Технические достижения первобытного человека




Раздел 1. Технические достижения первобытного человека




Содержание раздела


Природа и техника

Техника палеолита и мезолита

Неолитическая революция и техника

Эпоха палеолита (древний каменный век) начинается с началом антропогенеза, а заканчивается в Х тысячелетии до н.э.

Ранний человек был медленнее и слабее, чем большие хищники, не имел такого естественного оружия, как клыки и когти. Люди научились компенсировать эти недостатки, используя камень, кость, дерево. Мастера раннего палеолита создавали острые орудия, сильно оббивая камнем о камень. Выбирались твердые горные породы, чаще кремень. Самая древняя из известных на Земле – это стоянка ранних людей, которая найдена Льюисом Лики в знаменитом Олдувайском ущелье в Танзании. Она имеет вид скопления камней и костей животных. Возраст стоянки датируют двумя миллионами лет.

Предки современного человека все больше отделялись и отдалялись от животного мира. Изготовление орудий труда, выпрямление осанки, изменение поступи, общие согласованные действия, которые требовали сигнальной системы, мясная пища совершенствовали наших пращуров. Около 1,5 млн. лет тому назад появилось ручное рубило – своеобразный тип универсального назначения каменных орудий листовидной формы. Приблизительно 300–200 тысяч лет тому назад люди завладели огнем. Одним из его источников, вероятно, были деревья, которые загорались от молний. Неслучайно у многих народов сохранились легенды о герое, который похитил небесный огонь и подарил его людям (например, греческий миф о Прометее). Сначала огонь только поддерживали. На одной из палеолитических стоянок в Китае археологи нашли слой пепла толщиной 6 м.

Около 200 тыс. лет тому назад началась ледниковая эпоха. Люди оказались в очень жестких естественных условиях, однако обнаружили себя достойными им противостоять. Самые существенные изменения принадлежат к последней стадии палеолита – так называемому верхнему палеолиту (XXXV–X тысячелетие до н.э.). К этому времени сформировался человек современного антропологического типа – «человек разумный» – кроманьонец (по названию грота Кро-Манен во Франции – места первых находок ископаемых останков таких людей). Люди в этот период заселили все континенты, по некоторым скелетам уже можно проследить ту или другую современную расу (европеоиды, монголоиды, негроиды).

В изготовлении каменных орудий появилась новая техника. От каменного ядра заготовки, нуклеуса, откалывали узкие куски. Возникла специализация орудий – ножи, скребки, пилочки, наконечники. От мастера требовалась виртуозная точность обработки камня: чтобы изготовить каменный меч, например, нужно было ударить свыше 250 раз.

Люди уже жили не только в созданных природой тайниках (пещерах, гротах), появились разные виды искусственного жилья: вырытые в земле и накрытые сверху костями мамонта; полностью построенные из бивней, с очагом в центре; длинные, овальные, с несколькими очагами. Исследования жилья позволяют делать выводы о социальном строе верхнего палеолита. Основной ячейкой, очевидно, была родовая община, которая насчитывала около сотни людей. Сплоченность родового коллектива позволяет осуществлять сложную охоту на бизонов, пещерных медведей, быков, мамонтов, шерстистых носорогов. Охотники загоняли животных в ямы – пропасти, ущелья, бездны. Под скалой около Солютре во Франции найдены скелеты 10 тысяч диких коней. Похожее скопление костей бизонов найдено на Украине около Амвросиевки в Донецкой области.

Верхний палеолит – это время рождения искусства. Его появление было огромным прогрессом в познавательной деятельности людей, осмыслении окружающего мира. Искусство укрепляло социальные связи, помогало формированию первобытной общины, становилось средством передачи опыта. Виды изобразительного искусства палеолита достаточно разнообразны: петроглифы (изображения животных и людей, выполненные на камне), гравюры на костях и рогах, рельефы, рисунки, глиняные и каменные скульптуры.

Большинство ученых связывают появление у человека потребности передать окружающий мир художественными средствами с религиозными магическими представлениями, возникновение которых принадлежит к тому же времени. Этнография знает множество примеров, когда заклинание, танцы вокруг изображений считались средством влияния на реальных животных. Австралийские аборигены и сегодня верят: если мужчины нарисуют или «освежат» новыми красками изображения животных или растений на стенах священной пещеры, то настоящие животные и растения будут хорошо размножаться. Среди рисунков палеолита редко, но встречаются изображения людей в масках. Широко известен так называемый «Колдун» из пещеры Трех братьев во Франции – наполовину олень, наполовину человек. Искусство танца, вероятно, также развивается из имитации поведения животных, охотничьих и военных упражнений.

