нелегкий экзамен, лишения и трудности, чтобы сделать реальностью - второй путь к океану, энергетические реки единой сибирской объединенной энергосистемы, трубопроводы нефти и газа, новые разработки месторождений полезных ископаемых, новые города и поселки, порты, совхозы и колхозы, и многое другое.
Поэтому установленный у нас в стране "День геолога" можно считать "Днем всех изыскателей"!
Изыскатель - пионер любого строительства. Труд изыскателя особый, его не сравнить с никаким другим трудом. Для него нехоженые тропы, жизнь в палатках, топи и болота, ночные костры не романтика похода, а обычные условия труда. Мороз в сибирской тайге и изнуряющая жара на юге - не препятствие для него. Разве только, когда уже совсем невыносимо тяжело станет в морозный вьюжный день где-нибудь на крутых склонах Саян или когда нестерпимо жалят мириады гнуса где-то в тайге или в тундре Чукотки, вдруг захочется ему домашнего уюта или "нормальных" условий - вроде восьмичасового рабочего дня. Но это бывает только изредка.
Вернется он, продрогший и промокший, к скромному биваку, согреется немудреным ужином и чаем, и трудности отходят на задний план. В голове рождаются заботы завтрашнего дня.
Каждый человек этой профессии по-своему романтик, да и невозможно им не быть: работа переплетается с рыбной ловлей на зорьке и чередуется с охотой. И нет такого места в нашей стране, где бы ни ступала нога изыскателя.
Изыскатели - это сильные, бесстрашные, волевые и находчивые люди, которые не теряются при опасностях и трудностях, не отступают перед ними, умеют преодолевать и холод, и стужу, и жару, и жажду, и дождь, и снег и другие подкарауливающие их на каждом шагу неприятности и "шалости" природы.
Изыскатель - человек умственного и физического труда малозаметный и скромный.
Приходит время окончания или начала стройки, а изыскатель в это время уже на новом месте впереди. Он ищет новую трассу, ему не к чему огладываться на вчерашнее. Как у изыскателей говорится:
Нам не досуг сидеть на месте,
Масштабы наши вся страна,
Знакомы нам законы леса,
Пустыни, горы и тайга.
Может быть это и является той изюминкой, которая привлекала, привлекает и, я не сомневаюсь, будет привлекать людей, посвятивших себя этому трудному, порой неблагодарному, но прекрасному труду. Работая на изысканиях трасс различных линейных сооружений, автор за тридцать с лишним лет прошел пешком порядка 40 тысяч километров. Много интересного довелось увидеть, и ни разу не приходилось сожалеть о выбранной беспокойной профессии.
Да, но, почему же труду неблагодарному?
Что ни говорите, а всегда как-то виднее то, что венчает труд. А предшествующее этому моменту нередко остается в тени, безвестным, и все лавры достаются последним - строителям и перепадает кое-что проектировщикам, чаще ведущим авторский надзор. В некоторых даже печатных материалах строитель фигурирует как человек, первым прошедший, например, по трассе линии электропередачи. Труд же изыскателя остается менее замеченным. Так, "Вечерняя Москва", № 218 от 16 сентября 1967 года поместила репортаж с вертолета "ЛЭП 750", где специальный корреспондент Н. Тетерин подчеркивает, что это уникальная линия электропередачи. В этой статье нет ни одной строки о ее создателях. Она построена, это здорово! Честь и хвала строителям! Но уникальна мощная высоковольтная линия огромного напряжения в 750 киловольт еще потому, что ее сумел так решить коллектив проектировщиков проектных институтов, а выбрал для нее оптимальное место - трассу, в сложных условиях застроенной территории, коллектив изыскателей.
Но это не высказывание какой-то обиды. Изыскателям всегда безмерно счастливы и горды, встречая на пройденных, когда-то нехоженых, тропах мощные мачты высоковольтных линий, железные, автомобильные дороги, многие другие инженерные сооружения и дымы ОБЖ (ОБЗР)итой таежной глуши.
