Секреты гончарной слободы. (Гончарное ремесло)


Раздел 4. Техника средневековых цивилизаций






Секреты гончарной слободы. (Гончарное ремесло)


Усовершенствования в гончарном производстве

Древний гончарный круг, тысячелетиями служивший для изготовления глиняной посуды, приводился во вращательное движение рукой. Гончару приходилось время от времени отрывать руку от работы над формуемой глиняной массой, чтобы сообщить очередной толчок диску, который делал несколько оборотов до следующего толчка. В Средние века по существу изобретенный заново в Европе гончарный круг получил некоторые усовершенствования по сравнению с античным.


Новый гончарный круг имел два диска, надетых на общую ось. И если гончар, сидящий над ними на высокой скамье, ударял ногой по большому нижнему кругу, то вращение передавалось и верхнему, служащему рабочим столиком. Вращающийся вместе с ним ком сырой глины вытачивался пальцами, как деталь на токарном станке. Поскольку нижний острый конец металлической оси ставился в металлическую чашечку с жидким маслом, облегчающим трение, а нижний диск, в диаметре имеющий не менее метра, был очень тяжел, то круги от одного удара ногой делали не менее двадцати оборотов. Это освобождало обе руки гончара для непрерывного соприкосновения с обрабатываемой глиной.



В XIII—XIV вв. керамическое производство проникает в Италию. Здесь в XI в. флорентийский мастер Л. Делла Робиа и его преемники А. и Дж. Делла Робиа стали покрывать свои изделия молочно-белой непрозрачной глазурью, получившей название майолики — от о-ва Майорки (Мальорки). Глазурь содержала окись олова, подкрашивалась в синий цвет кобальтом, в зеленый — медью, в фиолетовый — марганцем. Все изделия мастера обжигали дважды: перед глазурованием на слабом огне и после покрытия их глазурью — на сильном.

Тосканские гончары, узнав секрет оловянной глазури, дали начало новой для Европы отрасли гончарного производства — изготовлению глазурованного фаянса. Наибольшую известность приобрели гончарные изделия мастеров североитальянского г. Фаэнца, по имени которого и получил свое название этот вид керамических изделий.

На Руси, как и повсеместно в Европе, гончарное ремесленное производство получило широкое распространение. Кроме глиняной посуды как в городах, так и в деревнях изготовлялись приспособления для литейного дела (тигли, литейные формы), строительные и отделочные материалы (кирпич, черепица, изразцы), пряслица (грузики для веретен) и глиняные игрушки.

Гончарные изделия городских мастеров отличались более тщательной отделкой, расписывались, клеймились, а с XI—XII вв. начали покрываться разноцветной глазурью. Деревенские гончары обжигали свои изделия в обычных домашних печах, а городские — в специальных гончарных горнах двух типов.


Двухъярусный горн состоял из нижней части — топки, откуда, пройдя через отверстия в поде, горячий воздух поступал в верхнюю камеру, служащую для обжига изделий. Одноярусный горн с обратным пламенем расходовал меньше топлива. Температура в горнах достигала 700—900 °С.



Страны Востока значительно опережали средневековую Европу в гончарном деле. Это касается, прежде всего, создания тонких, высококачественных и дорогих сортов керамических изделий. В Китае Танской эпохи (IV - VI вв.) было освоено изготовление фарфора. Китайцы наладили производство громадных ваз, изысканных кувшинов, тончайших лепных украшений, похожих на кружева. Для изготовления некоторых изделий шел фарфор чуть толще листа бумаги. Посуда и вазы покрывались блестящей глазурью и украшались рисунками и скульптурами, изображавшими жанровые сценки. Производством фарфора занимались целые города (Лунцюань, Динчжоу, Цычжоу, провинция Хэнань). Изделия из него высоко ценились в самом Китае и за его пределами. В VII-XIII вв. китайский фарфор стал распространяться в странах Азии и Европы. Секрет производства фарфора китайцы хранили в строгой тайне. Однако в X в. в Корее было налажено собственное фарфоровое производство.

В Европу фарфор попал впервые с вернувшимися участниками крестовых походов, увидевшими его в странах Среднего Востока, торговавших с Китаем. Фарфору в Европе приписывались чудодейственные свойства. Считалось, например, что фарфоровая посуда излечивает болезни, но тут же рассыпается, если в нее попадает яд. Фарфор ценился на вес золота. Даже черепки разбитой китайской посуды шли в дело. Знатные дамы носили их на золотых цепочках как бусы.

Заполучить секрет фарфора стремились многие. Засылались шпионы, монахи, купцы, но все безрезультатно. Они не понимали всех тонкостей изготовления фарфора, тем более что внешне весь процесс производства мало чем отличался от изготовления обычной глиняной посуды. 1


1 Только в 1709 г. немецкий алхимик Бётгер фактически случайно создал первый европейский фарфор и организовал его производство в Мейссене.

Химические технологии

В VIII-IX вв. существенный вклад в развитие химической технологии внесли арабы. Подробный перечень химического оборудования, применявшегося в то время при перегонке, возгонке, растворении, кристаллизации веществ, включал различные типы горнов, жаровни, фитильные и пламенные (нефтяные) горелки, литейные формы, ковши, напильники, шпатели, молотки, щипцы, тигли и т. д. Арабские химики умели получать азотную кислоту, царскую водку (смесь концентрированных азотной и соляной кислот), отделять одни металлы от других, получать, обрабатывать и дистиллировать растительные масла, сублимировать и дистиллировать ртуть, вырабатывать щелочи и мыло, поташ — при сжигании серы, соду — при сжигании морских водорослей, едкий натр — при смешивании соды с известью. В IX в. арабские мастера усовершенствовали процесс дистилляции и научились производить спирт.

Производство спирта

На рубеже XIII — XIV вв. во Флоренции впервые появились очки. Их изобретение стало возможным благодаря успехам итальянского стекольного производства. С XIV - XV вв. стекольно-шлифовальное дело начинает быстро развиваться преимущественно в Нидерландах.

Вопросы и задания:


1. Что такое майолика? Каким образом мастера добивались разного цвета у гончарных изделий?

2. Что представляла собой фаянсовая посуда?

3. Опишите труд славянского гончара.

4. Какие особенности фарфора делали секрет его изготовления желанной тайной для ремесленников средневековой Европы?

5. Что общего между гончарным ремеслом и химическими технологиями, описанными в данном тексте?







Наверх