Вопрос о путях становления изобразительного искусства является сложной научной проблемой. Одни исследователи первым стремлениям изобразить что-то считают полосы на наносном слое глины на стенах пещер (их называют «макароны») и «отпечатки» рук. Другие же ученые доказывают, что самым древним было «натуральное» искусство – изготовление чучел животных, на этой основе возникла скульптура, а уже потом – рельеф, гравюра, рисунок.

Работали древние художники при свете факелов или светильников со мхом. Рукой или примитивными кистями (клок шерсти, щепоток травы) наносились сажа, минеральные краски. Широко применяли охру – естественную красную краску разных оттенков – от желтоватого до пурпурного, ее компонентами являются глина и соединения железа или марганца. Охру сначала находили в натуральном виде, а позже стали изготовлять, пережигая железняк.

Художники палеолита изображали преимущественно животных: зубров, коней, оленей, мамонтов. Первые рисунки несовершенные, но впоследствии мастерство достигло поражающего уровня. Фигуры животных стали рисовать уверенной линией, придерживались пропорции. Появилась штриховка, сплошное окрашивание, применение разных цветов, которое помогало отображению объема. Шедевры пещерной живописи в пещерах Альтамира (Испания), Ляско, Фон-де-Гом (Франция) передают изображения животных почти в натуральный рост с большой жизненной убедительностью. Особенностью этих росписей является то, что между реалистично изображенными фигурами отдельных животных нет композиционной связи, иногда они даже «находят», наслаиваются друг на друга.

Характерными для палеолита также являются небольшие по размеру женские статуэтки. Они выполнены всегда по одному общему принципу: конечности едва намечены, черты лица не обозначены, однако резко подчеркнуты признаки женщины-матери. Такие статуэтки образно называют «палеолитическими Венерами». Очевидно, что основная идея этих изображений – идея плодородия, продолжения рода. Ученые связывают их с культом женщины-праматери в родовой общине, где родство велось по материнской линии.

На Украине исследовано много палеолитических достопримечательностей. Одна из них – стоянка около села Мизин на Десне, вблизи Чернигова. Там найдены фигурки, которые изображают птиц, интересен костный браслет, покрытый сложным геометрическим орнаментом, женские статуэтки.

Мезолит. Средний каменный век – мезолит (X–VI тысячелетие до н.э.). Этот период времени – яркое доказательство сильного влияния естественной среды на жизнь и эволюцию человечества. Закончился ледниковый период, потеплел климат, обновились флора и фауна. К этому времени принадлежит важное техническое изобретение – лук и стрелы. Соответственно большие общинные объединения сменились на небольшие коллективы охотников. После таяния ледников появились большие водные пространства, распространилось рыболовство. Изменился характер сборщины – его основой стал сбор диких злаков. В качестве материала для изготовления орудий широко использовалась кость. Эффективнее была новая, так называемая микролитическая техника обработки кремня: изготовление пластин совсем небольшого размера – микролитов. Например, основу серпа делали из кости, а лезвие составляли микролиты. В мезолите люди освоили плавание на колодах и плотах. Началось приручение животных, первой прирученной была собака.

Общий характер изобразительного искусства в сравнении с предыдущим этапом сохранился, однако, в отличие от палеолита, в росписях мезолита ведущее место принадлежит человеку, его действиям. Появляются сюжетные композиции: охота, танец и тому подобное. Художник уже стремится передать внутреннее содержание, динамику того, что происходит. Это свидетельствует о новых заданиях, которые решало искусство.

Последний этап каменного века – неолит (новый каменный век) – охватывает ориентировочно VI–IV тысячелетие до н.э. Состоялось коренное превращение жизни человечества, связанное с переходом от присваивающих форм ведения (охоты, рыболовства и собирательства) хозяйства к воспроизводящим (земледелие и скотоводство). Этот процесс в науке получил название неолитическая революция.

Для неолита характерно появление многих технических и технологических новинок: сверления, пиления и шлифования камня, ткацкий станок, гончарное производство и гончарный круг, сооружение лодок, зарождения монументальной архитектуры. Новыми чертами обозначена общественная жизнь – материнскую сменила родительская родовая община, возникла парная семья.