Первопроходчиками строительства линий электрических передач или высоковольтных линий являются изыскатели этих трасс - "энергетических рек", - известного в стране Всесоюзного Государственного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института энергетических систем и электрических сетей "Энергосетьпроект". У института много отделений и его людям суждено претворять в жизнь Единую объединенную энергетическую систему страны.
Где только не побывали изыскатели Московского, Сибирского, Томского, Дальневосточного и других отделений этого института и сколько они всего видели и пережили, трудно вспомнить и описать!
Частично это можно выразить, пожалуй, словами поэта Петра Нефедова из его стихов "Таежные проспекты":
"Мы шли, со лба не вытирая пота,
Гуденьем комарья оглушены.
Под сапогами хлюпали болота,
Кустарники цеплялись за штаны.
Не первые и не вторые сутки
Мы шли тайгой без тропок и дорог.
И знали мы: чем дальше мы уходим,
Тем будет путь опасней и трудней .
Мы где-то далеко от базы бродим
И, может быть, не все вернемся к ней".
В одном из тихих переулков старой Москвы, в небольшом домике, разместился отдел изысканий прославленного Отделения дальних передач. Отсюда берут свой мощный разбег трассы линий электропередачи высоких и сверхвысоких напряжений, о которых в песне А. Пахмутовой, ставшей по сути дела гимном изыскателей и строителей этих трасс и линий, просто и в то же время как-то по-русски задушевно сказано: "ЛЭП 500 - не простая линия"!
Изыскатели, общаясь с природой, сроднившись с ней, привыкли к ветру, к солнцу, к его животворящим лучам, призывающим к жизни окружающую среду, к разнообразным голосам птиц, вою и реву зверей, жужжанию насекомых, журчанию рек и ручьев, шелесту веток и листьев, к постоянному рокоту волн необозримых водных пространств морей и океанов.
Только острые глаза и профессиональная наблюдательность изыскателей умеют разгадывать тайны всевозможных фактов, заставляют с замиранием сердца следить за ними, мечтать и открывать, например, в мало заметной тычинке явления величия и красоты, скрытые от взоров поверхностного наблюдателя.
А сколько нужно знать таежных ориентиров, чтобы не сбиться с нужного пути! Сколько приходится переправляться через реки и на плотах, и по канату; прорубать целые тоннели в буреломах и завалах; преодолевать болота и горы, снежные сугробы, но всегда, несмотря ни на какие препятствия, изыскатели трасс движутся только вперед...!
Разве перечислишь все те знания и навыки, которые просто необходимы при работе в таежных условиях? Поистине, синтезом многих специальностей и профессий должны обладать люди, посвятившие себя изысканиям. Эти люди, которых по праву можно назвать первопроходцами, помимо своей основной специальности, будь то геология или топография, поисковое, буровое дело или гидрология, должны не только обладать навыками, но и быть в полном смысле профессиональными лесорубами и рыбаками, пожарными и охотниками, шоферами и поварами.
Социализм - грандиозное строительство и на земле и в душах людей. Посильно служить делу этого строительства - главная цель нашего народа. Не было, пожалуй, случая в истории мирового хозяйства, когда бы на столь обширных пространствах, в трудных климатических условиях последовательно осуществлялись комплексные проекты использования природных богатств, Разговор здесь пойдет о таежных просторах Сибири, о богатствах природных ресурсов, об их использовании путем формирования территориально-производственных комплексов, об охране природы и многом другом.
Сочинение, которое включает массу разнообразнейших фактов, не исключает недостатков, но автор полагает, что они не помешают возбудить интерес и любовь к природе Сибири, принести соответствующую практическую пользу людям в экспедиционной обстановке.
"Размах работ на БАМе с особой силой подчеркивает необходимость грамотно подойти ко всем проблемам этой великой стройки, решать текущие вопросы не под влиянием стихийного наплыва событий, а исходя из точных, научно обоснованных представлений о перспективе комплексного развития этого обширного района".
Л. И. Брежнев