На этом этапе исчезли хронологическое, культурное однообразие, в разных географических зонах Земли развитие пошло разными темпами и различными путями. В так называемом «плодородном полумесяце» (Египет, Юго-Западная Азия, побережье Персидского залива) изменения происходили ускоренно. На севере же, напротив, племена долго оставались на том же уровне развития. Уже заметны очень яркие местные особенности, которые позволяют отличить неолит Египта от неолита Междуречья, неолит Европы от неолита Сибири. Творчество людей с развитым земледелием отличалось от творчества племен с подавляющим развитием скотоводства и, в свою очередь, было другим, чем в северных лесных областях, где основной продолжала оставаться охота.

Переход в эпоху неолита к воспроизводящим формам ведения хозяйства способствовал углублению знаний об окружающей природе, что вело к возникновению обобщающих понятий, представлений о мироздании. Жизнь людей неолита зависела от хорошего или плохого урожая, от хорошей или плохой погоды. Люди начали задумываться о явлениях природы, возникла необходимость воплотить в искусстве небо, солнце, воду, огонь, землю. Появились такие символы, как крест, спираль, треугольник, ромб, свастика. Фигуры животных, птиц, людей также превратились в символические знаки, разгадать значение которых бывает нелегко. В неолите реалистичные изображения почти полностью изменились на абстрактные мотивы, воплощенные в орнаменте.

Люди неолита стремились украсить почти все, что их окружало: керамика покрывалась орнаментом, деревянные изделия украшались резьбой, по раскрашенным глиняным статуэткам можно судить, какими были ткани. Многочисленными были личные украшения: ожерелья, браслеты, перстеньки, тело раскрашивали или татуировали. Декоративно-прикладное искусство составляет основную примету искусства неолита.

Приблизительно в IV–III тысячелетиях до н.э. люди начали использовать для изготовления украшений и орудий первый металл – медь. Сначала ковали чистую медь холодной, а впоследствии научились изымать медь из руды путем плавки. Появлению плавильной печи, вероятно, предшествовало строительство гончарных печей. Но медь уступает камню в прочности, и поэтому вытеснить его не могла. Выделяют переходный период – энеолит (меднокаменный век). По формам жизни, типом хозяйства он похож на неолит. Культура энеолита является очень яркой трипольской археологической культурой на территории современной Украины.

Важным и принципиально новым явлением, которое характеризует почти повсеместно поздний неолит и сохраняется потом в эпоху бронзы, является мегалитная архитектура (мегалит – с греческого языка – «большой камень»). Это свидетельствует и о технических возможностях, которые выросли, и о новых эстетичных и идеологических потребностях людей.

Раньше люди уже приобрели определенный опыт строительства жилья: полуземлянки палеолита, глиняные дома трипольской культуры. Но те сооружения носили сугубо утилитарный, практический характер, мегалиты же связаны с религиозным культом. Мегалитичные сооружения были нескольких видов:

– менгир – вертикальный камень высотой иногда до 20 м; во Франции встречаются поля таких столбов, которые тянутся на 2–3 км; они были или объектом поклонения, или помечали место церемоний;

– дольмен – каменный ящик, самый простой его вариант – два вертикально поставлены плоские камни, перекрытые третьим; дольмены, как правило, служили местом захоронения членов рода;

– кромлех – каменные плиты или столбы, расположенные по кругу; на Украине найдены курганы, окруженные кромлехом.

Наиболее известное и сложное мегалитичное сооружение находится в Англии, около Стоунхенджа. Каменные столбы разного размера расположены несколькими концентрическими кругами. Внешнее кольцо составлено из небольших камней, а внутреннее – из очень больших менгиров, которые попарно перекрыты плитами. В центре сооружения лежит квадратная плита. Некоторые ученые считают, что это сооружение могло использоваться для астрономических наблюдений, поскольку через вертикально поставленные пары камней удобно следить за движением Солнца, Луны. Поэтому в литературе Стоунхенджский кромлех иногда называют обсерваторией.

Современный человек смотрит на первобытную культуру несколько свысока, и это отношение несправедливо. Именно в культуре первобытного человека были заложены основы и предпосылки для последующего развития всей человеческой культуры.

Источник: https://studopedia.su/11_41853_dostizheniya-pervobitnogo-cheloveka.html








Наверх